Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии и виды правотворчества. Законодательный процесс в РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юр-их норм. Виды (способы) правотворчества: 1. Непосредственная правоустановительная деят-ть полномочных гос-ых органов как общефедеральных, так и республиканских (правот-во гос. органов и их долж-ых лиц). Правотворчество гос-ых органов – это такая разветвленная деят-ть всех органов гос-ой власти и управления, в результате кот. формируется система закон-ва. Юр-ая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма гос-ва. Результатом правот-ва гос-ых органов могут быть законы различного вида подзаконные акты (указы Президента, постан-ия Правит-ва, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). 2. Санкционированное правотворчество – санкционирование гос-ми органами норм, кот. сложились независимо от них в виде обычая (делового обычая) или выработаны гос-ми органами. 3. Непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Референдум проводится по наиболее важным вопросам гос-ой и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, на подлежат никакому утверждению и вступают в свою законную силу в день их опубликования. Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают высшей юр-ой силой.»Высшим непосредственным выражением власти народа явл. референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3 Конст. РФ). 4. Правотворчество органов местного самоуправления. Некот. ученые выделяют такой способ правотворчества, как заключение нормативные соглашений, устанавливающих правовые предписания, причем такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, отраслевом (профессиональном), местном (территориальном). Стадии правотворчества – это последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из кот. складывается процесс сознания нормативных актов. Этапы и стадии правотворческого процесса: 1 этап – подготовки нормативно-правового акта: Стадии: 1) принятие решения о подготовке нормативно-правового необходимо решение компетентного гос-го органа, кот. частично связывается с реализацией права закон-ой инициативы. «Право закон-ой инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Фед-ии, членам Совета Фед-ии, депутатам Гос-ой Думы, Правит-ву РФ, закон-ым (представ-ым) органам субъектов РФ. Право закон-ной инициативы принадлежит также Констит-му Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбит-му Суду РФ по вопросам их ведения» (ч.1 ст. 104 Конст. РФ). Перечисленные субъекты могут вынести на рассмотрение вопрос любого значения, требующий правового оформления. Закон-ая инициатива реализуется в сфере законотворчества, особом виде правотворчества. Она направлена на создание законов как актов высшего закон-го органа. Ее отличительной чертой явл. то, что она имеет правовую форму: содержит правомочие соответ-го субъекта и порождает обязанность законотворческого органа рассмотреть предложение, как правило, в виде законопроекта, кот. было направлено в этот орган (думу, парламент) субъектом закон-ой инициативы. Ограничение числа субъектов права закон-ой инициативы имеет цель не допустить «закупоривания» канала законотворческой деят-ти множеством законопроектов, подчас не самыми важными и обоснованными. Следует обратить внимание на то, что праву закон-ой инициативы всегда корреспондирует юр-ая деят-ть соответст-го законопроекта, принять его в виде закона или отклонить его. 2) подготовка текста нормативно-правового акта требует соответ-ей предварительной работы: определения круга привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, выявление общест-ой потребности в правовом регул-ии. Проект нормативно-правового акта готовится соответст-ми комитетами и комиссиями высшего представительного органа. Заранее должны быть определены возможные последствия принятия данного акта (эконом-ие, полит-ие, социальные, юр-ие), определена стоимость, просчитаны финансовые затраты. 3) обсуждение текста нормативно-правового акта предполагает предварительное ознакомление с его содержанием. Оно обычно осущест-ся с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждений различаются: совещания, заседания подготовительных комиссий, обсуждение в печати, на радио и телевидении, рецензирование проекта закона учебными и научно-исследовательскими учреждениями. Важнейшие законопроекты могут выноситься на всестороннее обсуждение, в этом случае проект обязательно публикуется в печати, оглашается по радио. Здесь речь идет о максимальном учете общественного мнения. 4) согласование проекта нормативно-правового акта предполагает получение соответст-их виз или предложений со стороны заинтересованных ведомств, прямо не участ-их в разработке проекта, но по роду своей деят-ти, имеющих к нему непосредственное или косвенное отношение. 5) доработка проекта нормативно-правового акта осущест-ся рабочей или подготов-ой комиссией, кот. учитывает поступающие предложения и замечания, редактирует текс; может создаваться специальная редакционная комиссия. 2 этап – принятие нормативно-правового акта: Стадии: 1) вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа акта (в Гос-ую Думу) осуществляется предвар-ая экспертиза. В ст. 104 Конст. РФ записано. Законопроекты вносятся в Гос-ую Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ых займов, об изменении финансовых обязат-тв гос-ва, другие законопроекты, предусмат-ие расходы, покрываемые за счет фед-го бюджета, могут быть внесены только при наличии закл-ия Правит-ва РФ». Данная стадия заканчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку заседания Гос-ой дума. 2) обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе в правотворческом органе предполагает три чтения, если Гос-ой Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. 3) голосование за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта происходит согласно ст. 105 Конст. РФ: 1. Фед-ые законы принимаются Гос-ой Думой. 2. Фед-ые законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы, если иное не предус-но Конст. РФ. 3. Принятые Гос-ой Думой фед-ые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Фед-ый закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения фед-го закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед-ый закон подлежит повторному рассмотрению Гос-ой Думой. 5. В случае несогласия Гос-ой Думы с решением Совета Федерации фед-ый закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос-ой Думы. и согласно ст. 106 Конс. РФ: Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос-ой Думой фед-ые законы по вопросам: а) фед-го бюджета; б) фед-ых налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регул-ия, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации междун-ых договоров РФ; д) статуса и защиты гос-ой границы РФ; е) войны и мира. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос-ой Думой закон, то палата для урегул-ния возникших разногласий могут создавать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. При принятии ФКЗ требуется, чтобы за него в Гос Думе проголосовали две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, при этом Президент РФ не имеет право вето, а обязан в течении 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конст. РФ). 4) подписание проекта нормативно-правового акта происходит согласно статье 107 Конст. РФ: 1. Принятый фед-ый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 2. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фед-ый закон и обнародует его. 3. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления фед-го закона отклонит его, то Гос-ая Дума и Совет Федерации в устан-ом Конст. РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении фед-ый закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ой Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. 5) опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов происходят согласно статье 15 Конст. РФ: «3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности чел. и граж-на, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Опубликованием следует считать т.ж. и официальное оглашение нормативных актов в иной форме: по радио, телевидению, путем рассылки официальных текстов. Порядок вступления ФЗ в силу регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Фед-го Собрания». ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ (акты палат не позднее 10 дней) и вступают в законную силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования законов явл. «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание закон-ва РФ». Сразу отметим, что: 1. Акты Президента РФ и Правит-ва РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике; 2. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос-ой регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу; 3. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, муниц-ых органов определяются ими самостоятельно. См. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.) |