Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты мусульманского и индусского права.

Поиск

Мусульманское право рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деят-ти гос-ва и общества, а как продукт высшей (божественной) воли. В семью мусульманского права входят гос-ва Ближнего Востока. Структура ислама: -теология(уточняет, во что должен верить чел.), -шариат (непосредственно мусульманское право, писаное право).

Основной источник праваКоран: священная книга мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета.

Производные источники: 1) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом их последователей; 2) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульман; 3) Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, кот. не охватываются предыдущими источниками мусульманского права;

Писанное мусульманское право – шариат, неписанное – одат.

Особенности: - обязывающий (как правило) хар-р предписаний; - система наказаний очень сурова, все наказания от имени Бога. Цель наказаний – очищение от грехов; - очень широкий охват регул-ия.

Классификация норм мусульманского права (по содержанию): норма содержащие оценку того или иного поступка, и нормы формирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия дечния.

Индусское право - право религиозной общины.

Индусское право — совокупность религиозных, нравственных и правовых норм, сложившаяся на основе религии индуизма и поддерживаемая государством.

Основа индуизма – это учение о перевоплощение духа и кастовое деление общества (отвергают равенство людей перед Богом) - основа религии. В отличии от других религии, индуизм исходит из того, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы(касты), каждая из кот. имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Они должны подчинятся своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и по отношению к членам других каст.

Существуют касты: - брахманы (священнослужители), - кшатрии(воины), - вайшьи (торговцы), - шудры (ремесленники, рабочие). Переход из одной касты в другую невозможен.

Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некот-ми предметами, общением с представителями назших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия (напр.признание в определенных случаях недейст-ми браки между членами разных каст). На основе Конс.1950г. отменены все правила об ответст-ти за нарушение норм кастовой принадлежности, но в сельской местности еще придерживаются традиционных правил поведения.

Главная черта индусского права- тесная связь с религией: в который также входит различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предпологающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Источники: -сборники индусских молитв, песен(Веды), -Дхармашастры (правила поведения, выведенные учёными), -Судебные прецеденты, -Акты светстких правителей.

 

Понятие и признаки гос-ва.

Подходы к понятию государства: 1) гос-во – аппарат полит-ой власти. Отождествляется с госаппаратом. 2) гос-во – форма организации челов-ва в целом, особая система взаимоотношений людей. Гос-во в понимании страны. 3) гос-во – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, кот. обеспечивает управление данным обществом. При таком понимании, аппарат гос-ва - всего лишь управляющая подсистема.

Государство - форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, кот. обеспечивает управление данным обществом на основе координации, согласования интересов различных классов и соц-ых групп.

Признаки гос-ва: 1) наличие публичной (государственной) власти (аппарат управления); Гос-ая власть-разновидность соц-ой власти. Соц-ая власть-способность одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту, подчинять его поведение определенным целям с помощью различных средств. Специфические свойства гос-ой власти: - верховенство (проявляется гос-ый суверенитет);- единство: гос-ую власть осуществляет система органов;- всеобщность (универсальность): гос-ая власть распространяется на всю территорию гос-ва и на всех лиц, находящихся на ней; - принудительность и общеобязательность: веления гос-ой власти обязательны для всех и подкреплены принудительной силой гос-ва;

2) территория: пространство, на которую распространяется гос-ая власть. Фактическая территория-территория в пределах гос-ых границ (суша, недра, внутренние воды и прибрежная зона, воздушное пространство над землей и водами). Юрисдикционная территория-территория, на которую распространяется суверенитет гос-ва (кроме фактической территории включает: посольства, зарубежные представительства, полярные станции, корабли и самолеты под гос-ым флагом);

3) налоги и сборы: за счет них гос-во выполняет свои функции;

4) суверенитет -свойство гос-ой власти, проявляющееся в ее верховенстве внутри страны и независимости от других гос-тв во вне. Верховенство внутри страны проявляется в: - универсальности (всеобщности) гос-ой власти; - прерогативе: гос-ая власть может отменить любое проявление другой соц-ой власти; - наличии специальных каналов осуществления власти: закон-во, правосудие, армия, правоох-ые органы. Кроме указанных основных признаков гос-ва выделяют и дополнительные: единые язык, транспортная, энергетическая, информационная системы и др.

Структуру государственной власти составляют: 1. Субъект (гос-во в лице его органов); 2. Объект (подвластные, население гос-ва); 3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в кот. гос-во проводит в жизнь свою волю).

 

Территория. Это пространственная основа гос-ва, его физ-ая, материальная опора. Она вкл. сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории гос-во не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство гос-ва, занятое его населением, где в полной мере действует власть полит-ой элиты. На своей территории гос-во поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других гос-тв и частных лиц.

Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население и народ (нация) -понятия не тождественные. Народ (нация) -это соц-ая группа, члены кот. обладают чувством общности и принадлежности к гос-ву благодаря общим чертам культуры и истор-му сознанию. Население гос-ва может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации гос-ва. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них явл. федерализация и автономизация.

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В гос-ве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, кот. им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, полит-ой элитой и т. п. Отличительными признаками гос-ой власти в отличие от других видов власти (полит-ой, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) явл., во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Право. Как система обязательных правил поведения право явл. мощным средством управления и начинает использоваться с появлением гос-ти. Гос-во осуществляет правотворчество, т. е. издает з-ны и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юр-ие нормы устан-ют, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юр-их норм свидет-ет то, в какой мере большинство населения конкретного гос-ва их соблюдает. Естественно, эта система не явл. нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Правоохранительные органы. Эта часть гос-го аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в кот. входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому гос-ву, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Армия. Одна из главных целей правящей элиты -сохранение территориальной целостности гос-ва. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными гос-ми часто явл-ся причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных гос-тв. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас явл-ся необходимым атрибутом любого гос-ва. Но применяются они не только для защиты территор-ой целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не явл-ся прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполит-ой жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоох-ых органов на случай соц-ых конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоох-ых органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоох-ия и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами гос-ти постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку гос-во берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет. Как признак гос-ва государственный суверенитет означает, что власть, существующая в гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе -как самост-ая и независимая. Иначе говоря, гос-ая власть юр-ки стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного гос-ва. В междун-ых же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного гос-ва юр-ки не обязаны выполнять приказы других гос-тв.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет -это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет -это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития чел-ва суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнац-ых групп, других сил, представляющих гражданское общество. Внешний суверенитет означает, что государство контролирует территорию внутри своих границ и никакое другое государство не может контролировать эту территорию или войти на нее. Внутренний суверенитет означает, что государство должно контролировать все формы внутренней жизни страны. Внутренний суверенитет связан с возможностью государства распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также с изданием законов и принуждением подданных к их исполнению. Внешний — с возможностью проводить независимую политику, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, объявлять им войну и заключать мир.

"Государство -это организация суверенной полит-ой власти, дейст-ая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения."

 

ПРИЗНАКИ ГОС-ВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.007 с.)