Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц

Поиск

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно-правовых актов.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Методические указания

 

Отвечая на первый вопрос плана, студент должен дать определение понятия нормативного акта. При этом следует обратить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными органами, политическими, общественными и кооперативными организациями. Далее следует подчеркнуть особенности нормативно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изложение этих вопросов следует иллюстрировать конкретными примерами.

При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельных видов нормативно-правовых актов с использованием научной литературы и конкретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом следует проанализировать причины разрастания ведомственного нормотворчества и связанного с этим принижения роли законов, дать характеристику мероприятий, направленных на преодоление данной деформации.

Отвечая на третий вопрос плана, необходимо проанализировать основные признаки Конституции России, выделяющие ее из всей системы нормативно-правовых актов государства, раскрыть значение Конституции как базы текущего законодательства. Далее следует уделить особое внимание характеристике процесса осуществления правовой реформы, проанализировать ее содержание и объективную необходимость.

 

«Ю» ТЕМА 15

Применение норм права

1. Применение норм права как одна из форм реализации права.

2. Стадии применения права. Требования законности при применении норм права.

3. Акты применения права и его основные особенности.

 

Методические указания

 

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо сформулировать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права, используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их классификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Далее следует определить понятие и раскрыть сущность применения права как особого способа реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопросу о круге субъектов, применяющих право. Далее следует рассмотреть вопрос об условиях правильного применения права органами государства. Ответы на данные вопросы имеются в учебной и монографической литературе, рекомендованной к теме.

При изложении ответа на второй вопрос плана должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процесса применения права и сформулированы требования законности, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право.

Ответ на последний вопрос плана предполагает раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права.

«Я» ТЕМА 16

Функция государства

1. Понятие и содержание функций государства:

а) Классовое и общесоциальное в функциях государства;

б) гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства.

2. Классификация функции:

3. Эволюция функций государства в условиях глобализации.

 

Методические указания

 

При ответе на первый вопрос следует проанализировать понятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства ― это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов, и, как следствие, продукта деятельности;

¾ функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться негосударственными организациями. Так, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни;

¾ специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер;

¾ функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями политического господства данного класса в данную историческую эпоху;

¾ посредством функций государство реализует свое социальное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса и общества в целом. В последнем случае, по словам К. Маркса, имеет место выполнение государством «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Отсюда сочетание классового и общественного в функциях государств;

¾ государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции. Такое сходство в функциях, противоположных по своей классовой сущности государств, является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы);

¾ функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно;

¾ понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством;

¾ каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает, прежде всего, интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда ― функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильно политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства.

Анализ второго вопроса предполагает краткую характеристику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при анализе этого вопроса исходить, по возможности, из статистических данных по истории развития народного хозяйства и других областей, которые отражают деятельность государства внутри страны и за его пределами.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Понятие, сущность и признаки государства.

2. Социальное назначение государства (марксистские и немарксистские теории).

3. Критерии эффективности государственной власти.

4. Типология государства (формационный и цивилизационный подходы).

5. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

6. Эволюция функции государства в процессе перехода от командно-административной к рыночной экономике.

7. Понятие формы государства и ее структура.

8. Форма правления. Монархия и республика в различные исторические эпохи.

9. Форма государственного устройства.

10. Федеративное государство: понятие, принципы образования, разновидности.

11. Политический режим: понятие и виды.

12. Тоталитарный режим.

13. Авторитарный режим.

14. Демократический режим. Представительная и непосредственная демократия.

15. Концепция правового государства: возникновение и развитие.

16. Признаки правового государства.

17. Социальное государство и его функции.

18. Гражданское общество: понятие, структура, функции.

19. Проблемы построения правового и социального государства в современной России.

20. Правовые нормы: понятие, особенности и виды.

21. Право как система юридических норм.

22. Функции права.

23. Волевое содержание права. Классовое и общесоциальное в праве.

24. Право и экономика.

25. Право и политика.

26. Право и мораль.

27. Понятие правотворчества и его виды.

28. Особенности правотворчества в различных правовых системах.

29. Виды нормативных актов.

30. Руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда и Высшего арбитражного суда. Акты Конституционного суда.

31. Локальные правовые акты.

32. Юридическая техника.

33. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

34. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

35. Реализации права: понятие, формы (в правоотношениях и вне правоотношений), способы.

36. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.

37. Применение права: субъекты, стадии, акты применения.

38. Толкование права: понятие, виды, способы.

39. Пробелы в праве: понятие, способы восполнения и устранения.

40. Правомерное поведение: понятие и виды.

41. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

42. Социальная природа и причины правонарушений.

43. Меры борьбы с правонарушениями.

44. Понятие и виды юридической ответственности.

45. Основания юридической ответственности. Презумпция невиновности.

46. Понятие системы права.

47. Предмет и метод правового регулирования.

48. Публичное и частное право.

49. Материальное и процессуальное право.

50. Внутригосударственное и международное право.

51. Систематизация законодательства: понятие, цели, способы.

52. Основные правовые системы современности и их краткая характеристика

53. Правосознание: понятие и значение в правотворческой и правоприменительной деятельности.

54. Структура и виды правосознания.

55. Правовой нигилизм: формы проявления, социальные истоки, пути преодоления.

56. Правомерное поведение: понятие, классификация, виды.

57. Правонарушение: понятие, признаки, виды, причины возникновения.

58. Законность: понятие, сущность, принципы и требования.

59. Правопорядок как форма проявления социального порядка, как цель и результат правового регулирования.

60. Пути укрепления законности и правопорядка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

 

Основная:

 

1. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов. В 3-х томах. М., Издательство СГУ. 2007;

2. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов. Под общ. ред. доктора юрид. наук, проф. М.Н. Марченко. М., Издательство Юрист. 2007;

3. Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов. Под общ. ред. Академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. М., Издательство Норма. 2007.

 

Дополнительная:

 

1. Актуальные проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов. Под общ. ред. доктора юрид. наук, проф. М.Н. Марченко. СПб., Издательство Проспект. 2006;

2. Бабурин С.Н. Территория государства. М., 2007;

3. Барак А. Судейское усмотрение. М, Издательство Норма. 2006;

4. Бойков А.Д. Третья власть. М., 2005;

5. Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., Издательство Юрист. 2006;

6. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2007;

7. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., Издательство Норма. 2005;

8. Сауляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере применения права. М., Издательство МГУК. 2002;

9. Шамба Т.М. Советская демократия и правопорядок. М., Издательство Мысль. 1985;

10. Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984.

9.2. Методическое обеспечение дисциплины

 

Для подготовки студентов к занятиям и выполнения самостоятельной работы кафедрой разработаны программа курса, а также учебно-методические издания по подготовке к семинарским занятиям, выполнению контрольных работ.

 

 

9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

 

http://www. garant.ru/ сайт справочно-правовой поисковой системы «Гарант»;

http://www.rg.ru сайт Российской газеты (официальный источник опубликования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов органов власти РФ);

http://www.indem.ru сайт Фонда общественного мнения «Индем» (данные о состоянии коррупции, преступности и др. социологических исследований);

http://www. ombudsman.gov.ru/ сайт Уполномоченного по правам человека;

http://www.cikrf.ru сайт Центральной избирательной комиссии РФ (данные о выборах и состоянии демократических институтов в РФ)

ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ)

Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе смысла права и общих принципов.

Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.

Автономия – национально-государственное образование, входящее в состав соответствующего государства и не обладающее государственным суверенитетом.

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, при которой государственная власть принадлежит одному монарху.

Авторитаризм – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, группой и т.д.) и характеризуется бюрократически-командными методами управления обществом.

Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа государства в результате рассмотрения конкретного юридического дела.

Акт толкования права – правовой акт, в котором даётся разъяснение смысла юридической нормы специальными компетентными органами.

Аутентическое толкование – разъяснение смысла юридической нормы,

даваемое тем же органом, который принял данную норму.

Бюрократия – определенная категория работников государственного

аппарата, противопоставляющих свою особенную волю воле общества.

Буквальное толкование – разъяснение смысла нормы права, при котором смысл нормы совпадает с её текстуальным выражением.

Вето – отказ главы государства подписывать законопроект, принятый парламентом.

Вина – психическое состояние, характеризующееся отношением право-

нарушителя к совершённому им противоправному деянию (см. умысел и неосторожность).

Всенародное голосование (референдум) – принятое непосредственно гражданами управленческое решение по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни общества и обладающее высшей юридической силой (например, принятие Конституции).

Государство – суверенная организация публичной политической власти правящего класса, призванная управлять общественными процессами и обеспечить продвижение общества по пути прогресса и цивилизации.

Гарантии законности – средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, а также беспрепятственное осуществление и реализацию прав граждан, интересов общества и государства.

Глава государства – высшее должностное лицо в государстве, олицетворяющее всю систему государственных органов и выступающее представителем государства в сфере международных отношений.

Государственная власть – это обусловленное материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Государственный аппарат – система органов, призванных осуществлять

задачи и функции государства.

Гипотеза правовой нормы – элемент нормы права, указывающий на условия, при которых действует данная норма (время, место и т.п.).

Государственный суверенитет – присущее государству верховенство на

своей территории, а также независимость в международных отношениях.

Гражданское общество – совокупность автономных независимых от государства общественных организаций и объединений граждан, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их социальных групп.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкования – это разъяснение сущности правовой нормы с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Демократия – способ осуществления государственной власти, соответствующий интересам большинства общества.

Дееспособность – закреплённая за субъектами права возможность своими действиями приобретать права и выполнять возложенные на них обязанности, предусмотренных действующим законодательством.

Демократический режим – система приёмов и методов с помощью которых население участвует в управлении делами общества и осуществлении государственной власти посредством прямой либо представительной демократии, принимая решения большинством голосов с учётом интересов меньшинства.

Диспозиция правовой нормы – основной элемент правовой нормы в которой содержатся основные права и обязанности субъектов права, модель правомерного поведения, а также устанавливаются возможные должные варианты их поведения.

Дуалистическая монархия – разновидность монархической формы государственного правления, при которой юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом, при этом монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения.

Естественное право – совокупность неотчуждаемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих от воли конкретного законодателя.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества.

Законность – строгое и неуклонное исполнение и соблюдение правовых норм всеми субъектами права.

Законодательная инициатива – право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущие обязанность этих органов обсудить законопроект и принять по нему решение.

Законодательная власть – деятельность представительных органов государства избранных народом, призванных разрабатывать стратегию развития общества путём принятия законов.

Законодательство – система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов.

Законотворческий процесс – определённый вид правотворчества, регулирующий порядок деятельности органов законодательной власти по разработке, принятию и изданию законов.

Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.

Инкорпорация – разновидность систематизации нормативно-правовых актов, т.е. объединение в сборники или собрания законодательства действующих нормативно-правовых актов в определённом порядке без изменения их содержания.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих определённый вид или группу общественных отношений.

Исполнительная власть – исполнительно-распорядительный орган государственной власти, который осуществляет управление страной.

Источник права – способы выражения и закрепления правовых норм, содержащихся в официальных государственных документах (собрание законодательства, свод законов, сборники нормативно-правовых актов и др.)

Казуальное толкование – разъяснение содержания нормы права, которое даётся в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Кодекс – систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

Кодификация – форма систематизации законодательства, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства, внесения в него новых существенных изменений, в целях создания нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта.

Консолидация – форма систематизации при которой несколько нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений объединяются в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Конституция – основной нормативный правовой акт государства, обладающий высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны, определяющий основы общественного и государственного устройство, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства.

Конфедерация – временный союз суверенных государств, созданный для

достижения экономических, политических, военных и других целей.

Механизм правового регулирования – система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости.

Неофициальное толкование – разъяснение смысла правовых норм организациями или отдельными гражданами, по своей инициативе и не влекущее за собой юридических последствий.

Норма права – общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе.

Нормативно-правовой акт – властное предписание государства устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Объект правоотношения – это материальные и нематериальные блага по поводу которых возникают правоотношения.

Объективная сторона правонарушения – внешнее проявление действий или бездействия правонарушителя данной нормы.

Отрасль права – система юридических норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений

Орган государства – структурный элемент государственного аппарата, наделённый властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Подзаконный нормативный акт – изданный на основе и во исполнении закона акт, содержащий элементы правовой нормы.

Политическая система общества – это совокупная связь волевых общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

Политический режим – система средств, приёмов, методов осуществления государственной власти.

Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений.

Правовая идеология – система идей, представлений, убеждений, взглядов, с помощью которых проявляется отношение граждан к действующему праву.

Правопорядок – особую форма проявления социального порядка, характеризующая степени: а) подчиненности общественных отношений действующим юридическим предписаниям; б) устойчивости государственных и общественных институтов, функционирующих на основе права; в) гарантированности использования участниками социальных отношений, принадлежащих им субъективных прав, надлежащего исполнения возложенных на них юридических обязанностей; г) возможности индивидов и социальных субъектов адаптироваться без серьезного ущерба для собственных интересов к изменяющимся условиям общественной жизни.

Правосознание – совокупность знаний, чувств, представлений, эмоций, идей с помощью которых характеризуется отношение людей к действующему праву.

Правоспособность – способность гражданина иметь права и выполнять возложенные на него обязанности.

Правотворчество – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению либо отмене юридических норм.

Президентская республика – разновидность современной формы государственного правления при которой президент одновременно является главой государства и главой правительства.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, которые регулируются определенной группой юридических норм.

Преступление – виновно совершённое общественно-опасное деяние запрещённое уголовным законодательством под угрозой наказания.

Правоотношение – волевое общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемых государством.

Принципы права – основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Реализация права – осуществление, процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Санкция правовой нормы – элемент нормы права, предусматривающий применение к нарушителю диспозиции данной нормы мер государственного принуждения, содержащегося в данной норме.

Систематизация законодательства – деятельность правотворческих органов государства, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Способы толкования – система средств, приёмов, направленных на уяснение смысла нормы права.

Умысел – форма вины, при которой лицо желает и сознательно допускает наступление вредных последствий (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает наступление вредных последствий (косвенный умысел).

Участники правоотношений – это лица (субъекты права) связанные между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из отдельных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

Федеративное государство – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Форма государства – способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы её осуществления.

Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенций между ними.

Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

Функции права – основные направления его воздействия на поведение людей и возникающие общественные отношения.

Функции государства – главные направления его деятельности.

Эффективность права – совпадение цели, содержащейся в правовом акте с результатом его действия.

Юридический состав правонарушения – система взаимосвязанных юридических признаков (элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), позволяющих квалифицировать деяние как конкретное правонарушение (например, прогул, кражу, мошенничество и т.д.).

Юридическая ответственность – предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с наличием которых связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.01 с.)