![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение публичного управления за рубежом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если в России наука государственного управления только формируется, то во многих зарубежных странах она насчитывает уже несколько десятилетий существования в качестве комплекса самостоятельных дисциплины. Государственное (публичное) управление в качестве самостоятельной отрасли научного знания возникает в США в 1940-1960 гг. Прежде всего оформляются две взаимосвязанные дисциплины: изучение публичной администрации (public administrstion), т.е. совокупности органов публичного управления, и изучение публичных политик (public policy). «Отцами-основателями» публичного управления считают американцев: Г.Саймон, Дж. Марч, Д.Истон, Ч.Линдблом. В зарубежном публичном управлении сформировалось несколько крупных научных школ. Остановимся на характеристике основных школ и направлений их представителей. Школа «общественного выбора» (Public Choice). Г. Таллок, Э.Даунс, В. Нискейнен. Авторы создавали свои концепции под сильным влиянием экономических подходов. Понятие общественного выбора – это политическая аналогия выбору покупателя на рынке: каждый индивид стремиться с минимальными расходами приобрести качественный товар. Та политика, программа, партия, которую выбирает большинство индивидов и является результатом «общественного выбора». Главное значение работ представителей данной школы связано с критикой бюрократии и разработкой альтернатив бюрократическому управлению. Государственные служащие индивидуалистичны, как и все люди и используют свои возможности для достижения собственных целей. Французская школа «социологии организаций» ( sociology des organization). М.Крозье, Э.Фридберг, Ж.-К. Тениг. Много работ данных авторов посвящено деятельности государственных органов. В основе подхода «социологов организаций» лежит представление о государственном управлении как о взаимодействии конкурирующих групп, каждая из которых стремится получить дополнительные ресурсы, часто за счет других. Такими ресурсами могут быть власть, бюджетные средства, независимость от государственных органов. Для достижения этих целей каждая группа (местные элиты, высшие государственные чиновники, работники отраслевых министерств, служащие низовых звеньев) реализует определенные стратегии. Эти стратегии могут повторяться и формирует определенные «системы действия». Анализ этих систем позволяет не только понять, как реально функционирует государственное управление, но и его модернизировать с учетом коллективных мотиваций.
«Когнитивный подход» к государственному управлению представлен такими исследователями, как П.Мюллер, П.Холл, П.Сабатье. Основное содержание государственного управления определяется системами представлений различных участников процесса. Какая политика будет проводиться государством, как она будет осуществляться – все это зависит от того, как инициаторы и исполнители представляют себе связанные с н5ей проблемы. Поэтому необходимо изучать структуру представлений, ее формирование и изменение. «Институционализм» в изучении публичного управления. Представители этого направления уделяют внимание институтам и их роли в государственном управлении. Независимо от того, интерпретируются ли институты в юридическом смысле (правовые институты), в организационном (органы управления с их полномочиями) или в социологическом (социальные институты), представители этого направления уделяют внимание устоявшимся схемам, структурным элементам взаимодействия.
Состояние государственного и муниципального управления в России и его соответствие требованиям управленческой науки (И.Н.Барциц. Система государственного и муниципального управления. Учебный курс. в 2 томах. М., 2011.)
Мы не можем не признать, что Россия, населенная в своем большинстве неплохо образованными и способными людьми, обладающая так до сих пор и не подсчитанными природными богатствами, опирающаяся на тысячелетнюю историю и великую культуру, лишь в перспективе может войти в число стран, обеспечивающих своему народу достойную жизнь. Чем можно объяснить подобное несоответствие? Во многом тем, что мы весьма неэффективно используем ресурсы нашей страны, на протяжении длительного времени сохраняем несовершенную систему управления великой страной. Об этом свидетельствуют и многочисленные статистические данные, показатели регулярно проводимых исследований и обобщенных рейтингов. По данным доклада Всемирного экономического форума, Российская Федерация находится лишь на 81-м месте по качеству государственных институтов.
Складывавшаяся в России в течение XX века система государственного управления, не справляясь должным и ожидаемым образом с возложенными на нее функциями, не отвечая первоочередным задачам государственного строительства, не смогла противостоять вызовам времени и обеспечить самосохранение. Одной из (если не основной) среди поставленных после принятия Конституции 1993 г. задач стало изменение системы управления страной, утверждение новой управленческой модели, приспособленной к рыночной экономике. Наглядно управленческую модель, предшествующего принятию Конституции этапа охарактеризовал в том же 1993 г. Д.Н. Бахрах, введя понятие «демония административной власти», характеризующееся «демоническим стремлением административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной»1. Самой существенной характеристикой этого понятия Д.Н. Бахрах признал то обстоятельство, что «демонизм питается сущностными особенностями административной власти, ее универсальностью, огромным аппаратом, экономической мощью, наличием в ее непосредственном ведении многочисленных источников информации, большого арсенала принудительных средств. Опираясь на армию, полицию, огромные финансовые ресурсы, средства массовой информации, развитой бюрократический аппарат, административная власть постоянно стремится к расширению»2. Во многом из-за этого «демонизма» советская модель управления не смогла сдержать государственное единство и обеспечить сохранение союзной государственности.
Рассмотрим более подробно, какие качественные характеристики действующей системы государственного и муниципального управления противоречат в настоящее время задачам формирования в России демократического правового государства. Прежде всего следует отметить несистемность государственного и муниципального управления. Требование системности является одним из базовых к любому явлению, включающему значительное количество структурных элементов, находящихся в сложной взаимосвязи и взаимодействии. Бесспорно, с учетом этого государственное и муниципальное управление может эффективно функционировать только как система, и весьма сложная система. В то же время существующие в настоящее время в России федеральные органы государственной власти, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления еще не сложились в эффективно функционирующую систему институтов публичной власти1. 1 Под публичной (публично-правовой) властью принято понимать власть государственную и муниципальную (местное самоуправление), от которой отличают власть, например, семейную (власть отца или матери), общественную (члены общественной организации также подчиняются определенным нормам, установленным уставными документами, и должностным лицам, избранным в качестве руководителей) и др.16 Лекция 1 Говоря о системности государственного и муниципального управления, следует рассматривать два аспекта проблемы. Первый из них связан с характеристикой собственно структурных элементов данной системы, в качестве которых выступают органы публичной власти. Многие из этих органов далеко не по всем критериям соответствуют, например, своим зарубежным аналогам. За европейскими понятиями и названиями органов, которые мы употребляем, нередко не существует соответствующих этим понятиям объектов.
Второй аспект проблемы – отношения между органами власти, которые определяют характер возникающих взаимодействий, взаимосвязей между ними. Не секрет, что достаточно традиционные для российского государства отношения, определяемые жесткой иерархией, продолжают выступать «родимыми пятнами» в действующем законодательстве. Несовершенство федерализма. После демонтажа административно-командной системы, советской модели федерализма перед Россией встала нелегкая задача соотнесения различных территориальных образований друг с другом. Провозглашение равенства субъектов Федерации не разрешило всех проблем, поскольку наряду с областями в составе Федерации существуют республики, кроме этого наличествуют и сложносоставные субъекты, правовые коллизии относительно которых не разрешены до сих пор. Выведение из системы органов государственной власти районов как административно-территориальных образований, на уровне которых формируются органы местного самоуправления, было лишь первым, декларативным шагом на пути к созданию демократической системы равноправных территорий, где граждане могли бы строить свою жизнь на началах широкой автономии. Но в итоге в России сформированы две в значительной степени пока еще не только фактически, но и юридически не связанные управленческие системы: система государственной власти, состоящая из федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, и система местного самоуправления. Кроме того, сохраняется актуальность поиска оптимального взаимодействия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов государственной власти на уровне отдельных регионов. Помимо правовой несуразности Модернизация системы государственного и муниципального управления... 17 подобного явления, оно приводит и к тяжелым последствиям при решении практических управленческих вопросов. Сохранились, хотя и в иной форме, многие черты административно-командной системы. Несмотря на разрушение государства, опиравшегося на эту модель, многие механизмы административно-командной системы, пусть и видоизменившись, продолжают препятствовать экономическому развитию. Так, по данным Бюро экономического анализа, общие затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в 2000 г. составляли от 18 до 19 млрд руб., или около 10 % розничного товарооборота1. Нормативным сигналом о необходимости преодоления такой ситуации стал Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»2. Административные барьеры и сегодня, десятилетие спустя, существенно ограничивают ведение предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, мешают росту инвестиционной активности, увеличивают непроизводительные издержки.
Непрозрачность системы государственного и муниципального управления. По индексу непрозрачности системы исполнительной власти для граждан и бизнеса Россия среди крупнейших 48 держав занимает 40-е место. Система исполнительной власти Российской Федерации остается весьма закрытой для граждан и бизнеса. Дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 % вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на один пункт связывается с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, ростом прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1 % и сокращением инфляции на 0,46 %3. Сохраняется несоответствие качественного состава кадров в системе государственного и муниципального управления целям и задачам развития государства и общества (этот фактор особо был подчеркнут в Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 гг.)”»). Реализация Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г., позволила определить новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, ввести конкурсный порядок замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, конкретизировать квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечить участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. В то же время оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются государственные услуги гражданам и организациям1. Своевременной является также постановка проблемы муниципальных кадров. Состояние муниципальных кадров рассматривается как одна из основных причин неэффективной деятельности органов местного самоуправления. Это признают как практики местного самоуправления, так и население. Более трети респондентов, опрашиваемых во время исследований, основной причиной неэффективности местного самоуправления стабильно называют низкую квалификацию муниципальных кадров. А в настоящее время – это около 330 тысяч муниципальных служащих.
Очевидна недостаточная эффективность взаимодействия между органами государственного и муниципального управления и обществом. При сохранении таких качественных характеристик системы государственного и муниципального управления сложно будет рассчитывать не только на адекватное разрешение существующих проблем развития России, но и преодоление новых внешних и внутренних вызовов устойчивому социально-экономическому развитию России. Необходимость реформирования системы государственного и муниципального управления – это не только характерная особенность развития системы публичной власти в России. Периодически все государства вынуждены признавать неэффективность публичного управления и принимать решение о необходимости административного реформирования. Как показывает анализ истории развития системы власти в самых разных государствах, административное реформирование с определенной степенью регулярности переживают все государства. Такое реформирование имеет как общие, универсальные для многих государств, характеристики, так и особенности, обусловленные спецификой не только решаемых задач в определенный исторический момент, но и государства, государственной политики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.015 с.) |