Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Относительная и абсолютная истиныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным. Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины. Вопрос №20 Научное познание Лекция №13 21. Понятие и функции культуры. Смотреть лекцию №15, вопрос № 4 (функции культуры) ИЛИ см. книгу А.Г.Важенин, стр. 114-115. ДОПОЛНЕНИЯ: Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура – это неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции. 22. Виды культуры. Субкультуры и контркультуры. Культура общества в целом – многоплановое явление, соотносящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры. Различают народную, элитарную и массовую культуры. См. книгу А.Г.Важенин, стр. 115-116. Дополнения: К основным видам культуры можно отнести: • доминирующую (общенациональную, национальную или этническую) культуру, субкультуру и контркультуру; • сельскую и городскую культуры; • обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее. Например, субкультура молодежи. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры. Если представители субкультур, хотя специфично, но все же воспринимают базисные ценности и норымы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи и др.) Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной. Городская культура - индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом. Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией личности. Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия). 23. Мораль как регулятор социального поведения. см. лекция № 16, вопрос № 2(место морали среди социальных норм) или см. дополнения!!!! Дополнения: Единственным стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль. Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Понятие «мораль» произошло от латинского слова «moralis», что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность. Мораль — это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука — этика. Моральные нормы — это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. Выделяют светскую и религиозную мораль. Светская мораль — отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом. Религиозная мораль — совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций. · Регулятивная функция — регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же — является внешней надстройкой. · Воспитательная функция — готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир. · Коммуникативная функция — создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия). · Познавательная функция — позволяет познавать и оценивать человеческие качества. В этой связи отметим, что моральное знание — это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле. Таким образом, мораль — это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни. 24. Понятие и функции науки. Наука – это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый объект изучения, особый язык науки, особые методы и орудия исследовательской деятельности, особые цели, обусловленные поиском истины. Наука выполняет ряд функций:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.54.196 (0.012 с.) |