Особенности правового статуса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового статуса



  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:

· запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

· запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

· направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

· проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

· в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

· устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсны и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

ПРИМЕРЫ

Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

70. Инструменты стратегического планирования в государственном управлении.

  • Стратегическое планирование – двоякий процесс, завязка программ с федеральными и региональными правительствами. Разработка самих стратегических программ развития регионов.

Стратегическое планирование — это алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Без применения конкретного научно-обоснованного механизма согласования действий потребителей и производителей различных форм собственности во времени и пространстве стратегическое планирование превращается не более чем в прогнозирование или декларацию о желаниях.

Стратегическое планирование - это составной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности предприятия на определенные период. Оно может осуществляться как по мере необходимости, так и регулярно.

Элементами системы стратегического планирования являются:

ü концепция развития фирмы и ее бизнеса,

ü набор стратегических планов,

ü частные стратегии,

ü планы на случай чрезвычайной ситуации,

ü программы развития материально-технической базы,

ü организационные структуры и пр.

Используя методы стратегического планирования, форма:

· обеспечивает комплексный подход к анализу и прогнозу своего потенциала и окружения (ресурсов, сильных и слабых сторон, уграз, возможностей, конкуренции, финансов);

· формулирует основные направления деятельности, цели, стратегии и задачи на предстоящий период; определяет необходимые предприятия по их достижению;

· обеспечивает формирование и реализацию политики в области маркетинга;

· разрабатывает и реализует программы и бюджеты по конкретным направлениям;

· определяет приоритеты распределения ресурсов для различных уровней организаций и периодов времени;

· создает предпосылки стратегического контроля и координации деятельности подразделений;

· придает единство управленческим процессам;

· ослабляет бюрократические тенденции;

· подготавливает предприятия к изменениям в окружающей среде;

· формирует и менеджеров и персонала ориентированный в будущее образ мышления и поведения, сдерживает стремление к максимализации текущей прибыли;

· определяет критерии успеха и стандарты оценки и т.п.

Стратегическое планирование осуществляется первыми лицами с помощью руководителей и специалистов подразделения фирмы, информационной и плановой структур.

Выделяются следующие типы плановых структур:

1. Централизованная. Применяется узкоспециализированными компаниями, где основная плановая работа выполняется специальной службой стратегического управления штаб-квартиры. Подразделения, реализующие разработанные ею планы и стратегии и несут за них ограниченную финансовую ответственность.

2. Децентрализованная. Характерна для крупных компаний конгломератного типа и фирм-лидеров. В ее рамках полностью автономные стратегические подразделения, выполняющие весь цикл работ по проектированию, производству, сбыту и послепродажному обслуживанию продуктов, несут ответственность также и за разработку и реализацию своих стратегий.

Последние координируются комитетами или специальными группами. А на уровне корпорации штаб-квартира лишь ставит общие цели и контролирует своевременность и объем поступающей выручки в общекорпоративный бюджет.

3. Смешанная. Применяется в диверсифицированных компаниях, плановые службы которых анализируют ситуацию и выявляют общие проблемы, генерируют идеи, формируют цели и стратегию, обеспечивают процесс планирования, контроль выполнения планов, осуществляют распределение и перераспределение ресурсов в соответствии с ролью и задачами стратегических подразделений, формируют индивидуальные системы саморегулирования.

Важнейшим системообразующим элементом управления яв-ляется планирование.

Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернати-вы развития объекта управления, рассчитанной на определен-ный период времени. Его результатом является план меро-приятий (заданий) - многоцелевая и сбалансированная про-грамма развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ре-сурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

Заметим, что на практике планирование следует рассма-тривать как внеполитическую категорию, как координиру-ющий механизм, который не зависит от характера обществен-ной системы.

В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:

1. Планирование - это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе.

2. Достижение планируемого результата определяется дей-ствием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям, как в са-мом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние объекта планирования всегда является неопреде-ленным, решение одних проблем не гарантирует от появления других, даже более сложных. Вследствие этого система пла-нирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям, как объекта, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректи-ровке.

3. Процесс планирования всегда связан как с предотвра-щением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании буду-щего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды.

Важнейшим требованием, которое должно реализовывать-ся на данной стадии разработки государственного стратегиче-ского плана, является поиск возможных вариантов развития экономики страны.

Стратегический анализ развития национальной экономи-ки является первым этапом работ по обоснованию и разработ-ке концепции социально-экономического развития страны.

На первом этапе проведения стратегического анализа используется соответствующая информация статистических органов, материалы отраслевых, общественных и других учреждений и организаций. Основная цель этого этапа ана-лиза -- оценить эффективность предыдущей стратегии разви-тия страны, различные аспекты функционирования и раз-вития элементов национальной экономики.

В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:

* комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;

* анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;

* выявление и оценка позитивных и негативных тенден-ций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;

* анализ и оценка структурных изменений в националь-ной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;

* анализ и оценка влияния институциональных и органи-зационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;

* анализ и выявление условий и факторов, ограничиваю-щих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа разви-тия национальной экономики носит предварительный харак-тер, поскольку тесно связан с последующим выбором опреде-ленного варианта будущего развития национальной эко-номики.

Исходными пунктами стратегического планирования являются:

  • структура конкурентов;
  • структура рынков сбыта;
  • тенденции технического развития и эволюции моды;
  • структура рынков снабжения;
  • правовая, социальная, экономическая, экологическая и политическая окружающая среда;
  • собственные сильные и слабые стороны.

На основе перечисленных данных в соответствии с миссией фирмы выбираются цели на длительную перспективу и анализируются ресурсы, которые для этого необходимы. Инструментами стратегического планирования являются, кроме разобранного выше метода экспертных оценок, анализ "разрывов", анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов, концепция жизненного цикла товара, и также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений.

При анализе "разрывов" сравнивают три возможных сценарии развития фирмы:

  • какого оборота (прибыли и других характеристик работы предприятия) можно достичь, если в будущем в процессе продаж ничего не изменится (сценарий А);
  • какого оборота можно достичь, если попытаться при максимальном напряжении сил проникнуть более интенсивно с существующим продуктом на существующие рынки (сценарий Б) и дополнительно развивать новые продукты и/или новые рынки (сценарий В).

Разницу между результатами по сценариям Б и А называют оперативным разрывом, а между результатами по сценариям В и Б - стратегическим разрывом. Эта терминология подчеркивает нововведений в стратегическом плане фирмы - разработки новых продуктов или выхода на новые рынки, или и того и другого вместе.

Содержание и структура ДРОНД.

ДРОНД (доклад о результатах основных направлениях деятельности):

  1. Стратегические цели
  2. Основные цели, предоставляемые услуги и необходимые для их предоставления функции
  3. Расходные обязательства и формирование доходов
  4. Результаты деятельности (кол-ые параметры)
  5. Распределение расходов по целям, задачам и программам
  6. Меры по повышению эффективности расходов

ФЦП – федеральные целевые программы.

ВП – ведомственные программы.

 

 

Задача по выбору приоритетов связана с определением основных целей:

Дронд:

  • Повышение качества жизни
  • Повышения уровня нац безопасности
  • Обеспечение высоких темпов эконом роста
  • Создание потенциала для будущего развития

Другой вариант стратегических целей госполитики:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.051 с.)