Области применения государственно-частного партнёрства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Области применения государственно-частного партнёрства



Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.[3]

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в некоторых субъектах федерации: Томской области, Санкт-Петербурге.

В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

§ Инвестиционный фонд;

§ Банк развития;

§ другие государственные корпорации;

§ особые экономические зоны;

§ Российская венчурная компания;

§ концессии.

Степень участия частного сектора в ГЧП:

Контракты на работы – Конракты на управление – Концессии на производство – Концессии на строительство и эксплуатацию – Полная приватизация

 

 

Каковы основные формы ГЧП?

 

ГЧП – управленческая альтернатива приватизации.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести[2]:

▪ любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

▪ государственные контракты;

▪ арендные отношения;

▪ финансовую аренду (лизинг);

▪ государственно-частные предприятия;

▪ соглашения о разделе продукции (СРП);

Концессионные соглашения.

Основные формы взаимодействия государства и частного сектора:

  • Создание особых экономических зон – действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.(116 ФЗ) Налоги и контракты.Снижение издержек до 30%
  • Контракты – административный договор, заключаемый между государством и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Коррупционность
  • Аренда и лизинг – на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату
  • Коцессия – государство уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. Перспективное направление, сейчас с ним плотно работают.
  • Соглашения о разделе продукции – государство предоставляет свои исключительные права по недропользованию частному инвестору на возмездной основе и на определенный срок.
  • Совместные предприятия – акционерные общества, либо предприятия с долевым участием сторон.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная в РФ как государством для выполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций

Опишите основные организационно-правовые особенности государственных корпораций.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

  • Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная в РФ как государством для выполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Я. Паппэ: три предпосылки появления государственных корпораций:

· Некоторая реальная задача, которая воспринимается властью как значимая

· Возможность связать ее с проблемой национальной безопасности в сколь угодно широком понимании

· Наличие влиятельной фигуры, видящей в этом частный интерес и способной к эффективному лоббированию

Госкорпорации

ü нет контроля,

ü неопределенные отношения с собственностью,

ü для каждого закона нет четкого регулирования:

1. Роснанотех

2. АСВ – страхование вкладов

3. Олимпстрой - Сочи

4. Ростехнологии

5. Росатом

6. Автодор

7. ВЭБ – внешэконом банк

8. ФСР ЖКХ – жилищно-коммунальные службы

 

Госкорпорации. «По отношению к государству следует держаться как к огню; и не слишком быстро, чтобы не сгореть и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть»

Особенности правового статуса

§ ГК создается на основании федерального закона.

§ Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной. Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

§ ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

§ ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

§ ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

§ запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

§ запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

§ направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

§ проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

§ в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

§ устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

§ На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

§ На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсны и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

§ Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

§ Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития(бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

В корпоратявной системе представительства группы интересов подчиняются иерархическому порядку, устанавливаемому государством, в соответствии с которым за определенной группой признается монопольное право на представительство определенного интереса в обмен на лояльность в отношении правительства, согласие с указаниями относительно содержания этого интереса и программы действий по его реализации. Таким образом, для корпоративизма характерны монополизм и упорядоченность.

Корпоративизм(стремление государства сделать группы интересов органами власти). Гр интересов выстраиваются в определенную иерархию. Группы интересов становятся партнерами этой власти. Правительство стремится к тому, чтобы гр интересов помогали осуществлять контроль над бизнесом. А взамен получают поддержку власти.

Формы корпоративизма:

А) Либеральный – взаимодействие с группами интересов.

Б) Государственный(жесткий) – латиноамериканские страны. Италия – Мусалини.(может наказывать гр интересов)

Плюрализм – США.

 

Если сущностной чертой либеральной демократии является связь между индивидуальными избирателями и суверенным парламентом, то сущностной чертой корпоративизм а является представительство функциональных интересов, независимо от того, институализировано это в парламентской форме или нет. Формирование под патронажем правительства закрытых групп экономической элиты (олигархии) означает разъединение властных отношений в государстве с выборами законодательной власти, т.е. отношениями политического представительства. Этот процесс затмевается бюрократией, группами специализированных интересов, разными типами общественного и/или институционального корпоративизма и т.п.

 

Корпоративизм - институциональная система, в которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругам влиятельных и могущественных корпоративных организаций (главным образом бизнеса и профсоюзов). В корпоративной системе основные группы интересов инкорпорированы в механизм принятия решений государства. Равный доступ к власти сводит вероятность конфликта между ними к минимуму. При этом корпоративным организациям предоставляется монополия представительства в соответствующих сферах их интересов в обмен на подчинение определенным ограничениям, налагаемым государством.

Такая система государственного управления имеет чаще всего политическое оформление, получившее название суперпрсзидентской республики, для которой характерно:

· огромная концентрация властных полномочий в руках главы государства, имеющего возможность вмешиваться в компетенцию законодательных и судебных органов власти;

· ограничение роли институтов представительной власти в основном лишь законотворческими функциями.

· данная система затрудняет формирование цивилизованных механизмов согласования интересов различных групп элиты. Их отсутствие компенсируется фаворитизмом, доминированием аппаратно-бюрократических методов в процессе выработки и принятия политических решений. Тем самым создается система сдержек и противовесов внутри института президента путем учреждения многочисленных параллельных служб, управлений, комиссий и т.д. Это позволяет главе государства удерживать за собой место центра принятия политических решений

В корпоративной системе представительство интересов, как правило, происходит посредством распространения клиентелъных зависимостей Юшентела — форма социальной - персональной или коллективной - зависимости. происходящей из неравномерного распределения ресурсов власти Ее отличает личный, автономно-вертикальный, договорной характер.

Существующая нормативная система препятствует легитимации и институализации корпоративной системы. Корпорации часто остаются недооформленными суррогатными общностями, а их интересы реализуются через неформальные клиентарные связи. В такой обстановке механизмы, процедуры разрешения и предупреждения социальных конфликтов не институализируются, каждый конфликт разрешается индивидуально, в соответствии с автономно-вертикальным характером клиентарных отношений - через торг и предоставление исключительных привилегий. Отсюда своеобразные формы политической конкуренции между сформировавшимися группами интересов.

· Во-первых, это политическая и коммерческая конкуренция из-за протекции (со стороны правительства или мафии) как важнейшего средства в борьбе за рынки, капиталы и ресурсы Неравенство перед законом создаст ситуацию, когда правота определяется силой протекции, неважно правительства или бандитов

· Во-вторых, это борьба между олигархическими кланами за влияние на президента (премьер-министра), который (ые) стараются поддерживать баланс сил между соперничающими группировками.

Клановая политика формирует клиентелы, имеющие своего политика - оратора. Эта борьба не носит идеологического характера: она представляет собой соперничество за доступ к власти той или иной личности и раздел сфер влияния между бюрократическими структурами

В-третьих это конкуренция среди отраслей экономики, особенно нефтяной и газовой, аграрной, ВПК и банками. Более идеологизированная, так как прибыльные сектора экономики (нефтяная н газовая отрасли, банки) заинтересованы в интеграции страны с Западом, а аграрный сектор и военно-промышленный комплекс отстаивают протекционизм и “железный занавес” Здесь широко используются патриотические идеи и лозунги защиты национальных интересов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.031 с.)