Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.



1.1. Культура как результат человеческой деятельности и как сама деятельность человека.

Культура – это:

1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества;

2) преобразовательная, творческая деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей.

1. 2. Основные формы существования культуры.

Различают материальную (внешнюю) и личностную (внутреннюю) культуру. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека по целесообразному преобразованию окружающего мира. Результаты материальной культуры – это здания, орудия труда, предметы повседневного обихода, книги, произведения искусства и т.п.

Личностная культура – это деятельность человека, направленная на целесообразное преобразование самого себя. Результаты личностной культуры человека – это его знания, умения и навыки, проявляемые им как приобретенные способности к различным видам деятельности.

1.3. Духовная и физическая культура как части личностной культуры человека. Их направленность.

Духовная культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, способствующих развитию его интеллектуальных способностей и сами интеллектуальные способности человека.

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков по развитию у него физических (двигательных) способностей и сами физические способности (или физические качества) человека.

1.4. Физическая культура как деятельность. Основные виды физкультурно-спортивной деятельности.

Деятельность – это активное отношение человека к окружающей его действительности. Активное отношение человека в сфере физической культуры проявляется в так называемой физкультурно-спортивной деятельности. Деятельность состоит из отдельных действий. Физкультурно-спортивная деятельность строится на основе разнообразных физических упражнений. Каждая деятельность имеет определенную целевую направленность. В зависимости от такой направленности вся физкультурно-спортивная деятельность человека может подразделяться на следующие основные виды:

1) деятельность, направленная на разностороннее (гармоническое) физическое развитие человека, называется физкультурой или физической культурой (в узком смысле этого слова);

2) деятельность, направленная на достижение человеком максимально возможного результата и для участия в соревнованиях (причем, не всегда в области, требующей высокой физической активности), называется спорт;

3) деятельность, направленная на получение удовольствия от занятий физическими упражнениями, называется физическая рекреация;

4) деятельность, направленная на восстановление или излечение организма человека при помощи физических упражнений, называется физическая реабилитация;

5) деятельность, направленная на получение профессионально значимых умений и навыков, называется профессионально-прикладная физическая подготовка.

1.5. Результаты физической культуры человека.

Физическая культура комплексно воздействует на физическое и психическое состояние человека. Результатами физической культуры человека (или физкультурно-спортивной деятельности) являются показатели его физического здоровья, телосложения и степени развития физических (двигательных) способностей.

1.6. Физическое здоровье, как результат физической культуры. «Запас здоровья» человека.

Физическое здоровье – это соответствие показателей жизнедеятельности организма человека норме и степень его устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям. При определении уровня физического здоровья главным образом исследуют физиологические показатели различных систем (сердечнососудистая, дыхательная, кровеносная и др.) организма человека. Положительные функциональные отклонения от нормы, вызванные направленной физкультурно-спортивной деятельностью, принято считать «запасом здоровья» человека.

1.7. Телосложение, как результат физической культуры.

При характеристике правильности телосложения главным образом определяют морфологические (соматические) показатели человека, такие как рост, масса тела, состояние и изменения в мышечной, жировой, костной, суставной ткани и др. Направленная физкультурно-спортивная деятельность способна изменить фигуру человека, излечить или минимизировать ряд врожденных и приобретенных заболеваний (ожирение, сколиозы, плоскостопие и т.п.).

1.8. Физические способности, как результат физической культуры.

Физические способности (врожденные и приобретенные) – это индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями для осуществления многообразной двигательной деятельности человека. Физические способности (или физические качества) человека изменяются при воздействии направленной физкультурно-спортивной деятельности. Основные физические качества – это быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. Степень развития того или иного физического качества у человека определяется специальным тестированием

1.9. Определение «физическая культура».

Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

1.10. Социальная значимость физической культуры.

Значение физической культуры для общества выражается в укреплении здоровья, улучшении телосложения, совершенствовании двигательных способностей (физических качеств) людей. Физическая культура содействует производительному труду и защите Родины.

2. Физическая культура личности студента. Физическое совершенство.

2.1. Понятия «личность», «физически культурная личность».

В самом общем смысле личность – это человек, рассматриваемый как субъект отношений и сознательной деятельности, а также носитель каких-либо социально-значимых свойств. Включенность человека в определенную деятельность и конкретные результаты этой деятельности определяют степень развития его личностной культуры. Физически культурная личность – это включенность человека в физкультурно-спортивную деятельность с целью укрепления здоровья, улучшения телосложения, достижения гармонического физического развития, проявляемая в конкретных результатах, а также объем усвоенных им специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие сказанного выше позволяет говорить о несформированной или физически некультурной личности.

2.2. Структура физической культуры личности студента.

Физическая культура личности студента определяется тремя блоками конкретных показателей:

1) отношением студента к физической культуре как к социальной ценности;

2) включенностью студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе;

3) результатами физической активности (или пассивности) студента.

2.3. Отношение студента к физической культуре.

Отношение студента к физической культуре представляет собой социальную установку личности на предмет, включающую в себя его мотивы, интересы и ценностные ориентации.

Мотив – это побуждение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Интерес – это положительное эмоциональное отношение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Ценность – это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость физкультурно-спортивной деятельности в жизни студента.

Отношение студента к физической культуре может быть положительным, нейтральным и отрицательным.

2.4. Включенность студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе.

Включенность студента – это конкретные показатели его физкультурно-спортивной активности, например:

1) количество часов, которое студент тратит на занятия физкультурно-спортивной деятельностью в неделю, месяц, год;

2) характер этих занятий (только обязательные или дополнительные учебно-тренировочные занятия в спортивной секции; дополнительные занятия для развлечения, реабилитации и т.п.);

3) интенсивность занятий (соревновательная практика).

2.5. Результаты физической активности (или пассивности) студента.

Результаты физической активности (или пассивности) студента – это объективные показатели его физического здоровья и телосложения, уровень развития физических качеств, а также его специальные знания, умения и навыки в сфере физической культуры. Результатом физической активности студента в спортивной деятельности является наличие у него спортивного разряда или звания.

2.6. Понятие « физическое совершенство».

Физическое совершенство человека характеризуется тремя основными показателями:

1) нормальным физическим развитием (физическое здоровье и телосложение);

2) способностью полностью реализовать свои физические качества в двигательных действиях на основе соответствующих умений и навыков;

3) умением это делать эффективно, то есть достигать максимально возможного результата с минимальной затратой физической энергии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.011 с.)