ТОП 10:

Виды контроля по периодичности



Предварительный контроль персонала призван прежде всего ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.

В сферу предварительного контроля входят вопросы:

· изучение профессионального уровня персонала (проводится с помощью разного рода тестов, собеседований, аттестаций);

· подготовка и переподготовка кадров, их инструктирование; состояние здоровья и способность выполнять в данный момент свои обязанности; создание условий для творчества;

· состояние материальных и финансовых ресурсов организации.

Текущий контроль бывает стратегическим и оперативным.

Стратегический контроль имеет в качестве своего основного объекта эффективность использования ресурсов организации. Такой контроль предназначен для оценки состояния организации, а не для исправления ошибок и поиска виновных.

Оперативный контроль, соединяющийся на практике с оперативным управлением, имеет объектом текущую деятельность.

Итоговый контроль. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Этапы процесса контроля.

1. Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю.

2. Уточнение модели функционирования организации и определение «точек контроля».

3. Осуществление наблюдения, сбор и обработка информации.

4. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.

В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки.

К ним можно отнести:

· контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку;

· тотальный контроль, порождающий несамостоятельность и иждивенчество работников;

· отсутствие информирования контролируемых о результатах;

· поверхностный контроль по причине недоверия, например, за отлучками с рабочего места и пр.


23. Линейно-функциональная организационная структура. Ее характеристика.

 

Функциональные структуры — это продукт функциональной департаментализации, то есть в основе подразделений организации лежат определенные функции.

Типичная функциональная структура строится по функциям организации, и в ней выделяются финансовые, производственные, маркетинговые и другие соответствующие подразделения. На нижних уровнях в каждой сфере выделяются так называемые вторичные или производные функциональные подразделения (рис. 1)

На этой и последующих схемах показаны наиболее обобщенные наименования управляющих лиц и подразделений. Так, то, что на схеме называется высшим менеджером, в реальной организации может быть исполнительным или генеральным директором, президентом и т.д. Во главе функциональной сферы обычно стоит заместитель высшего менеджера (вице-президент), соответственно — по производству (может быть — главный инженер), маркетингу, финансам (главный экономист) и т.д.

Кроме того, на этих схемах не показаны коллегиальные органы управления, которые, в принципе, не зависят от структуры, а определяются больше организационно-правовой формой и соответствующими законами (например, Совет вуза или общее собрание акционеров).

Функциональная структура — наиболее старая из всех типов структур и в последнее время организаций, построенных по такой схеме, становится все меньше и меньше. Главные преимущества функциональных структур в следующем:

· стимулирование профессионализации и мастерства за счет высокой специализации на выполнении функций;

· улучшение координации в функциональной области;

· потенциальное уменьшение дублирования усилий.

К недостаткам функциональных структур, которые как раз и привели к резкому сокращению сферы их использования, относятся:

· превращение собственных целей в приоритетные;

· возможность конфликтов между функциональными областями;

· слишком длинная линия управления.

Тем не менее, функциональная структура остается эффективной для организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции и работают в стабильной внешней среде. Кроме того, она эффективна тогда, когда в организациях решаются стандартные управленческие задачи и у них узкая рыночная ориентация и круг потребителей.


24. Дивизиональная структура организации и ее особенности.

Дивизиональные структуры в своей основе имеют продуктовую, клиентскую или географическую департаментализацию.

Соответственно выделяются три разновидности дивизиональных структур.

Продуктовая структура. В такой структуре группировка подразделений происходит на основе производимого организацией продукта или услуги (или однородных продуктов и услуг). Вторичные же подразделения чаще всего строятся по функциональному принципу, хотя могут быть и другие варианты.

В такой структуре менеджеры вторичных подразделений подчинены руководителю продуктового блока, который отвечает за все, что связано с производством и сбытом данного продукта или услуги.

С этим связан ряд преимуществ такой структуры:

· концентрация ответственности и управления;

· успешность в освоении новой продукции;

· эффективный контроль в пределах продуктовой линии;

· более адекватная и гибкая реакция на изменения потребительской и конкурентной среды.

Несмотря на такие явные плюсы, у данной структуры есть и недостатки, среди которых основные — это потенциальное дублирование функций на блоковом уровне и увеличение издержек на реализацию однотипных функций.

Такая структура характерна и оптимальна для компаний, выпускающих большой ассортимент продукции или услуг, скажем, химические концерны (блок бытовой химии, блок пестицидов, блок химкомпонентов производственного назначения и т.д.), мебельные предприятия (блок кухонной мебели, блок офисной мебели и т.д.)

В потребительской (клиентской) структуре подразделения выделяются в соответствии с группами потребителей (клиентским сегментом рынка), на которые ориентированы те или иные аспекты деятельности компании

У потребительских структур те же преимущества и недостатки, что и у продуктовых. Дополнительный плюс клиентских структур — возможность более эффективного учета потребностей и запросов потребителей.

На основе потребительской структуры обычно стоятся вузы (деление на факультеты, как правило, соответствует специальности, которую желают получить студенты), некоторые банки (выделяющие отделы обслуживания физических и юридических лиц), фирмы по производству одежды или косметики (для детей, женщин, мужчин).

Региональная структура. Структуризация по регионам эффективна там, где региональные различия имеют большее значение, чем продуктовые или потребительские.

Для региональных структур характерны те же преимущества и недостатки, что и для других дивизиональных структур. Дополнительное преимущество состоит в возможности более эффективного учета местного законодательства, особенностей рынка, потребительских групп, культурных, социально-экономических и политических аспектов.

Такие структуры используются многофилиальными компаниями, торговыми сетями, транснациональными корпорациями, оперирующими во многих странах.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.008 с.)