Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы



Персональный административный надзор осуществляется органами внутренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из заключения. Правовым основанием применения этой принудительной меры является Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. В настоящее время это Положение действует в редакции союзного указа от 22 сентября 1983 г.2

Административный надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необходимого воспитательного воздействия, предупреждения новых преступлений. Эта мера применяется в отношении трех групп субъектов (ст. 2):

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение, в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

в) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление

ВВС СССР 1983 № 39 Ст 584


§ 2 Адм надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 265

в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания, либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически нарушают общественный порядок и правила общежития, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

Административный надзор не может быть установлен в отношении лица, хотя и судимого за тяжкое преступление, но приговоренного к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Административный надзор устанавливается:

а) за лицами, указанными в пунктах «а» и «б», при их освобождении из исправительно-трудовых учреждений;

б) за лицами, указанными в п. «в», — по месту их постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудовых учреждений.

Об установлении административного надзора в отношении лиц, указанных в пунктах «а» и «б» ст. 2 Положения, начальниц исправительно-трудового учреждения выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и определяется срок прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства. Постановление направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения. По прибытии поднадзорного к избранному месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливаются предусмотренные Положением ограничения. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к избранному им месту жительства органом внутренних дел объявляется его розыск.

Об установлении административного надзора за лицами, указанными в п. «в» ст. 2 Положения, начальник органа внутренних дел выносит мотивированное постановление, в котором указывается основание для установления надзора, срок надзора и ограничения, предусмотренные Положением.

Установление административного надзора в случае, предусмотренном п. «б» ст 2, согласовывается с наблюдательной комиссией, а в случаях, предусмотренных в пунктах «б» и «в», — санкционируется прокурором.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.


 

Глава 14. Административное пресечен


Надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который он был установлен;

б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

в) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится специальное постановление. Он может быть отменен прокурором в случае признания его установления необоснованным.

Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных налагаются обязанности соблюдать следующие правила:

а) являться по вызову в ОВД в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил надзора;

б) уведомлять ОВД о перемене места работы или жительства;

в) при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять ОВД.

Кроме этих общих ограничений, в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены персональные ограничения:

а) запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

б) запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города. В таких случаях поднадзорный обязан получать разрешение ОВД на выезд по личным делам на срок более суток и регистрироваться в ОВД по месту прибытия;

г) обязанность явки в ОВД в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении надзора начальник ОВД вправе ослаблять или усиливать ограничения.

Постановления об установлении, продлении надзора, изменении ограничений объявляются поднадзорному под расписку. Ему разъясняются общие и персональные ограничения и ответственность за нарушение правил, предусмотренных ст. 167 КоАП РСФСР.

Работники милиции обязаны контролировать поведение поднадзорных и вправе вызывать их в милицию на беседы, требо-


§ 2 Адм надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 267

вать от них объяснений, связанных с исполнением правил надзора, посещать в любое время суток их жилища.

Таким образом, изменения общегражданского статуса поднадзорного носят карательный характер и состоят во временном ограничении прав на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, возложении обязанности являться в ОВД, расширении административной деликтоспособности.

Можно сказать, что в законе сформулированы три самостоятельных состава правонарушения, при наличии которых за виновными устанавливается административный надзор. Одним из конструктивных признаков каждого состава является судимость за умышленные преступления, предварительное пребывание в местах лишения свободы. В связи с этим возникает вопрос, институтом административного или исправительно-трудового права является административный надзор.

Представляется, что это смежный институт, включающий в себя нормы той и другой отраслей права. Если в отношении первой из названных категорий лиц надзор является автоматическим следствием признания их особо опасными рецидивистами и обязательным средством принудительного воздействия, то в отношении лиц, принадлежащих к третьей категории, дело обстоит иначе. Здесь наличие судимости — только предпосылка для надзора, а непосредственным основанием является антиобщественный образ жизни, систематические нарушения общественного порядка, которые продолжаются, несмотря на предупреждения органов милиции. В одном случае основание для установления надзора — преступление, в другом — проступок. Ко второй категории лиц надзор тоже применяется не за преступления, а за систематическое нарушение дисциплины в местах лишения свободы.

Есть серьезные основания для отнесения всех норм об административном надзоре к административному праву. Во-первых, он устанавливается после исполнения приговора. Во-вторых, эта мера применяется органами исполнительной власти. В-третьих, органы внутренних дел устанавливают ограничения, ослабляют или усиливают их с учетом личности и поведения поднадзорного, решают вопрос о сроке надзора, его продлении или досрочном прекращении. И даже в отношении особо опасных рецидивистов ОВД решает, на какой срок установить надзор, какие избрать ограничения, ослабить их или усилить, прекратить или продлить надзор. Если, например, принимается решение продлить его, то основанием является проступок, а не преступление. В-четвертых, рассматриваемая мера применяется в административном порядке. В-пятых, в большинстве случаев она применяется за правона-


268 Глава 14 Административное пресечение

рушения, которые не являются преступлениями. В-шестых, законодатель сам называет надзор административным.

Многие авторы утверждают, что административный надзор — мера предупредительная, применяемая при отсутствии правонарушения Но уже то, что он осуществляется в пределах срока судимости, опровергает данную позицию. Эта мера — административно-исправительное воздействие на лиц, совершивших преступления, продолжающее исправительно-трудовое воздействие на основе норм УК и ИТК РСФСР.

Принудительное лечение

Каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Но при определенных, представляющих угрозу для окружающих заболеваниях человек не только имеет право, но и обязан лечиться.

Некоторые юристы утверждают, что принудительное лечение является мерой административного принуждения, применяемой при отсутствии нарушения. Это не так, ибо государственные, муниципальные органы вынуждены прибегать к нему именно потому, что гражданир не выполняет возложенных на него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения является то, что она применяется в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья нарушителя.

Сейчас в России осуществляется принудительное лечение хронических алкоголиков, лиц, страдающих психическими заболеваниями1, и некоторых заразных больных.

Недобровольное лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотрено Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2. Без согласия такого больного или его законного представителя лечение может проводиться только по основаниям, предусмотренным УК РСФСР, а также при недобровольной госпитализации в порядке, установленном Законом от 2 июля 1992 г.

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения' страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для реше-

1 Принудительное лечение психбольных, учитывая состояние сознания и воли подобных лиц, назвать принудительным можно лишь условно И поэтому закон называет его «недобровольным лечением»

2 ВВС РФ 1992 № 33 Ст 1913


§ 3 Принудительное лечение 269

ния вопроса о виде такой помощи. Оно может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает дейсгвия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

г) если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в связи с хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В случаях, предусмотренных пунктами «а» и «г», решение о недобровольном освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в», — врач-психиатр с санкции судьи.

Основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи является то, что обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство лица является тяжелым.

Меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации.

Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации, а также в случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого, розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализа-


270 Глава 14 Административное пресечение

ции. Если она признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Пациенту, помещенному в психиатрический стационар добровольно, может быть отказано в выписке, если комиссией врачей-психиатров будут установлены основания для госпитализации в недобровольном порядке.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения. В заявлении должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. К нему прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом стационаре.

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении. При этом гражданину должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если психическое состояние не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.

Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно.

Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. Оно в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано госпитализированным, его представителем, руководителем психиатрического учреждения в порядке, установленном ГПК РСФСР.

Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация. В течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц оно подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации. В последующем освидетельствования комиссией


§ 4 Применение огнестрельного оружия 271

врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев

По истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреждения Судья постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно.

Все пациенты стационара являются обладателями специального административно-правового статуса. В частности, они вправе:

— обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных законом;

— встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

— подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

— исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

— выписывать газеты и журналы;

— получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет.

Они также имеют право обжаловать в суд, вышестоящий орган, прокуратуру действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие их права и законные интересы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.038 с.)