Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческая проблема и модель проблемной ситуации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.д. Чтобы уяснить причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения. Управленческие проблемы классифицируется по следующим признакам: степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными; масштабы последствий в случаях принятия или непринятия решений и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы; возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки; степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе; степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т.д. Кроме того, проблемы могут различаться по способам их разработки: 1) безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет; 2) бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами; 3) в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проблему, применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы. Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем. Виды проблем рассматриваются по следующим критериям: стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование; тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие; по уровням руководства - высшего, среднего и низового звеньев управления. Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с первых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей. К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести: изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения; неверные принципы и методы деятельности работников; ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д.; изменения в политике и экономике государства; природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.). О моделях управленческих ситуаций. Необходимость моделирования ситуаций обусловлена многообразием факторов,определяющих класс возникающей и развивающейся (в случае несвоевременногоразрешения) ситуации. Разработка моделей возникновения и развитияуправленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры итаким образом обоснованно выбирать эффективные пути решения ситуационныхзадач управления.Гомоморфизм – это отражение соответствия одного множества элементов (реальнойсистемы) в другое (модель реальной системы), которое обладает свойствомоднозначности. Иными словами каждому элементу реальной системы соответствуетэлемент модельной системы. Обратное утверждение неверно: не существуетоднозначного соответствия между элементами модели и элементами реальнойсистемы.Учитывая иерархическую природу возникновения и развития ситуаций, в целяхадекватного отображения функционирования производственной организациинеобходимо формирование набора иерархически связанных моделей управленческихситуаций. При формировании системы моделей можно использовать три видастратегии. Стратегия «снизу вверх» предполагает моделирование процессоввозникновения ситуаций, начиная с нижнего уровня производственной технологии,т.е. разработку модели простейших отдельных технологических процессов споследующей их увязкой и переходом к моделированию более высоких уровнейпроизводственной иерархии. Стратегия «сверху вниз» требует, прежде всего,формирования моделей ситуаций высшего уровня управления, а затем ихразукрупнения и детализации до уровня отдельных технологических процессов.Третья стратегия формирования моделей предполагает одновременной созданиекомплекса моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания кпонятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии.Для прогнозирования управленческих ситуаций, можно использовать основныеположения методологии «деревьев неполадок», так как прогнозируемое событие –отказ нормального функционирования системы – является нежелательным. Технологии управления. Технологию управления определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств. Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность. Разработка технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Четкое функционирование органа управления требует расчленения процесса управления на операции, а эффективная организация управления - надлежащего комбинирования операций. Каждую операцию необходимо увязать с предыдущими операциями данного цикла процесса управления. Выполнение операции должно быть увязано с выполнением других операций. Понятие «технология управления» тесно связано с процессом алгоритмизации операций в рамках тех или иных функций управляющей системы. В роли алгоритма (процедуры) процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Его алгоритм представляет собой правила последовательного осуществления определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Схематически технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры. 1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты. 2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации. 3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр. Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Тем не менее, описать алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения информационных преобразований и организационных взаимодействий, составляющих процесс управления, весьма сложно, и сформулировать однозначно не удается. В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия. Наиболее разработанным и простым является традиционный, классический функциональный подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса по выполнению определенных функций. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию рациональных процедур и способов работы с информацией в процессе реализации функций управления. Суть функционального подхода заключается в том, что на каждом иерархическом уровне систем управления выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функций, для каждого из которых строится определенный набор процедур. В дальнейшем выделяются подфункции и соответствующие им блоки процедур, детализируемые до уровня операции; определяются виды документов, необходимые технические средства и пр. Такой подход к технологизации процессов управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д. Наиболее подходящим в условиях меняющейся внешней среды является ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает: · диагноз проблемы и определение путей ее разрешения; · выявление факторов, влияющих на решение; · выработку и оценку альтернатив; · разработку тактики реализации намеченных путей развития. И, наконец, подход к управлению с точки зрения принятия решений позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа: 1. выработка целей и стратегии развития предприятия; 2. формирование технологии принятия и реализации управленческих решений. Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде. К критериям эффективности технологии управления относятся: · простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции); · гибкость (адаптация к изменяющимся условиям); · надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма); · экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной); · удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать). Особое место в технологии управления сегодня занимают техника управления. Техника управления это совокупность материальных средств(оргтехника, средства связи, вычислительная техника и т.д.), позволяющих снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысит качество принимаемых решений. Умственные возможности отдельного индивидуума имеют предел, использование оперативной и долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения управленческих проблем. Развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.178 (0.01 с.) |