Основные факторы определяют общую работоспособность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы определяют общую работоспособность.



Работоспособность – это эффективное выполнение определенной работы на протяжении какого-то времени при совокупности функциональной деятельности разнообразных внешних и внутренних факторов:

1) физиологический – состояние сердечнососудистой системы, органов дыхательных механизмов, мышечной, эндокринной систем;

2) физический – уровень функциональной двигательной активности и физического развития;

3) психический – самочувствие, темперамент, мотивация, здоровье, состояние ЦНС.

Дополнительные факторы, определяющие работоспособность.

Работоспособность в учебный период студентов характеризуется еще и дополнительными факторами:

1) повышенный интерес к учебной деятельности, познанию нового информационного учебного материала;

2) стремление к достижению поставленной конкретной задачи (стать отличником, получить красный диплом, участвовать в научной работе, поступить в аспирантуру и т.д.);

3) прилежность, аккуратность в выполнении учебной работы, умение организовать систематичность и последовательность в выполняемой работе;

4) стремление к гармоничному развитию организма и здоровья, как символу прекрасного и красивого в человеке.

Работоспособность в учебной деятельности подразделяется на различные типы умственной работоспособности:

1) усиливающий (с сильным уровнем ЦНС);

2) неровный (со слабой нервной системой);

3) ослабевающий (со слабой нервной системой);

4) ровный (с устойчивой нервной системой).

Все типы умственной работоспособности характеризуются различным качеством, объемом и интенсивностью выполненной работы.

Влияние ритмических процессов на работоспособность.

Работоспособность тесно взаимосвязана с периодичностью ритмических процессов. От умения человека достичь гармонии с бесконечными силами Природы зависят его работоспособность, здоровье и, в конечном итоге, его долголетие.

Различают студентов «утренних», называемых «жаворонками», и «вечерних», называемых «совами».

«Жаворонки» встают рано, с утра и днем работоспособны на повышенной тональности. Их биологический ритм совпадает с ритмом дневного вуза.

Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, в первой половине дня заторможены, просыпают занятия.

Согласно научным исследованиям установлено, что у «жаворонков» в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем у «сов».

Суточным ритмом охвачен весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в определенные часы суток, когда происходят минимумы и максимумы проявления физиологических реакций организма.

Разделяют биоритмы:

1) внутренние – ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, АД, глубина сна и умственная активность;

2) внешние – ритмы, связанные с биохимическими процессами, которые зависят от изменения внешней среды;

3) промежуточные – затухающие мышечные сокращения под действием одиночного внешнего раздражителя.

16. Влияние занятий физической культурой и спортом на улучшение психофизиологического состояния в организме студента.

Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура и спорт позволяют раскрыть и развить в полной мере.

Именно движения, как основа физической активности, позволяют осуществить морфологическое и функциональное развитие и совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений, знаний, психического и физиологического равновесия.

Для поддержания оптимальных физических качеств необходима постоянная физическая активность, которая воздействует на обменные процессы в организме.

Гипокинезия.

Гипокинезия – недостаток движения, который приводит к ожирению, влияет отрицательно на нервную ткань. Снижаются выносливость, физические качества и работоспособность.

Гипокинезия – распространенное явление у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, проводящих большую часть деятельности в «сидячей» позе. К ним относится и студенческая молодежь.

Последствия умственного перенапряжения.

Напряженная умственная работа в учебный период у студентов создает предпосылки нарушения нормальных нервных процессов в коре головного мозга, что негативно отражается на работоспособности организма.

Чтобы мозг функционировал в нормальном рабочем состоянии, к нему должно поступать необходимое количество нервных импульсов, создающихся движением мышц различных систем организма. Поэтому умственная работоспособность неразрывно связана с двигательными действиями, которые обеспечивают его успешное физическое и психическое функциональное развитие и выражают физиологическую и психологическую комфортность внутреннего состояния.

19. Средства физической культуры, использующиеся для улучшения психофизиологического состояния организма у студентов.

Физическая культура и спорт является необходимым условием поддержания человеческой жизни, здоровья, общего тонуса, работоспособности и общего гармоничного физического развития всех функциональных систем организма человека. Основной формой занятий физической культурой являются физические упражнения.

В студенческой учебной деятельности используются:

1) учебные занятия по физической культуре согласно общему вузовскому расписанию;

2) внеучебные занятия по физической культуре в виде самостоятельных или спортивно-секционных занятий;

3) различные виды пассивного и активного отдыха (ежедневный, еженедельный, каникулярный).

Все виды занятий и отдыха должны быть подчинены одному принципу – восстановлению оптимального потенциала основных нервных процессов в коре головного мозга, стабилизации умственной работоспособности в учебный и, особенно, экзаменационный период.

Основные средства физической культуры и спорта.

В качестве основных средств физической культуры, улучшающих психофизиологическое состояние студенческой молодежи в учебный период, теория и методика физического воспитания рекомендует использовать:

1) физические упражнения различных видов спорта и различных целевых направленностей (улучшение общей физической подготовленности, снятие стресса, повышение спортивного мастерства, стабилизация уровня работоспособности и др.);

2) природные факторы окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия), позволяющие оказывать закаливающее воздействие на организм человека и стимулирующие обмен веществ, улучшающие работу сердечнососудистой системы;

3) физические упражнения реабилитационно-восстановительного характера (лечебная физическая культура – ЛФК). ЛФК посредством целенаправленных упражнений направлена на восстановление функциональной деятельности различных органов и систем после болезней, травм, хронического утомления и др.;

4) физические упражнения гигиенического характера (утренняя гимнастика, терренкур-дозированная ходьба, производственная гимнастика в режиме рабочего или учебного дня, физкультпаузы по 10 мин, через каждые 4 часа занятий;

5) физические упражнения восстановительно-эмоционального характера, являющиеся средствами активного отдыха (туризм, спортивно-развлекательные мероприятия, ЗОЖ, походы выходного дня, прогулки и др.);

6) физические упражнения в системе спортивно-тренировочной работы, позволяющие, кроме повышения спортивного результата, наилучшим способом повысить работоспособность и двигательную активность.

Все перечисленные средства физической культуры и систематическая деятельность повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.01 с.)