Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утомление и восстановление в процессе деятельности.

Поиск

Увеличение физической или умственной нагрузки, объема информации, интенсификация любого рода деятельности развивает в организме особое состояние – утомление. Оно выражается в снижении скорости переработки информации, ухудшении внимания, процессов запоминания и вспоминания, уменьшении скорости двигательных действий, их точности и силовых характеристик. Утомление связано с ощущением усталости, которое служит сигналом возможного истощения организма, защищающим организм от перенапряжения.

Утомление наступает позднее в случае лучшей адаптации, приспособления организма к данному виду деятельности (проявление тренированности).

Восстановление – это постепенный возврат физиологических и биохимических функций к исходному до работы уровню, состоянию. Оно протекает быстрее при использовании дополнительных средств восстановления, к которым в случае умственного утомления можно отнести, в частности, физические упражнения, двигательную деятельность.

Биологические ритмы и работоспособность.

Биоритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Существуют биоритмы клеток, органа, организма. Пример действия биоритма – деление людей на «сов» и «жаворонков», т.е. людей, склонных к проявлению умственной и физической активности соответственно в вечернее время или в утренние часы.

Знание и рациональное использование биологических ритмов в организации личной жизнедеятельности способствует повышению эффективности труда и отдыха, поддерживает здоровье.

Гипокинезия и гиподинамия.

Гипокинезия – понижение, уменьшение, недостаточность двигательной активности.

Для студентов минимально необходимый объем двигательной активности – 6-8 часов в неделю с интенсивностью нагрузки соответствующей частоте сердечных сокращений 130-140 в минуту. У очень многих такая двигательная активность не наблюдается.

Гиподинамия – совокупность отрицательных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Результатом является сниженная функция сердечнососудистой и нервной системы, психоэмоциональная утомляемость, депрессивные состояния, нарушения обмена веществ.

Особенности влияния на организм разных по психофизиологической природе физических упражнений.

Вид упражнений Преимущественный эффект упражнений
Упражнения с отягощениями Развитие и укрепление костно-мышечной системы
Гимнастические упражнения Повышение координационных способностей в управлении движениями, силы мышц и подвижности суставов.
Циклические упражнения (бег, ходьба, плавание, бег на коньках, лыжи, гребля) Повышение работоспособности сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов.
Спортивные игры Повышение координационных способностей, улучшение функций нервной и анализаторной систем, повышение работоспособности кардио-респираторной системы.
Единоборства (бокс, борьба, фехтование) Развитие функций анализаторов, мышечной и кардио-респираторной систем.
Многоборья (современное пятиборье, легкоатлетическое, биатлон) Развитие координационных и силовых способностей в двигательной деятельности, повышение работоспособности нервной и кардио-респираторной систем.

Характеристики работоспособности организма.

Приобретенная высокая работоспособность проявляется в состоянии покоя в следующем:

1) увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

2) увеличение мышечной массы, гипертрофия мышц, улучшение их кровоснабжения;

3) урежение частоты дыхания, сердечных сокращений, повышение количества эритроцитов и лейкоцитов.

Тренированный организм расходует меньше энергии в состоянии покоя. У него хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Лучше происходит накопление энергии для предстоящей работы. Реакция организма тренированных людей на нагрузку характеризуется тем, что у них все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (период врабатывания) выше, чем у нетренированных. В процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок, а период восстановления существенно короче. Это проявление экономизации функций.

Характеристика основных обменных процессов в организме.

В организме непрерывно идут процессы образования сложных веществ, из которых состоят клетки, и энергопроизводство для обеспечения функционирования отдельных органов. Нормальное протекание этих процессов требует расщепления сложных органических веществ – единственного источника энергии для человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Для нормального обмена необходимы также вода, витамины и минеральные соли. Процессы образования в клетках организма потребных ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма между собой тесно связаны и протекают очень интенсивно. Например, ежедневно вырабатывается 300 млрд. эритроцитов. В течение 5-7 дней заменяется половина белкового азота печени. За 5 лет учебы студента ткани желудка обновляются 500 раз.

Обмен белков.

Белки – строительный материал для образования клеток. В состав клеток входит 20 типов аминокислот, которые подразделяют на незаменимые (не могут синтезироваться в организме) и заменимые (синтезируются в организме из других аминокислот). Отсюда деление белков, поступающих с пищей на полноценные (содержат все незаменимые аминокислоты) и неполноценные. Основной источник полноценных белков – животные белки. Белки растительного происхождения за редким исключением неполноценные.

Белки входят в состав ферментов и гормонов, участвуют в реакциях химического превращения одних веществ в другие, регулируют интенсивность обменных процессов в клетках. Белки являются энергосодержащим веществом. Суточная норма потребления белка для взрослого человека 80-100 г.

Обмен углеводов.

Углеводы делятся на простые и сложные. Простые (моносахариды) хорошо растворяются в воде и быстро усваиваются организмом (например, глюкоза). Сложные углеводы (дисахариды, полисахариды), например, гликоген, крахмал, предварительно расщепляются в организме до моносахаридов.

Углеводы поступают в организм с пищей и могут также синтезироваться в нем из продуктов расщепления аминокислот и жиров. При избытке они превращаются в жиры и в таком виде откладываются в тканях тела.

Углеводы – главный источник энергии организма. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Низкая концентрация глюкозы в крови (гипогликемия) опасна. Она может привести к судорогам, потери сознания и даже смерти. У практически здорового человека оптимальный уровень глюкозы в крови поддерживается автоматически. Главный регулятор этого процесса гормон поджелудочной железы инсулин.

В процессе мышечной деятельности поддержание оптимального уровня глюкозы в системе кровообращения происходит за счет расщепления гликогена, чему способствует гормон надпочечников адреналин. Депонирование гликогена в печени обеспечивает инсулин.

Углеводов много содержится в сахаре, меде, изюме, шоколаде, картофеле, молоке.

26. Обмен жиров (липидов).

Жиры – важный источник энергии и необходимая составная часть клеток. Поступающий в организм жир перерабатывается в глицерин и жирные кислоты, из которых синтезируются качественно другие жиры. В организме они могут синтезироваться также из белков и углеводов. При окислении жиры выступают в качестве источника энергии, которая используется организмом в состоянии покоя и при выполнении длительной малоинтенсивной физической работы. Это происходит и при исчерпании запасов гликогена в условиях напряженной двигательной деятельности.

Жир используется в качестве строительного материала клеток, источника энергии, тепло- и термозащиты внутренних органов, обеспечивает их фиксацию в теле. Участвует в депонировании в теле витаминов.

Жировой обмен регулируется гормонами гипофиза, щитовидной и половых желез (при их дисфункции наблюдается ожирение). Инсулин усиливает образование жира из углеводов и сжигает его.

Много жира в топленом и растительном масле, жирной свинине, баранине, сметане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.009 с.)