Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дезинтегративная функция культуры

Поиск

Дезинтегративная функция культуры - способность культуры, сплачивая одни сообщества, тем самым противопоставлять их другим сообществам и порождать культурные конфликты

Интегративная функция культуры

Интегративная функция культуры - способность культуры обеспечивать целостность сообщества на базе освоения его культуры

Образовательно-воспитательная функция культуры

Образовательно-воспитательная функция культуры - способность культуры воспитывать членов общества по мере освоения ими знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

Познавательная функция культуры

Познавательная функция культуры - способность культуры:
- концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей; и тем самым
- создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира.

Регулятивная функция культуры

Регулятивная функция культуры - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах.

Регулятивная функция культуры опирается на систему определенных предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции:
- установленные сообществом; и
- поддерживаемые силой общественного мнения и различных форм институционного принуждения

Рекреативная функция культуры

Рекреативная функция культуры - способность культуры содействовать:
- восстановлению человеком своих духовных сил;
- обновлению и приведению в норму его духовного потенциала.

Семиотическая функция культуры

Семиотическая функция культуры - необходимость изучения культуры как определенной знаковой системы.

Смыслообразующая функция культуры

Смыслообразующая функция культуры - способность культуры создавать определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса с помощью:
- творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности;
- языков и знаков;
- специфического набора символов и образов;
- понятий и идей.

Трансляция социального опыта

Функция передачи исторической преемственности культуры; Информационная функция культуры

Трансляция социального опыта - функция культуры как единственного механизма передачи социального опыта, накопленного человечеством, от поколения к поколению, от одной страны к другой.

Ценностная функция культуры

Аксиологическая функция культуры

Ценностная функция культуры - функция культуры, отражающая состояние культуры как системы ценностей, формирующей у человека вполне определенные потребности и ориентации.

Уровень и качество ценностей является критерием, по которому судят о степени культурности того или иного человека.

2. Диалектика материального и духовного, объективного и субъективного в культуре

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования, воспроизводство человеческого рода; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Структуру можно представить как совокупность трех больших подсистем:

1.Материальная культура производства (условия труда)
2.Материальная культура быта (культура материальных бытовых обрядов и ритуалов)
3. Материальная культура физического бытия человека (гигиена, соблюдение санитарных норм, физическая культура, сексуальная культура)

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества (производства) и созданные при этом духовные ценности в виде ценностей, религии, морали, образования, науки (удовлетворяет духовные потребности). Включает в себя виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи, знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Все элементы духовной и материальной культуры взаимосвязаны между собой. Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно.

ВСЕ, ЧТО НАШЛА ПРО ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В КУЛЬТУРЕ, НО ТОЧНО НЕ УВЕРЕНА

Объективные факторы культуры: культура не наследуется генетически, а передается от одного поколения к другому в результате научения.

Субъективные факторы культуры: культура связана с идеями, которые осуществляются и передаются в символической форме.

Сущность культуры предполагает воспроизведение деятельности по исторически заданным параметрам и принципам (правилам). Культура как способ деятельности является открытой системой; она несет в себе момент изменения, коррекции. Культура существует в единстве противоречий между сохранением и уничтожением, удерживанием и преодолением.

Способности человека как субъекта культуры развиваются и преобразуются в процессе его жизненного пути. В этом смысле культура сама себя определяет. Человек, обладающий развитыми культурными возможностями, становится подлинным творцом в своей сфере деятельности. Самореализация, саморазвитие – способ осмысленного бытия в мире. В исторически изменяющихся способностях человека заключается источник культурных свершений; то, что возможно (способности) осуществляется (артефакты культуры) посредством механизма бытия культуры. Деятельность человека воплощается в предметах, то есть опредмечивается, объективируется. Культура, таким образом, выступает в диалектическом единстве процесса и результата. Если объективированная сторона культуры (созданные предметы и ценности) отрывается от деятельности, то культура гибнет. Замыкаясь в субъекте, культура также гаснет. Развитие культуры требует обмена деятельностью, общения; бытие в культуре означает связь личности с прошлым, будущим и другими субъектами. Личность в процессе культуротворчества вбирает в себя и отдаёт другим.

Культуру соотносят с обществом. Общество, понимаемое как система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности, близко пониманию культуры как способа деятельности. Культура может быть представлена продуктом общества, субъектом общественной деятельности, функцией общества. Общество и культура есть два равноценных аспекта рассмотрения человека. Общество – это человеческая жизнь как единение. Культура – это человеческая жизнь как качество деятельности. Социальный субъект выступает группой людей, объединённой в социальное образование объективными отношениями. Социальными субъектами выступают общности, учреждения, организации.

Итак, культура как способ человеческой деятельности существует в единстве объективированной и субъектной предметности. Культура есть принцип связи общественного человека с предметом его деятельности, определяющий эту деятельность. Поэтому она выступает регулятивной деятельностью.

Билет № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.007 с.)