Предмет и метод законодат. регулирования по вопросам организации местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод законодат. регулирования по вопросам организации местного самоуправления.



Предмет и метод законодат. регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

МП- совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Чтобы сформулировать понятие МП, необходимо выявить специфику обществ. отношений, составляющих его предмет.

В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление. Согласно ст. 130 Конституции РФ МС обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осущ-ся населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и др. ОМС.

МС осущ-тся в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. ФЗ от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осущ местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления. Т.о., МС – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответств-ть деятельность населения муницип образований (непосредственно или через ОМС) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его историч и иных местных традиций.

Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан. Также решения органов и должностных лиц МС по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муницип. образования предприят., учрежд. и организациями независимо от их организац-правовых форм, ОМС и гражданами. В соот. со ст. 3 Конституции РФ народ осущ свою власть через гос органы (гос власть), а также через ОМС (власть МС– муниципальная власть). Кроме того, народ осущ свою власть (как госуд., так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы. В МП используется не один метод правового регулирования, а совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. МП воздействует на обществ. отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность кот определяет характер правового регулирования. В завис. от юр. приема, используемого в регулировании обществ. отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также метода гарантий. Широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что гос-во признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организац, экономич и финансового обеспечения. Кроме импер. и диспоз. методов использ. метод гарантий, кот широко применяется на федеральном уровне правового регулирования МС. Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы гос. управления. Поэтому гос-во, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на деятельность муниципальных образований методом рекомендаций.

 

 

Муниципальное право и социальные условия его реализации.

Закон об общих принципах ОМС относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа МС, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного соц-эконом. развития муниципального образования. Следует предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов соц-эконом. развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».

Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы соц -эконом. развития муниципальных образований, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований.

Однако в процессе планирования принимают участие все отделы, управления и службы местной администрации, ибо разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ.

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на след. принципах: – ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования; – содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике; – приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Планы эк. и соц. развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения.

К таким проблемам можно отнести следующие: 1) финансово-экономические; 2) социально-культурные; 3) коммунально-бытовые, торговые и иного обслуживания населения; 4) транспорта и связи; 5) природно-экономические; 6) строительства.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется с учетом: – во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; – во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями; – в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на вышестоящих уровнях управления, а также сведения о проектах планов и программ развития, получаемые от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Кроме того, метод планирования используется органами местного самоуправления и для организации собственной работы.

 

Развитие МС в РФ.

Признание МС в РФ. Правовой базой Основных положений (концепции) являются Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, федеральные законы и указы Президента РФ, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления в РФ. Конституция РФ установила, что единственным источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Основа экономической самостоятельности МС – признание и защита муниципальной собственности, в том числе собственности на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя РФ и направлены на обеспечение политико-правовой стабильности положения МС в системе публичной власти. Принцип самостоятельности МС обеспечивают и конституционные положения о праве органов МС на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также установление местных налогов и сборов. Участие граждан в осуществлении МС гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы МС, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы МС, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) ОМС, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территорий, в кот осуществляется МС, допускается с учетом мнения населения соотв. территорий. Гарантиями МС являются права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, а также запрет на ограничение прав МС, установленных Конституцией РФ и ФЗ.

Развитие МС в РФ. В н.в. на федеральном уровне в основном создана нормативно-правовая база, необходимая для организации и деятельности МС. В развитие конституционных норм о МС разработан и принят основной федеральный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в РФ – Фз “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (сначала был № 154, потом № 131), а также ряд фз, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. РФ подписана и ратифицирована Европейская Хартия МС. Важным этапом дальнейшего развития реформы стало создание в 1997 году Совета по местному самоуправлению в РФ – федерального координационного центра при Президенте РФ, к компетенции которого отнесена разработка гос политики в области МС и мер по ее реализации. По инициативе объединений муниц образований при содействии Совета по местному самоуправлению в 1998 году учрежден Конгресс муниципальных образований РФ – общероссийская организация, защищающая права и представляющая интересы муниципалитетов во взаимодействии с гос властью, а также зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.

Из истории: Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» № 1760 от 26 октября 1993 г. была прекращена деятельность районных и городских Советов. Одновременно было утверждено Положение об основах организации МС в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Оно предусматривало такую систему местного самоуправления: 1) в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. чело­век - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления; 2) в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. че­ловек - выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации); 3) в городах и др поселениях с населением свыше 50 тыс. чело­век - выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления; 4) в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; м.б. образован также ОМС, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений; 5) на территории сельсоветов - глава МС (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; м.б. образован орган местного само­управления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.

После принятия Фз «Об основах местного самоуправления» местное самоуправление не стало эффективным, реально функционирующим в соответствии с установленными принципами и данными правами. Ведь почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на 2 основных этапа, ссылаясь на Федеральную программу гос. поддержки МС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. На 1-м этапе (в течение 1996 г.) создавались организационно-правовые основы МС, на втором (в течение 1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономич основы. основные задачи первого этапа реформы МС, хотя и с некоторым опозданием, в принципе были выполнены. Значительная работа была проведена не только в области законотворчества, но и в организационной сфере. Подтверждение тому - муницип выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов РФ назначенные главы местных администраций сложили свои полномочия, а им на смену пришли новые (избранные населением) органы и должностные лица местного самоуправления. Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции и подтвердили, что население в целом принимало и продолжает принимать довольно активное участие в формировании муницип органов. проблемы экономического характера являлись на значительное время основным фактором, сдерживающим развитие МС в нашей стране. В связи с этим основные усилия в рамках второго этапа муниципальной реформы должны быть направлены прежде всего на завершение формирования экономич основ МС, являющихся гарантом обеспечения фин-хоз самостоятельности местных органов власти. И это было достигнуто принятием Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2003 году. Он существенно усложнил систему ОМС, приблизив ее к системе органов гос. власти субъектов РФ. В рамках МС необходимо создавать не только представительные, но и исполнит-распорядительные органы муниц. образований. В системе ОМС в обязательном порядке должны предусматриваться глава муниц образования и местная администрация. В целом, российская модель МС, закрепленная в Конституции РФ и конкретизированная в законодательстве, представляет собой форму народовластия.

 

 

Предмет и метод законодат. регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

МП- совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Чтобы сформулировать понятие МП, необходимо выявить специфику обществ. отношений, составляющих его предмет.

В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление. Согласно ст. 130 Конституции РФ МС обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осущ-ся населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и др. ОМС.

МС осущ-тся в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. ФЗ от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осущ местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления. Т.о., МС – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответств-ть деятельность населения муницип образований (непосредственно или через ОМС) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его историч и иных местных традиций.

Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан. Также решения органов и должностных лиц МС по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муницип. образования предприят., учрежд. и организациями независимо от их организац-правовых форм, ОМС и гражданами. В соот. со ст. 3 Конституции РФ народ осущ свою власть через гос органы (гос власть), а также через ОМС (власть МС– муниципальная власть). Кроме того, народ осущ свою власть (как госуд., так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы. В МП используется не один метод правового регулирования, а совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. МП воздействует на обществ. отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность кот определяет характер правового регулирования. В завис. от юр. приема, используемого в регулировании обществ. отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также метода гарантий. Широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что гос-во признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организац, экономич и финансового обеспечения. Кроме импер. и диспоз. методов использ. метод гарантий, кот широко применяется на федеральном уровне правового регулирования МС. Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы гос. управления. Поэтому гос-во, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на деятельность муниципальных образований методом рекомендаций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.018 с.)