Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стили руководства и их характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторитарный стиль работы отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Авторитарный начальник придерживается мнения, что административные взыскания — лучший способ воздействия на подчиненных для достижения целей. Работает много и заставляет напряженно работать других. Может идти на риск, но расчетливо. Никому не позволяет «сесть себе на шею», однако требует от подчиненных все, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен «подминать» под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли. Демократический стиль характеризуется сочетанием научных принципов руководства с максимальным использованием инициативы и творчества подчиненных, широким привлечением к управлению членов коллектива. Руководитель демократического стиля постоянно информирует сотрудников о состоянии дел и перспективах развития организации. При такой системе общения ему легко мобилизовать сотрудников на реализацию поставленных перед ними задач, воспитать у них чувство подлинных хозяев; функциональная деятельность руководителя удачно сочетается с его работой по воспитанию сотрудников, между ними укрепляется чувство доверия и уважения. Либеральный (пассивный) стиль характеризуется невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка. При либеральном руководстве значительно снижается объем и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем. Либеральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность, зачастую идти на поводу у работников, предоставлять полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный стиль руководства отличают обычно отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных, не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами.
16. Системный подход в управлении. Системный подход в управлении рассматривает организацию как многоплановое явление, обладающее множеством связей с внутренним и внешним окружением. Принципиальные отличия системного подхода от одномерных учений: · системный подход исходит из многомерности управления ею; · системный подход считает необходимым учет в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Системный подход: · организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую); · обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды. Говоря о развитии системного подхода, можно выделить 2 основных этапа. Первый этап связан с успехами естественных наук на рубеже XIX—XX вв. Именно в это время А. Богданов создал свою тектологию, которую считают одним из самых ранних вариантов «общей теории систем». Второй этап — 50—60-е гг. XX в., очередной триумф точных наук (ядерная физика, кибернетика, космос) и создание «общей теории систем». Главным признаком системы является наличие элементов и связей между ними, а в качестве основных ее характеристик рассматривают следующие. 1. Целостность. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов, с другой стороны — из суммы свойств элементов нельзя сделать вывод о свойствах самой системы. Целостность системы — это новые, иные свойства или качества системы в целом, появляющиеся только в результате системного объединения элементов. 2. Зависимость. Каждый элемент системы, свойства и отношения зависят от их места и функций (значения, назначения) внутри этой системы. 3. Структурность. Можно зафиксировать и описать систему через определение ее структуры, размещение элементов системы в пространстве и во времени и фиксацию сети связей и отношений этих элементов. 4. Границы системы. Систему можно выделить (отграничить) из окружающей среды путем определения ее границ. 5. Иерархичность. Части, подсистемы и элементы системы ранжированы, в определенном порядке разделены по уровням. В системном подходе используют понятия «открытой» и «закрытой» системы. Закрытые системы в управленческой версии системного подхода существуют только как предмет исследований, поскольку в реальной жизни таких систем почти нет. Закрытая система полностью автономна, она не взаимодействует с окружающей средой и не зависит от нее. Современные теории, конечно же, базируются на понимании организации именно как открытой системы. Современные же трактовки системной концепции в меньшей степени говорят о всеобщности характеристик и принципов системы. Так, целостность как проявление особых системных свойств может проявляться только в социальных (человеческих) системах деятельности в виде синергетического эффекта, который не заложен, например, в машине.
17. Ситуационный подход к управлению организацией. Основоположники ситуационного подхода в менеджменте, пожалуй, впервые обратили внимание на внешнее окружение организации как на динамичную, сложную и гетерогенную систему. Английские исследователи Том Бернс и Джеральд СталкерBurns, T., Stalker G.M. The Management of Innovation. London:Tavistock, 1961., вслед за ними американские авторы Пол Лоуренс и Джей Лорш сформулировали главные положения ситуационной теории. 1. Внешняя среда выступает по-разному в отношении различных частей организации. Фрагменты внешней среды имеют различную подвижность и сложность, и их влияние на организацию носит ситуационный характер. 2. Взаимодействие организации с внешней средой трактуется как неустойчивое равновесие и эквилибрический баланс, из чего вытекает, что стандартные процедуры, жесткие правила, инструкции слабо применимы в условиях высокой неопределенности управленческих ситуаций. 3. Каждая подсистема или подразделение организации по-своему реагирует на одни и те же внешние воздействия в зависимости от вида деятельности, технологии, структуры и фактора внешней среды. Управление в этом случае представляет собой поиск оптимальных моделей взаимодействия каждой подсистемы с ее фрагментом окружения и внесение адекватных изменений в их деятельность — соответственно конкретным ситуациям. Согласно ситуационному подходу современная деловая организация трактуется как сложная, комплексная и многоуровневая система, состоящая из подсистем, обеспечивающих решение разнородных задач. Эти подсистемы рассматриваются как достаточно автономные и выполняющие разнотипную деятельность, контактирующие со своим фрагментом внешней среды и опирающиеся на определенный тип профессионалов и технологию. Для каждой из них характерны свои закономерности функционирования. При этом структура организации, состояние ее подсистем, способы целедостижения считались зависимыми от состояния и типа фрагментов среды, с которыми они взаимодействовали. Акцент делается на сознательном изменении структуры и свойств организации в ответ на требования внешней среды. Ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»). Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и умений ориентироваться в меняющейся обстановке. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств или факторов, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Методология ситуационного подхода основана на следующих требованиях: 1. Руководитель должен быть знаком с методами профессионального управления, которые на практике доказали свою эффективность. Это требование подразумевает понимание процесса управления, психологии индивидуального и группового поведения, системного анализа, количественных методов принятия решений. 2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения разных подходов и методик управления, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. 3. Руководитель должен правильно понимать ситуацию. Необходимо правильно оценить обстановку и определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одного или группы факторов. 4. Руководитель должен увязывать конкретные приемы, имеющие наименьшие негативные последствия, с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым наиболее эффективное достижение целей организации в существующих условиях. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
18. Внешняя и внутренняя среда организации, ее основные факторы. Под внешней средой следует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия — это, прежде всего, государство, потребители, поставщики, конкуренты и население. Для создания условий по стабилизации и подъему экономики государство должно проводить эффективную фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую, государственного предпринимательства и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Потребители продукции предприятия подразделяются на потребителей продукции производственного назначения и личного потребления. Потребители определяют величину спроса на продукцию и являются главным ограничительным или стимулирующим элементом внешней среды. Спрос влияет на величину предложения, поэтому изменение во вкусах, предпочтениях, платежеспособности потребителей оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятия. Поставщиками выступают предприятия, обеспечивающие материально-техническими ресурсами деятельность предприятия. Влияние со стороны поставщиков может быть, например, в виде качества поставляемых сырья, материалов, товаров, услуг, договорных условий. Особенно важен вопрос цен на поставляемую продукцию и услуги, где выделяются цены на электроэнергию, газ, топливо, железнодорожные услуги, таможенные пошлины, коммунальные услуги. Конкурентами являются предприятия, которые производят аналогичный продукт, или товар — субститут. Ограничениями со стороны конкурентов служат, например, ценовая политика, улучшение качества продукции, расширение ассортимента, введение гарантированного сервисного обслуживания, льготные договорные условия, более массивная и эффективная реклама и т.п. Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие порождает их. Внутренняя среда предприятия — это работники, средства производства, информация и капитал. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, услуги). К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы): · наличие необходимого объема собственного капитала; · правильный выбор организационно-правовой формы фирмы; · выбор предмета деятельности; · подбор команды партнеров; · знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; · подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; · механизм сохранения предпринимательской тайны и др. 19. Планирование как функция управления. Планирование — это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. По сути, планирование — это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле слова планирование сводится к работе по составлению специального документа — плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода. План работы — документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей. Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица. Перспективное планирование деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более. Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли. В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг. Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей. Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы. Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов. 1. Принцип научности ориентирует на использование выводов и рекомендаций науки в процессе планирования. 2. Принцип целенаправленности и непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов. 3. Принцип конкретности ориентирует на четкость и ясность формулировок задач, мероприятий, ответственных лиц и сроков исполнения. 4. Принцип реальности предполагает учет условий и реальных возможностей выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов. 5. Принцип связи с жизнью, состоянием окружающей социальной среды. 6. Принцип установления персональной ответственности позволяет обеспечить контроль исполнения и дать объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений. 7. Гибкость. Реализация данного принципа достигается путем корректирования планов в процессе деятельности с учетом изменения условий, задач и других обстоятельств. 8. Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность. Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов. 1. Организационно-подготовительный этап. 2. Этап разработки проекта плана. 3. Этап согласования и утверждения плана.
20. Организация как функция управления Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются: · формирование структуры организации исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных; · установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними; · обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными). Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы. Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Поскольку функция организации состоит в объединении усилий всего персонала, задача заключается в определении миссии, роли, ответственности каждого из них. Процесс организации структурирует деятельность на основе определения функций исполнителей и формирует подразделения, исходя из управленческих целей, задач и возможностей персонала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.012 с.) |