Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президентский контроль за органами исполнительной властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле, такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ. Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах, глав администраций и других должностных лиц. На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью органов исполнительной власти. Многие структурные подразделения Администрации вправе 238 Глава 12 Режим законности в деятельности исполнительной власти контролировать определенные направления работы публичной администрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по специальным президентским программам обязан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке. На другое структурное подразделение Администрации — Главное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложения по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы. 16 марта 1996 г. Президент утвердил Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ1. Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту. Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента; — контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя Администрации Президента; — подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. В соответствии со своими основными функциями Главное контрольное управление выполняет следующие задачи: 1) организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; 2) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федера- 1 Российская газета 1996. 26 марта § 3 Президентский контроль за органами исполнительной власти 239 ции при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; 3) осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации; 4) координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; 5) вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти; 6) направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. Управление имеет право: — создавать комиссии с привлечением представителей правоохранительных и контролирующих органов, а также специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению; — направлять должностных лиц Главного управления на заседания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; — требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок в соответствии с задачами, возложенными на Главное управление; — вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; — вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных 240 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации; — ставить перед соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей; — направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Предписание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о результатах должно быть сообщено в Главное управление; и др. Еще одной формой президентского контроля за исполнительной властью является деятельность полномочных представителей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содействовать исполнению правовых актов Президента и Правительства РФ, контролировать выполнение этих актов органами исполнительной власти субъектов Федерации. Полномочные представители Президента в субъекте Федерации назначаются на должность Президентом РФ и подчиняются ему. Деятельность полномочных представителей координирует и обеспечивает Управление Администрации Президента по работе с территориями. Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономических, социальных и политических процессах на территории и вносить соответствующие предложения. Они вправе: — вносить в соответствующие органы государственной власти — вносить предложения по назначению и освобождению от| должности руководителей территориальных служб федеральных j органов исполнительной власти на соответствующей территории; § 4. Контроль органов законодательной власти 241 — запрашивать и получать у государственных органов, пред-приягий, организаций и учреждений необходимые сведения, документы и материалы; — принимать участие в работе органов исполнительной власти; — осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия. Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля: 1) он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной власти; 2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России; 3) он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента; 4) его результаты могут быть использованы Президентом Российской Федерации для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся; 5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры. § 4. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации — исполнительные органы соответствующих республик, краев, областей, округов, городов. Контрольные полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями. Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Российской Федерации довольно ограниченные возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти. Главным образом они принадлежат Государственной Думе, которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Отрицательную оценку деятельности Правительства 242 Глава 12 Режим законности в деятельности исполнительной власти Государственная Дума вправе выразить в постановлении о недоверии ему. В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший год. На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную Палату. Она должна выполнять следующие задачи: — осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; — определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; — финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов фе-" деральных внебюджетных фондов; — анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; — регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий1. 1 См: Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации от 11 января 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 3 Ст. 167). § 4. Контроль органов законодательной власти 243 Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и освобождая от должности Председателя Ценгрального Банка РФ. Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями — деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности. Статья 103 Конституции РФ предусматривает, что Уполномоченный по правам человека действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Указом Президента РФ от 4 августа 1994 г. с целью обеспечения его работы установлено, что до принятия такого закона органы государственной власти и местного самоуправления: — представляют по запросам Уполномоченного по правам человека информацию, необходимую для осуществления его полномочий; — дают ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных лиц; — направляют ему все принимаемые акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина1. Плодотворная, как свидетельствует опыт многих парламентов, но пока не использованная в Федеральном Собрании форма парламентского контроля — депутатский запрос. Депутат, группа депутатов Совета Федерации или Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме. Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем2. СЗ РФ. 1994. № 15 Ст. 1713. 1 СЗ РФ. 1994 № 2. Ст. 74. 244 Глава 12 Режим законности в деятельности исполнительной власти Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее заседании обращаться с вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена Правительства. Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты. Конституции и Уставы субъектов Федерации тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты Федерации предоставили своим представительным органам более широкие контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, Уставом Свердловской области предусмотрено, что Областная Дума дает согласие на назначение руководителей областных органов внутренних дел, финансов, социальной защиты и комитета по управлению имуществом. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других органов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.009 с.) |