Понятие и технологии лоббирования интересов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и технологии лоббирования интересов.



Понятие лоббизма

Особой разновидностью групп интересов являются лобби. Понятие ‘лобби” первоначально означало преддверие парламента, а лоббистом назывался человек, пытающийся оказывать влияние непосредственно на парламентария. Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) определяют как деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решении. Основой лоббизма является активность заинтересованного меньшинства, затрачивающего на принятие закона больше ресурсов (денег, времени, административной активности), чем пассивное большинство. Эта активность объясняется тем, что издержки от непринятия или принятия невыгодного! варианта закона будут для него значительно выше, чем затраченные ресурсы на лоббирование. Индивиды, в совокупности составляющие большинство, пассивны именно потому, что для них эти издержки будут низкими, поскольку распределяются на десятки и сотни миллионов людей.

Являясь частью функционального представительства, лоббизм, несет соответствующую долю его позитивной нагрузки. лоббизм позволяет избежать ошибочных и скороспел решений. Объясняется это тем, что как политические деятели, так государственные служащие не могут быть одинаково компетентны всех вопросах, которые им приходится решать. Например, если парламентарий избран от дальнего региона, то он будет специализироваться прежде всего по региональным проблемам, имеющим отношение к своим избирателей, поскольку заинтересован в их поддержке член парламента будет скорее все подвержен влиянию лоббистов. Вероятно, предоставленная ему ни формация может оказаться несколько односторонней.

Одновременно лоббизм способствует восприятию этих решений теми, кого они затрагивают, повышая тем самым уровень государственного управления. Это показывает, что лоббизм не является однонаправленным каналом воздействия. Лобби. так же как и группы интересов в целом, добиваются выгод для себя, но в свою очередь обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом в конкретными группами населения принимаемых государством законов.

Лоббирование - намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

 

Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма».:

- персональные контакты с представителями власти,

- участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств,

- работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства,

- съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти,

- участие в общественных слушания законопроектов в парламенте,

- воздействие через общественное мнение и средства массовой информации,

- доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти,

- встречи с высшими руководителями государства.

 

Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. techne - «искусство, мастерство, умение» и греч.логия - «изучение») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:

· через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)

· использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)

· использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)

· использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч)

 

Субъект лоббизма (или «лобби») - многообразие сформировавшихся негосударственных акторов целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя решения.

Классификация субъектов лоббирования
Акторов, оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя решения, можно условно разделить на:

· Коммерческих субъектов лоббирования

· Некоммерческих или общественно-политических субъектов лоббирования

· Других «субъектов лоббистского воздействия»

Рассмотрим это разделение подробнее.

1. Коммерческие субъекты лоббирования
Основными представителями данного вида лоббизма являются компании, корпорации, естественные монополии, а также бизнес-ассоциации. Основная особенность данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои коммерческие интересы. Выделенные интересы могут быть представлены на макроуровне, на отраслевом и корпоративном уровнях. Рассмотрим это разделение подробнее.

на макроуровне – коммерческие субъекты лоббирования представлены крупнейшими общероссийскими предпринимательскими организациями (РСПП, ТПП, Деловая Россия, Опора России), которые лоббируют интересы всего бизнес сообщества. Они ратуют за снижение административных барьеров, уменьшение налогов и пр.

на отраслевом уровне – коммерческие субъекты лоббирования представлены профессиональными предпринимательскими организациями (Ассоциация Российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Российское газовое общество и др.).
Отраслевой лоббизм - это процесс по продвижению интересов конкретной отрасли в органах государственной власти, с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать снижение налогообложения (например, акцизов) или тарифов, изменения законодательства или увеличение бюджетных дотаций. Конечной целью отраслевого лоббирования является повышение капитализации отрасли и прибыльности ее компаний.

на корпоративном уровне - коммерческие субъекты лоббирования представлены субъектами экономической деятельности (Газпром, Лукойл, Сбербанк и др.).
Корпоративный лоббизм – это процесс по продвижению интересов конкретной компании в органах государственной власти с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать изменения налогообложения или тарифов, в результате которого выигрывает конкретная фирма-монополист, изменения законодательства (в результате которого, например, повышаются требования ведения бизнеса в стране и несоответствующие этим требованиям компании вынуждены уйти с рынка), получение выгодных государственных заказов и пр.

.

2. Некоммерческие или общественно-политические субъекты лоббирования
Основными субъектами данного вида лоббизма являются представители, так называемого, третьего сектора (гражданское общество): профсоюзы, общественные и некоммерческие организации, различные фонды, экологические союзы, общества защиты прав потребителей, животных и т.п. Основное отличие данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои права, а не коммерческие интересы. Стоит констатировать, что в отличие от многих демократических стран, деятельность данного лобби в России не эффективно. Остается надеяться, что с развитием гражданского общества активность таких групп давления будет возрастать. Далее кратко перечислим специфику общественно-политического лоббирования каждого из перечисленных выше акторов.

Профсоюзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы лоббируют на бюджетном уровне: повышение минимальных размеров оплаты труда, повышение зарплат работникам бюджетной сферы, повышение пособий по временной нетрудоспособности, увеличение расходов на медицинское страхование и пр., на законодательном уровне: поправки к действующим законам в интересах наемных работников.

Экологические союзы – некоммерческие организации, образованные с целью защиты окружающей среды от последствий промышленного развития. Экологи лоббируют повышения требований к промышленным производствам, отказ от ядерной энергетики и ядерное разоружение, выступают за мораторий на использование генетически модифицированных ингредиентов и многое другое.
Системным противникам экологических лоббистов являются представители отраслей, сильно загрязняющих окружающую среду, наносящих вред живой природе:

Общества защиты прав потребителей – некоммерческие организации, созданные для содействия защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защиту их интересов.

Религиозные организации (РПЦ, Союз муфтиев России) – некоммерческие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.162.35 (0.008 с.)