Стадии и виды правотворчества. Законодательный процесс в РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии и виды правотворчества. Законодательный процесс в РФ.



Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юр-их норм.

Виды (способы) правотворчества: 1. Непосредственная правоустановительная деят-ть полномочных гос-ых органов как общефедеральных, так и республиканских (правот-во гос. органов и их долж-ых лиц).Правотворчество гос-ых органов – это такая разветвленная деят-ть всех органов гос-ой власти и управления, в результате кот. формируется система закон-ва. Юр-ая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма гос-ва. Результатом правот-ва гос-ых органов могут быть законы различного вида подзаконные акты (указы Президента, постан-ия Правит-ва, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). 2. Санкционированное правотворчество –санкционирование гос-ми органами норм, кот. сложились независимо от них в виде обычая (делового обычая) или выработаны гос-ми органами. 3. Непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Референдум проводится по наиболее важным вопросам гос-ой и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, на подлежат никакому утверждению и вступают в свою законную силу в день их опубликования. Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают высшей юр-ой силой.»Высшим непосредственным выражением власти народа явл. референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3 Конст. РФ). 4. Правотворчество органов местного самоуправления. Некот. ученые выделяют такой способ правотворчества, как заключение нормативные соглашений, устанавливающих правовые предписания, причем такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, отраслевом (профессиональном), местном (территориальном).

Стадии правотворчества – это последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из кот. складывается процесс сознания нормативных актов.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

1 этап – подготовки нормативно-правового акта:

Стадии:

1) принятие решения о подготовке нормативно-правовогонеобходимо решение компетентного гос-го органа, кот. частично связывается с реализацией права закон-ой инициативы.

«Право закон-ой инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Фед-ии, членам Совета Фед-ии, депутатам Гос-ой Думы, Правит-ву РФ, закон-ым (представ-ым) органам субъектов РФ. Право закон-ной инициативы принадлежит также Констит-му Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбит-му Суду РФ по вопросам их ведения» (ч.1 ст. 104 Конст. РФ). Перечисленные субъекты могут вынести на рассмотрение вопрос любого значения, требующий правового оформления. Закон-ая инициатива реализуется в сфере законотворчества, особом виде правотворчества. Она направлена на создание законов как актов высшего закон-го органа. Ее отличительной чертой явл. то, что она имеет правовую форму: содержит правомочие соответ-го субъекта и порождает обязанность законотворческого органа рассмотреть предложение, как правило, в виде законопроекта, кот. было направлено в этот орган (думу, парламент) субъектом закон-ой инициативы. Ограничение числа субъектов права закон-ой инициативы имеет цель не допустить «закупоривания» канала законотворческой деят-ти множеством законопроектов, подчас не самыми важными и обоснованными. Следует обратить внимание на то, что праву закон-ой инициативы всегда корреспондирует юр-ая деят-ть соответст-го законопроекта, принять его в виде закона или отклонить его.

2) подготовка текста нормативно-правового акта требует соответ-ей предварительной работы: определения круга привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, выявление общест-ой потребности в правовом регул-ии. Проект нормативно-правового акта готовится соответст-ми комитетами и комиссиями высшего представительного органа. Заранее должны быть определены возможные последствия принятия данного акта (эконом-ие, полит-ие, социальные, юр-ие), определена стоимость, просчитаны финансовые затраты.

3) обсуждение текста нормативно-правового актапредполагает предварительное ознакомление с его содержанием. Оно обычно осущест-ся с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждений различаются: совещания, заседания подготовительных комиссий, обсуждение в печати, на радио и телевидении, рецензирование проекта закона учебными и научно-исследовательскими учреждениями. Важнейшие законопроекты могут выноситься на всестороннее обсуждение, в этом случае проект обязательно публикуется в печати, оглашается по радио. Здесь речь идет о максимальном учете общественного мнения.

4) согласование проекта нормативно-правового акта предполагает получение соответст-их виз или предложений со стороны заинтересованных ведомств, прямо не участ-их в разработке проекта, но по роду своей деят-ти, имеющих к нему непосредственное или косвенное отношение.

5) доработка проекта нормативно-правового актаосущест-ся рабочей или подготов-ой комиссией, кот. учитывает поступающие предложения и замечания, редактирует текс; может создаваться специальная редакционная комиссия.

2 этап – принятие нормативно-правового акта:

Стадии:

1)вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа акта (в Гос-ую Думу) осуществляется предвар-ая экспертиза. В ст. 104 Конст. РФ записано. Законопроекты вносятся в Гос-ую Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ых займов, об изменении финансовых обязат-тв гос-ва, другие законопроекты, предусмат-ие расходы, покрываемые за счет фед-го бюджета, могут быть внесены только при наличии закл-ия Правит-ва РФ». Данная стадия заканчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку заседания Гос-ой дума.

2) обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органев правотворческом органе предполагает три чтения, если Гос-ой Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

3) голосование за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта происходит согласно ст. 105 Конст. РФ: 1. Фед-ые законы принимаются Гос-ой Думой. 2. Фед-ые законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы, если иное не предус-но Конст. РФ. 3. Принятые Гос-ой Думой фед-ые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Фед-ый закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения фед-го закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед-ый закон подлежит повторному рассмотрению Гос-ой Думой. 5. В случае несогласия Гос-ой Думы с решением Совета Федерации фед-ый закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос-ой Думы.

и согласно ст. 106 Конс. РФ:

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос-ой Думой фед-ые законы по вопросам: а) фед-го бюджета; б) фед-ых налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регул-ия, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации междун-ых договоров РФ; д) статуса и защиты гос-ой границы РФ; е) войны и мира.

Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос-ой Думой закон, то палата для урегул-ния возникших разногласий могут создавать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией.

При принятии ФКЗ требуется, чтобы за него в Гос Думе проголосовали две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, при этом Президент РФ не имеет право вето, а обязан в течении 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конст. РФ).

4) подписание проекта нормативно-правового акта происходит согласно статье 107 Конст. РФ: 1. Принятый фед-ый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 2. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фед-ый закон и обнародует его. 3. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления фед-го закона отклонит его, то Гос-ая Дума и Совет Федерации в устан-ом Конст. РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении фед-ый закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ой Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

5) опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов происходят согласно статье 15 Конст. РФ:

«3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности чел. и граж-на, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Опубликованием следует считать т.ж. и официальное оглашение нормативных актов в иной форме: по радио, телевидению, путем рассылки официальных текстов.

Порядок вступления ФЗ в силу регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Фед-го Собрания».ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ (акты палат не позднее 10 дней) и вступают в законную силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования законов явл. «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание закон-ва РФ».

Сразу отметим, что: 1. Акты Президента РФ и Правит-ва РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике; 2. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос-ой регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу; 3. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, муниц-ых органов определяются ими самостоятельно.

См. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.005 с.)