Реакция организма на умственные перегрузки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реакция организма на умственные перегрузки.



Хронический характер психоэмоционального перенапряжения и нервного переутомления может привести к стрессовой ситуации, поэтому они являются ведущими факторами. Они действуют интегрально со всеми сопутствующими факториальными воздействиями на организм и являются определяющими физическое состояние студента.

Организм человека адекватно реагирует на увеличение и длительность умственной перегрузки снижением работоспособности, а также проявлением утомления и усталости, признаки которых наглядно выражены в таблице 1.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов

(по С.А. Косилову)

Таблица 1

Объект наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения. Рассеянное, частые отвлечения. Ослабленное, реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют.
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища. Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками. Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула.
Движения Точные Неуверенные, замедленные. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов. Слабый интерес, отсутствие вопросов. Полное отсутствие интереса, апатия.

Факторы, определяющие физиологическое состояние организма.

К основным физиологическим системам организма относятся: кровеносная, мышечная, дыхательная, пищеварительная, нервная, секретно-костная, секреториальная и рецепторно-анализаторная.

Согласованность работы этих систем обеспечивает функционирование нормальных процессов жизнедеятельности.

Организм человека – сложная биологическая система, является единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой, которая позволяет функционирование различных живых организмов в условиях окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия, животный и растительный мир, человеческое общество и производительность труда человека).

Организм человека получает от внешней среды как положительные, так и отрицательные факторы, его задача приспособить свою внутреннюю среду под это воздействие.

Особенности физиологического процесса в организме студенческой молодёжи.

Внешняя среда, воздействующая на организм студента в процессе учебной деятельности, несколько отличается от обычных условий человеческого общества, не связанных с умственной работой.

Многочисленными исследованиями ученых определено, что «сидячая» поза отрицательно воздействует на организм, проявляются следующие физиологические изменения:

1) уменьшается объем циркулирующей крови;

2) кровь скапливается в сосудах, в результате чего они теряют эластичность;

3) замедляется кровообращение в венах;

4) замедляется кровообращение по сосудам головного мозга, вследствие чего появляются головные боли;

5) вследствие снижения объема мышечной работы, уменьшается размах диафрагмы, что ухудшает функциональную деятельность дыхательной системы;

6) с повышением умственного напряжения поднимается артериальное давление, учащается пульс на 20 уд./мин., в зависимости от степени эмоциональности напряжения;

7) насыщение крови кислородом снижается до 80%;

8) изменяется биохимический состав крови.

Характеристика утомления.

Вследствие изменений, наступает утомление – местное и общее. Основной фактор утомления – учебная напряженность в жизни студента.

На утомление могут влиять и другие факторы, такие как: плохая организация учебного труда и режима жизни, хронические заболевания, особенно ЦНС, слабое физическое развитие, нерегулярное, несбалансированное питание.

Самым эффективным средством в борьбе с утомляемостью является полноценный отдых, приобщение к здоровому образу жизни, систематическое занятие физическими упражнениями. Утомление приводит к снижению работоспособности, что наглядно отражает рис.1.

 

Недостаток питания


Общая утомляе-мость
питания

       
 
 
 
 
 
Ослабление памяти   лабление памяти

 


Рис.1 Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности.

 


10. Характеристика психофизического состояния студентов в экзаменационный период.

Влияние многочисленных объективных предпосылок во время зачетно-экзаменационного процесса вызывает у студента сильные психоэмоциональные перегрузки и нарушение физического состояния – это вызвано:

1) увеличением объема, интенсивности и продолжительности учебной деятельности;

2) уменьшением активной, двигательной деятельности;

3) неправильной организацией режима работы, сна и питания;

4) недостаточным количеством краткого справочно-информационного материала, отсутствием полноценного курса лекций у студента (из-за пропусков занятий);

5) малочисленностью установочных консультаций перед экзаменом (особенно для студентов вечернего и заочного отделений);

6) различными материально-бытовыми и жизненными факторами (подработка, семья, жилищные условия и др.).

11. Изменения, происходящие в организме студента во время экзаменов.

Воздействие вышеперечисленных факторов вызывает у студентов: отрицательные эмоции, неуверенность в своих возможностях, чрезмерное волнение, паническое настроение и стресс и сильную эмоциональную напряженность.

Исследованиями ученых установлено, что во время экзаменов возрастает интенсивность умственного труда на 85-100% от обычного учебного процесса, ЧСС повышается на 12 уд./мин., а в момент экзамена в аудитории – 42-64 уд./мин. артериальное давление (АД) повышается на 20-40 мм рт. ст. – верхнее, на 15-20 мм рт. ст. – нижнее.

Эти факторы, характеризующие психоэмоциональное состояние студентов, значительно повышаются даже в момент ожидания экзамена. Чем дольше ожидание, тем выше эти показатели.

12. Влияние физической подготовки на психофизическое состояние студентов.

Отмечено, что уровень функциональной подготовленности определяет устойчивость организма к напряженному учебному труду и чем выше уровень физического развития, тем комфортнее психофизиологическое состояние, работоспособность, и тем быстрее протекают рекреационно-восстановительные процессы в организме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.006 с.)