Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с гос. контролем и надзором. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с гос. контролем и надзором.



В соответствии с принятым в гл. 10 ФЗ № 131-ФЗ подходом, юр. ответственность ОМС и их должностных лиц классифицируется как ответственность перед: а) населением МО, б) государством, в) физ. и юр. лицами.

Ответственность перед населением – это ответственность депутатов, членов выборных органов МС, выборных должностных лиц МС, кот. реализуется как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами МО в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ. Голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМС, выборного должностного лица МС проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом сл. правил и процедур:

1) основания для отзыва депутата, члена выборного ОМС, выборного должностного лица МС и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования:

2) основаниями для отзыва депутата, члена выборного ОМС, выборного должностного лица МС могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;

3) процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;

4) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе);

5) итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Ответственность ОМС и должностных лиц МС перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что данным органом принят нпа, противоречащий Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, но он в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нпа.

В этом случае высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) в течение 1 месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия такого органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования м.б. обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Отв-ть главы муниципального образования (главы местной администрации) перед гос-вом реализуется путем издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) правового акта об отрешении его от должности в случае:

1) издания указанным должностным лицом МС нпа, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом МС действий, в т.ч. издания им правового акта, не носящего нормативного хар-ра, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из фед. бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение кот. высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниц. образования или главы местной администрации, не м.б. менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении кот. высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Отдельные полномочия ОМС, как предусмотрено ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ, могут временно осуществляться органами гос. власти субъектов РФ. Но такое их решение м.б. обжаловано в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц МС перед физ. и юр. лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными ФЗ. В результате незаконных действий (бездействия) ОМС или должностных лиц этих органов, в т.ч. изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физ. и юр. лицам. «Незаконными» в ГП признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение ОМС и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, кот. они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.

ОМС являются юр. лицами. Т.о., они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. Объем имущественной ответственности за причиненный ОМС вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами прежде всего ГК РФ. Как правило, вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья, сформулированная с учетом требований ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ, является специальной. В ней предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности ОМС, кот. отличают ее от общих правил деликтной ответственности и выражаются, во-первых, в юр. обязательном, одностороннем характере действий ОМС, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконные действия (бездействие), понимая под ними деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими м.б. различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), кот. направлены гражданам и юр. лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым м.б. и противоправное бездействие, ибо в области властных отношений требуется активность по реализации установленных полномочий, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Ответственность ОМС по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юр. лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба компенсации также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в сфере властных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (напр., автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

В случае нарушения органом или должностным лицом МС прав и свобод человека и гражданина, кот. защищаются в порядке гражданского судопроизводства, важную роль играет РФ. Прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших. Прокурор становится процессуальным истцом, когда пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда личное участие в процессе невозможно в силу того, что нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда правонарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор правомочен защищать также нарушенные права юр. лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Как показывает судебная практика, большинство дел, связанных с предъявлением исков к ОМС, возбуждается именно прокурорами – в интересах физ. и юр. лиц.

В особом порядке регулируется юр. ответственность муниципальных служащих. За нарушение своих обязанностей, а также ограничений и запретов, установленных законодательством, муниципальный служащий подлежит ответственности, которая регулируется наряду с ФЗ № 25-ФЗ также трудовым, административным и уголовным законодательством.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих – разновидность юр. ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

За его совершение – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Так, ТК РФ предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении 2 рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников. Но дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два – предупреждение и штраф.

В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность муниципальных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких – административной. Так, например, КоАП РФ регулирует следующие составы административных правонарушений и санкции:

· нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.15);

· использование лицом, находящимся на муниципальной службе, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума – влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.45);

· нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30% – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.48) и др.

Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым, т.е. предусмотрено соответствующими статьями УК РФ. При этом речь может идти, как о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию, также и о составах преступлений, субъектами которых могут быть только должностные лица.

К первой группе деяний м.б. отнесены, напр., преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе, которые достаточно часто фигурируют в судебной статистике. УК РФ, в частности, в ст. 136 регулирует такой состав уголовного преступления, как дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное преступление наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Вторая группа деяний – это установленные УК РФ составы преступлений, которые м.б. совершены только должностным лицом:

· неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140);

· вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий и др. (ст. 141);

· расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (ст. 285);

· получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290);

· служебный подлог (ст. 292);

· халатность (ст. 293) и др.

Наряду с данными видами юридической ответственности российское законодательство, в частности ТК РФ, конкретизирует возможность привлечения муниципального служащего к материальной ответственности.

Контроль и надзор за деятельностью ОМС и должностных МС, а также исполнением ОМС и должностными лицами МС Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, осуществляется наряду с органами прокуратуры РФ и др. уполномоченными ФЗ органами.

В особом порядке уполномоченные органы гос. власти осуществляют контроль за осуществлением ОМС и должностными лицами МС переданных им отдельных гос. полномочий. Контрольные функции могут осуществлять и ОМС, их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с уставом муниципального образования.

Важное значение в повышении ответственности ОМС и их должностных лиц должна иметь реализация Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. Данным планом намечены прежде всего меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе подготовка и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», кот. будут уточнены такие понятия, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», а также определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Кроме того, план предусматривает меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В реализации отдельных из них, в частности, воспитания у правоприменителей уважительного отношения к закону и повышения правовой культуры общества в целом, важную роль могут сыграть и органы местного самоуправления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.032 с.)