ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика президентской и парламентской форм республиканского правления.



 

Республиканская форма правления существует в виде президентских(дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.

При парламентской республике:

- глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией;

- глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

- глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается президентом;

- главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Президентская форма государственного устройства имеет только одну разновидность - президентская республика.

При президентской республике:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

 

Парламентская форма правления Президентская республика
   
Однородное большинство в парламенте, премьер-министр - лидер партии большинства. Однопартийное правительство. Министериальный режим или система кабинета: вся система публичной власти подчинена премьер-министру, контролируемому партийным штабом. Парламентское большинство - инструмент в руках правительства. Классический пример Великобритания. Однородное большинство в парламенте. Возможно разделенное правление: президент (= исполнительная власть) принадлежит к одной партии, парламентское большинство - к другой, что часто приводит к противостоянию. В случае разделенного правления режим дуалистический, в случае однопартийности президента и парламентского большинства - президенциалистский. Классический пример США.
Коалиционное большинство в парламенте, вокруг одной из двух больших партий, прьемьер-министр - лидер одной из больших партий. Коалиционное правтельство с преобладанием одной партии, иногда -однопартийное правительство.Министериальный режим, высшая государственная власть в руках премьер-министра, которого контролируют партии коалиции. Коалиционное большинство в парламенте, вокруг большой партии. Возможны президенциалистский (президент - абсолютный лидер) и дуалистический (разделение власти между президентом и парламентом) режимы, в любом случае президент сильнее, чем в чистой двухпартийной системе. Классический пример Мексика.
Коалиционное большинство в парламенте. Премьер-министр - лидер коалиции или компромиссная фигура, коалиционное правительство. Парламентарный или слабый министериальный режим: правительственная нестабильность или распределение влияния по сферам между партиями. Классический пример Италия до 1993 г. Нет прецедентов среди демократических государств: парламент с коалиционным большинством оказался бы на вторых ролях, независимо от партийного состава. Среди становящихся демократий, Россия достаточно адекватный пример (эффект мажоритарности едва заметен). Теоретически возможна эволюция в сторону двухпартийной системы.


51. Правовые основы местного самоуправления в РФ.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ). В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, перечень которых определён статьёй 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в частности принятие и изменение уставов муниципальных образований, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов), содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, регулирование планировки и застройки территорий, организация, содержание и развитие муниципальных энерго- ,газо-, тепло- и водоснабжения и т.д. Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения на территории муниципального образования и могут быть отменены только в судебном порядке в случае несоответствия законам. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями (например, государственная регистрация актов гражданского состояния, осуществление функций органов опёки и попечительства) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения:

1. Обеспечение участия населения в вопросах местного значения.

2. Управление муниципальной собственностью.

3. Обеспечение развития территории.

4. Охрана общественного порядка.

5. Защита интересов и прав местного самоуправления.

6. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Принципы местного самоуправления - основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами).

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

4. Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.


52. Основные типы муниципальных образований в РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

· сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

· городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

· муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

· городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

· внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Для городского типа муниципальных образований свойственен городской тип организации жизнедеятельности, значительные человеческие и, как правило, незначительные территориальные ресурсы.

Городская группа включает в себя четыре подгруппы: 1) города - центры Субъектов Федерации (с выделением крупных и средних городов); 2) городские поселения (средние и малые города) республиканского, краевого, областного значения; 3) городские поселения (средние и малые города), в основном бывшие районные центры; 4) поселки городского типа, рабочие поселки, военные городки.

Комплексная форма территориальной организации муниципального образования снимает территориальные ограничения для развития городов и поселков муниципального образования, позволяет задействовать агломерационный потенциал города и окрестностей, с одной стороны, и ресурсы деревни, с другой. Как показывает анализ комплексных образований, значительную их часть составляют бывшие административные районы, включающие районные центры, а также агломерационные муниципальные образования, включающие в свой состав города, окружающие поселки, села, деревни.

Группа комплексных муниципальных образований состоит из: 1) агломерационных муниципальных образований (центральный город среднего и малого размера с прилегающими поселками и сельскими территориями); 2) районов (очень крупных, крупных, средних, малых) с городским центром; 3) сельских районов с поселковым центром (ПГТ или рабочим поселком).

Сельский тип отличает особый "деревенский" тип организации жизнедеятельности, проявляющийся в современных условиях в усилении процессов натурализации всего хозяйства, а также наличие, как правило, значительных территориальных ресурсов для развития; выделяются такие типы сельских муниципальных образований, как районы с центром, не имеющим статуса города и поселка, районы без города ("бублики"), а также тип карликовых сельских муниципальных образований - округа и волости.

К группе муниципальных образований сельского типа относятся: 1) крупные и средние сельские районы с "внешним" административным городским центром (бывшим районным центром); 2) средние и малые сельские районы с центром не городского типа; 3) сельские округа и волости.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.007 с.)