Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идентификация лпр – это проблема возобладания формальных или неформальных процедур, правил или индивидуальных (групповых) пристрастий, действующих в сфере принятия решений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идентификация ЛПР Индивидуальное ЛПР • Мобильно • Ответственно • Действует в своих интересах Коллективное лпр • Медлительно • Размывает ответствен-ть • Компетентно • Ориентировано на общие интересы Подготовительный этап К перечню задач на первом этапе процесса принятия решений относятся: формирование базы данных о ситуации; идентификация государственно важных проблем; выработка приоритетного перечня наиболее важных для государства проблем; определение критериев измерения проблем и достижения успеха в их решении; формулировка проблемы в том виде, в каком она будет в дальнейшем анализироваться и решаться государственными структурами. Этапы: Первый этап. Предварительный, или подготовительный этап. Главная задача – определение, идентификация проблемы и подготовка соответствующей информационной базы для выработки целей. Ещё одна важнейшая проблема на данном этапе – идентификация ЛПР (лица принимающего решение). Три категории лиц претендуют на этот статус: 1. Политические структуры: политики (выборные), различные группы интересов или давления, общественность (публика как наиболее политически активная часть общества). 2. Кадровые структуры, различные уровни государственной администрации – могут дифференцироваться по различным критериям. 3. Экспертные группы. Сочетание и взаимная борьба этих трёх групп и решает, кто в конечном итоге будет решать ключевые вопросы. Эти группы обладают изначально неравнозначным статусом. Так, например, даже в случае победы экспертов, если они принимают решение, ответственность в любом случае будут нести не они, а те, кто отвечает легально – в первую очередь, политики. Более того, в этом процессе (идентификации ЛПР) нельзя точно выявить подлинные интересы этих трёх групп. Лицо, говорящее от лица государства и ЛПР – разные вещи. Основные задачи, стоящие перед ЛПР: 1. Имитация служебной, ролевой деятельности (решение личных задач). 2. Выживание в системе управления. 3. Предметные решения задачи, устранение недопустимого риска, то есть предупреждение обвальных процессов. 4. Повышение авторитета власти. Второй этап. Выработка целей. Основная задача – выработка конкретных целевых показателей деятельности государства и их соответствующее оформление. Технологически: государственный менеджмент может работать при постановке целей только в альтернативном режиме. Необходима выработка как минимум 3 альтернатив: Максимальная – желательный результат. Нейтральная. Минимальная – что будет стоить невмешательство государства в решение вопроса. Определение верхние и нижние границы деятельности государства. Верхняя граница: a. Ресурсные ограничения. b. Ограничения, наложенные предыдущими обязательствами. c. Ограниченность деятельности во времени. d. Информационные ограничения – учитывая не только объём информации, но ограничения на использование уже имеющейся информации (пример с информации, полученной через прослушивание). Нижняя граница – существование данной задачи, стоящей перед государством. Минимальные условия для решения задачи. Третий этап. Реализация целей. Главная задача – ориентация на адекватное осуществление заявленных государством целей. Государство начинает контактировать с различными контрагентами, субъектное расширение, государство начинает утрачивать некоторые формы контроля за процессом. Принципы: 1. Директивность, стараться занимать такую позицию по отношению к исполнителям, которая предполагает обязательность исполнения поставленных задач. Демонстрация серьёзного настроя, возможных санкций за невыполнение тех или иных действий. 2. Адресность – повелительное наклонение с определёнными контрагентами. 3. Обоснованность оформления задач, выносимых контрагентам. 4. Своевременность донесения информации до контрагентов. 5. Возможность коррекции принятых решений, вплоть до пересмотра принципов. 6. Ответственность со стороны государства за предпринятые действия перед контрагентами, встречные обязательства. Подэтапы: ü Подготовка к реализации: аккумуляция ресурсов, дополнительное планирование, диагностика, доведение решения до исполнителей. ü Оперативное управление, реализация задач: распределение ресурсов, осуществление действий, взаимодействия. Реализация вложенного цикла – корректировки.
Этап формулировки целей Следующий этап концентрирует управленческие технологии для выработки целей, соответствующих решению выделенной проблемы, и их выражения в формально-правовой (официальной/неофициальной) форме, достаточной для их дальнейшей реализации в публичной сфере (или секретным образом). Важнейшим элементом этого этапа является рассмотрение различных (не менее двух) альтернатив решения задачи. Это предполагает моделирование развития событий по каждому из отрефлексированных вариантов решения задачи, а, следовательно, и определение необходимых в каждом случае средств и оценки возможных последствий. Дополняя формулировку альтернативных целей подцелями, а также выявляя основные (управляемые и неуправляемые) факторы (способные повлиять на динамику событий как извне, так и внутри государства) и (верхние и нижние) ограничения их действия, государственным органам необходимо выбрать наиболее предпочтительную модель будущих действий на основе сопоставления основных параметров каждой рассматриваемой альтернативы.
Этап реализации гос решений Принятое в государстве решение являет собой только возможность успешного достижения цели. Поэтому формулировка целей выступает лишь предпосылкой для существования третьего этапа, сущностью которого является осуществление действий государственных органов (или других общественных субъектов, которым будут предписаны определенные обязательства) по выполнению и практическому осуществлению заданий. Поэтому главная особенность данного этапа состоит в том, что в структуру принятия решений непосредственно включаются партнеры и оппоненты государства, так или иначе связанные с реализацией целей.
Что по Ч. Линдблому является слабыми сторонами рационального (корневого) метода принятия решений? Каковы преимущества инкрементального (отраслевого) подхода? Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления. 6. Теория инкрементализма (постепенности) - государственная политика как последовательная и поэтапная деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел, т.е. небольшие вариации по изменению прошлого состояния. Основной вклад В процессе развития своих идей Ч. Линдблом (1959) для наглядного представления различий между двумя процессами принятия решений использовал образ дерева. Так процессы первого типа он связывал с представлением о “корнях” дерева и называл их рациональной всесторонней методологией, а процессы второго типа ассоциировались у него с представлением о “ветвях” дерева и назывались методологией последовательных ограничительных сравнений. лицо, которому необходимо принимать решения, всегда начинает этот процесс с основ или “корней” проблемы. Прошлый опыт используется индивидом только в той мере, в какой он укладывается в рамки определенной теории. Например, при определении политики в отношении инфляции руководитель, возможно, будет сравнивать возможные варианты с помощью теории цен. При использовании методологии второго типа лицо, принимающее решение, постоянно, шаг за шагом, продвигается вперед от исходной ситуации на малую величину (инкремент). Именно этот тип процессов в своей работе 1959 г. Ч. Линдблом назвал “наукой доведения дела до конца”.
Корневой метод требует, чтобы ценности и цели были определены до начала любых усовершенствований или исследований альтернативных вариантов действий. !!!! Хотя такое требование безусловно является похвальным, но, согласно Ч. Линдблому, в действительности заинтересованные стороны или посредники обычно не могут прийти к согласию по вопросам всех основных ценностей и целей.
В такой ситуации лица, ответственные за принятие решения, могут пойти различными путями.Возможно, они будут ориентироваться на свои собственные ценности, однако каждая из них в отдельности не приводит к устранению неопределенности и таким образом требует рассмотрения многих ценностей в отсутствие обязательной возможности их классификации.
Кроме того, со временем происходит изменение предпочтений, и с тем, чтобы учесть дополнительный источник неопределенности любой процесс должен быть достаточно гибким и реактивным. Ч. Линдблом ставит вопрос о точном определении сравнительной важности этих конфликтующих ценностей независимо от компромиссов между альтернативными вариантами решения проблемы. Таким образом, лицо, принимающее решение, учитывает то, насколько удовлетворительным для рассматриваемых вариантов будет каждый из наборов целей. Поэтому рассмотрение цели без анализа ее альтернатив оказывается невозможным. По выражению Ч. Линдблома “человек одновременно выбирает политику достижения нескольких целей и самостоятельно выбирает цели” (1959: 82). !!! И в этом случае, по мнению ученого его внимание фокусируется на небольших или, другими словами, инкрементальных изменениях ценностей или целей, что обусловливает ограничение потребности в информации о ценностях или целях (в сравнении с потребностью в информации, необходимой для осуществления корневой методологии), и позволяет оставаться в рамках когнитивных возможностей.
(...)Соответственно, в данной статье я пытаюсь прояснить и формализовать второй метод, в значительной мереигнорируемый современной литературой. Он может быть определен как метод последовательных ограниченных сравнений. Я охарактеризую его в противопоставлении первому методу, который может быть определен как рационально-всесторонний метод. Более выразительно и кратко – и потому используемые далее в этой статье, - они могут быть охарактеризованы как метод ветвей и корневой метод: первый, последовательно надстраиваемый на базисе существующей ситуации, шаг за шагом и с минимальными изменениями; и второй, каждый раз выстраиваемый с самого основания, обращающийся к прошлому лишь по мере того, как опыт инкорпорируется в теорию, и постоянно готовый вернуться на исходную позицию, начать с начала. В Таблице приведены попарные характеристики двух методов.
Инкременталистская модель. Термин “инкрементализм” (incrementalism) происходит от английского слова “increment”, означающего в широком смысле постепенное нарастание или усиление какого-либо процесса, а в более строгом математическом смысле – дифференциал, фиксирующий бесконечно малые приращения. Основные положения инкременталистской модели принятия решений заключаются в следующем. При принятии решения необходимо двигаться впере д “малыми шагами”, разбивая крупные проблемы на более мелкие. При выборе альтернатив необходимо исходить из единства результатов решений и средств их достижения. При выборе решения основную роль играет наличие различных и даже противоположных интересов участников процесса принятия внешнеполитического решения. При принятии решения следует добиваться не идеальных, а “промежуточных” решений, дающих не радикальное изменение, а приближение к улучшению внешнеполитической ситуации. Принятие внешнеполитического решения представляет собой процесс взаимного приспособления и конкуренции его участников, вынужденных вести между собой борьбу и торг. Принятое решение далеко от идеального вследствие дефицита знаний и информации, ресурсов и времени, недостаточных способностей человеческого интеллекта, а также неопределенности и хаотичности международной среды. Впоследствии предпринималось несколько попыток объединить сильные стороны и устранить недостатки модели “всеобщей рациональности” Г. Саймона и “инкременталистской модели” Ч. Линдблома. К числу наиболее известных относятся “нормативно-оптимальная” (normative-optimal) модель израильского политолога Иезикиля Дрора и модель “смешанного сканирования” (mixed-scanning) профессора Университета Джорджа Вашингтона Амитаи Этциони. И. Дрор предлагает добавить в модель всеобщей рациональности анализ экстрарациональных (extrarational) компонентов: эмоций и чувств, мотивов и интуиции, творчества и воображения, настроения. А. Этциони призывает расширить и укрепить рационалистскую сторону инкременталистской модели МОДЕЛЬ ИНКРЕМЕНТАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
59. Каковы основные требования, обеспечивающие успех государственной политики? Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Наиболее важные характеристики государственной политики, которыми она должна обладать в целом, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям: • реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; • иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; * • быть эффективной и результативной; • пользоваться доверием населения Формирование проблем гос политики:
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, “политический цикл”, состоящий из нескольких последовательных действий. 1 -й этап — определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики). Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти 2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики). Официальный документ о государственной политике или программе 3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики). Практические действия органов государственной власти 4-й этап — оценка и регулирование государственной политики (оценка политики). Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы Документы, которые позволяют увидеть приоритеты:
Типовые проблемы государственных решений:
Модель рациональной политики:
Стратегии повышения политической проходимости: Кооптация – из врага сделать друга. Компромисс – договоренность. Манипулирование – Жириновский, выставление общих ценностей для своей выгоды. Риторика – В научной литературе о государственной политике основное внимание уделяется таким аспектам, как: • процесс разработки политики; • содержание политики в определенной сфере; • результаты и последствия политики; • методы обоснования политики; • аналитические исследования и др. Основными вопросами, возникающими при изучении различных аспектов государственной политики, являются следующие: 1. Кто и как определяет цели и разрабатывает государственную политику? 2. Как осуществляется и кто оценивает результаты государственной политики? 3. Какова должна быть политика государства в отдельных общественных сферах: социальной, экономической, военной, жилищной, экологической и др.? 4. Какие отношения складываются между различными участниками государственной политики и каково отношение населения к официальной государственной стратегии и политическому курсу? Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют: 1) законодательные (представительные) органы власти; 2) исполнительные органы власти; 3) группы интересов и группы давления. Однако при любых моделях и типах государственной политики ее результативность во многом зависит от того, в какой степени органы государственного управления следуют основополагающим административным ценностям, характерным для демократических государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность. Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.
Деятельность каждой организации по характеризуется следующим: 1. Цели-рамки, определяющие приемлемые действия. Практические цели организации раскрываются в ее официальных правомочиях. Эти цели проявляются скорее в виде комплекса ограничений, определяющих приемлемые действия. Главное из этих ограничений - количество отпускаемых ей штатных единиц и рублей. Система ограничений порождается совокупностью таких факторов, как ожидания и требования других государственных организаций, законный статус, требования граждан и групп интересов, торг внутри организации. Обычно ограничения формулируются как предписание избегать приблизительно определенных нежелательных ситуаций и катастроф. 2. Последовательность рассмотрения задач. Противоречия между ограничениями в практической деятельности разрешаются путем последовательного рассмотрения задач. 3. Стандартные методы деятельности. Решение важных проблем, контроль за информацией организации выполняют, решая задачи низшего порядка, например, готовя бюджет, составляя доклады. Надежное решение этих задач требует стандартных методов деятельности. 4. Программы и репертуар
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.021 с.) |