Правовое государство: проблемы теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство: проблемы теории



1. Предпосылки формирования правового государства.

2. Принцип функционирования правового государства.

3. Незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен иметь в виду, что идея правового государства имеет очень давнюю историю, но в основном она была сформулирована в XVII-XIX вв.

Суть правового государства ― в связанности государства правом, законом. Именно так его понимал И. Кант, впервые предложивший этот термин.

Идея правового государства оказалась в числе тех счастливых идей, которые принимаются общественной практикой, широко распространены в мире. Уже в течение двух столетий она используется в официальных доктринах и законодательстве многих государств. Так, в США, Великобритании она (под названием «государство права») явилась своеобразной реакцией на необузданность феодальной государственности, в которой монарх соединял в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. Сама идея правового государства состояла в ограничении произвола власти, стремлении подчинить ее деятельность стоящему выше нее праву. Практически такие государства сложились лишь после второй мировой войны.

Что касается постсоциалистических стран (в частности, нашей страны), то судьба этой идеи оказалась более сложной. Так, следует заметить, что еще Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов (ноябрь 1918 г.) принял постановление «О революционной законности». Однако в тех условиях нередко приходилось наделять некоторые государственные органы (ВЧК, военное командование, ревкомы и т.д.) чрезвычайными полномочиями. В целом, как позднее (1921 г.) отмечал В.И. Ленин, в то время, когда Советскую власть хватали за горло, задачу обеспечения твердой законности нельзя было поставить во главу угла.

Вдобавок тогда еще не завершилось формирование нового права. По многим вопросам советских законов не было. Широкое распространение имел правовой нигилизм, порожденный ненавистью масс к старым законам, а по инерции ― к законам вообще. Имела место и недостаточная юридическая грамотность большинства работников партийного и государственного аппаратов.

Несмотря на все это, В.И. Ленин в связи с переходом к НЭПу широко развернул работу по укреплению социалистической законности. Упраздняются или преобразуются чрезвычайные органы. Повышается роль суда и наркомата юстиции. Сужается сфера государственного принуждения. Учреждается прокуратура для надзора за законностью органов государственного управления.

Но уже в конце 20-х годов этот чрезвычайно прогрессивный процесс приостановился и, более того, пошел вспять. Отсутствие должного уровня демократии сделало возможным формирование культа личности и связанные с ним преступные нарушения законности.

XX и XXII съезды КПСС, разоблачив беззакония времен культа личности, наметили систему мер, направленных на восстановление ленинского принципа социалистической законности. Была осуществлена широкая реабилитация невинно осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии («особые совещания» и т.д.), отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях, органы госбезопасности были очищены от преступных элементов и взяты под контроль партии и высших органов государства.

В ст.4 Конституции СССР 1977 года записано, что Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Тем самым была на высшем юридическом уровне закреплена основная идея концепции правового государства.

Но жизнь не вполне согласовалась с этим конституционным положением. Неуважение к закону, злоупотребление властью ― приметы застойного времени.

Анализируя пути создания правового государства, следует, прежде всего, обратить внимание на максимальное обеспечение прав и свобод человека, ответственности не только гражданина перед государством, но и государства перед гражданином. Для достижения этой цели необходимо принятие ряда законов, определяющих порядок осуществления гражданами предоставленных им конституционных прав и свобод, создающих юридические гарантии в данной области. Важно обеспечить правовую защищенность личности. Основу этих мер должно составить принципиальное изменение взаимоотношений гражданина и государства, которые в течение многих лет носили патерналистский характер (государство выступает в роли хозяина, опекуна, а гражданин ― в качестве подопечного или, что гораздо хуже, просителя; государство, его органы и должностные лица обладают реальной возможностью решать множество вопросов, касающихся граждан, по своему усмотрению). Речь идет, прежде всего, о том, чтобы не только уменьшить зависимость гражданина от государства, от усмотрения должностных лиц, но и установить обратную зависимость. Гражданин должен почувствовать себя хозяином государства, который выбирает органы власти и важнейших должностных лиц для того, чтобы они вели общие государственные дела, обслуживали общество, служили ему, гражданину. Следует особо заметить, что ценностный смысл теории правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Продолжая анализ темы, студент должен обратить внимание на такой принцип правового государства как верховенство закона. Верховенство закона ― внешняя, формальная сторона правового государства. Но закон и право не одно и то же. Такая постановка вопроса отличается от традиционной, когда право понимают как систему норм или систему законов, когда любой по содержанию закон ― и хороший, и плохой, ― признается за право. Концепция правового государства требует изменения этих представлений. Под правом, видимо, нужно понимать не любой закон, не любую норму, а нормативно закрепленную справедливость. Справедливость определяет содержание права. Когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то законом она становится, а правом нет. Несправедливый закон не есть право.

Подводя итог, студенту следует раскрыть содержание следующих принципов функционирования правового государства. Во-первых, господство закона во всех сферах жизни. Во-вторых, связанность законом государства и его органов. В-третьих, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства. В-четвертых, взаимная ответственность государства и личности.

 

 

«У», «Ф» ТЕМА 10

 

Соотношение права и экономики

1. Понятие права.

2. Роль экономики в возникновении и развитии права.

3. Формы правового воздействия на экономические процессы.

 

Методические указания

 

Проблема соотношения государства, права и экономики, их взаимодействия и взаимовлияния составляла интерес многих исследователей на протяжении всего существования цивилизации.

Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений: по марксистскому учению соотношение права и экономики определяется общими законами соотношения базиса и политико-правовой надстройки.

Практическое значение для экономического развития имеет не столько проблема соотношения права и экономики, сколько проблема возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими процессами. Особую научную остроту данной проблеме придают явные неудачи экономического реформирования в нашем государстве за последние десять лет, не испытывающего недостатка в законодательном обеспечении реформ. Несмотря на то, что в нашей стране создана правовая база рыночной экономики, формирование правовой среды в России характеризуется противоречивостью, неполнотой учета экономической эффективности нормативно-правовых актов.

Наша экономическая система, также как и экономические системы других бывших социалистических стран, претерпела за последние годы кардинальные изменения, во многом эти изменения произошли в результате правовых новаций. Однако объективные закономерности экономического развития, низкий уровень доверия к государству, определенное противодействие как со стороны ведомственной бюрократической системы, так и со стороны общества в целом процессам социально-экономической трансформации определили необходимость решать проблемы правового реформирования экономики, опираясь не только на исследование юридических феноменов, но и на изучение специфики экономических отношений и экономики вообще для права, а также на знания психологических, культурных и других аспектов. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение вопросов, связанных с изучением специфики воздействия экономического фактора на развитие права, его влияния на содержание правовых норм, методы и формы правового воздействия на экономику; определение пределов и возможностей права в его воздействии на экономические системы, на мотивацию поведения экономических агентов не только через реализацию норм права, но и через правовые идеи, принципы, ориентиры, с тем, чтобы определить реальное значение юридических средств в реформировании экономических систем.

Особенностью данной работы является то, что проблема соотношения права и экономики предполагает изучение и анализ не только общетеоретической литературы по вопросам права, правового регулирования, правового воздействия, но также и научных работ по специальным отраслевым юридическим дисциплинам, а также изучение специальной экономической литературы, посвященной экономическим разработкам, проблемам экономического реформирования как на теоретическом уровне, так и применительно к реформированию российской экономической системы.

Приступая к освещению первого вопроса, студенту необходимо дать анализ различных подходов к пониманию права в отечественной юридической науке как на различных исторических этапах, так и на современном этапе развития.

Одной из тенденций современного правоведения является углубление представлений о праве как о едином целом, что обусловило разработку понятия «правовая система». Важным является также включение в теорию российской правовой системы некой общенациональной идеи, которая отражала бы самобытность и особенности российского менталитета.

Применительно к предмету анализа соотношения права и экономики, в связи с проблемой современного правопонимания автору можно рекомендовать следующие заключения:

При рассмотрении экономических процессов и их связей с правовыми, юридическими институтами прежде всего важна нормативная сторона, природа права. Поскольку экономика (при любом ее понимании) выступает, прежде всего, предметной, вещественной стороной, которая может измеряться, взвешиваться, имеет реальную пространственную протяженность, физическую материальность, то и правовое воздействие на экономику четче и ранее всего просматривается через юридические нормы. Эти нормы юридически закрепляют, устанавливают своего рода границы, параметры, сроки, вид и «вес» юридической ответственности, возникновение, изменение, функционирование экономических институтов.

Другие стороны права ― сознание, идеи, принципы, эмоции, чувства, интересы также важны, особенно, в связи с пониманием природы и содержания правового воздействия на экономику, правового регулирования хозяйственных процессов.

Для цели настоящего исследования важно не просто дать то или иное определение права, а увидеть в праве сложное, противоречивое, многоуровневое, но вместе с тем целостное явление, которому свойственны и нормативная, и идейная, и чувственно-эмоциональная стороны, которые по-разному, с различной степенью активности воздействуют на экономику.

При раскрытии второго вопроса студенту следует на основных вехах социально-экономического развития, показать роль экономики в возникновении и развитии права, а также соотношение права и экономики в различных социальных системах.

Право, являясь многоаспектной и многообразной сферой бытия человека, возникло, развивается и функционирует в результате совокупности факторов, в том числе и экономического фактора. Исторические исследователи подчеркивают значимость для процесса возникновения права таких фактов экономической истории как неолитическая революция и разделение истории человечества по способам существования и воспроизводства на присваивающую и производящую экономику; общественное разделение труда, возникновение отношений собственности и обмена произведенными продуктами.

Вместе с тем, преувеличением будет связывать появление права с рынком, а также исключительно с отношениями частной собственности. В этой связи интересен подход в выделении двух основных путей развития права в зависимости от доминирования в обществе государственной или частной собственности.

Отмечая, что идеи социально-экономического равенства и справедливости, отраженные в официальных правовых источниках, имели своим источником принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях, причем представление об эквивалентности у разных народов и на разных этапах развития было неодинаковым: от обычая талиона и кровной мести до установления штрафов и системы наказаний. Следует показать, как нарушение обменных отношений при феодальном натуральном хозяйстве, а затем возникновение и рост городов создали новые представления о социальной и экономической справедливости и нашли свое отражение в праве (в формировании феодальных обычаев, появлении городского и торгового права, в стремлении к унификации правового регулирования).

Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга; до известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обуславливаются самыми различными факторами (типом социальной и экономической системы, доминирующей идеологией, характером социальной структуры общества, уровнем политического, хозяйственного и культурного развития, кратковременной или длящейся экстраординарной ситуацией). Современная отечественная и зарубежная литература «пестрит» различными подходами, классификациями и типологиями социальных систем в истории развития человечества. При анализе проблем соотношения права и экономики в разных социальных системах целесообразным представляется идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики.

В соответствии с данным критерием социальные системы подразделяются на три группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) системы с плановой, административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики и 3) социальные системы со смешанной экономикой.

Исследуемые социальные системы показывают, что нет единообразной модели взаимодействия права и экономики. Особенности соотношения права и экономики в разных социальных системах выражаются в доминировании тех или иных юридических методов, средств, правовых режимов, обусловленных внутренними и внешними факторами. Для обществ с плановой, административно-командной экономикой прежде всего характерно централизованное регулирование, осуществляемое на императивных началах. Для обществ с рыночной экономикой прежде всего свойственен метод децентрализованного регулирования, при котором юридически значимым является поведение самих экономических агентов (заключение ими договоров, совершение различных односторонних правомерных юридических действий).

Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране, при этом основной чертой является такое соотношение права и экономики, при котором право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную справедливость в обществе.

Соотношение права и экономики в различных исторических социальных моделях характеризуется также масштабом и доминированием тех или иных общеправовых средств, таких как дозволения, запрет, отношение к формуле «разрешено все, что не запрещено». Разрешительный тип регулирования характерен для юридической ответственности во всех областях права. Этот тип регулирования является доминирующим при тоталитарном режиме власти, в то же время разрешительное регулирование отдельных экономических отношений применяется и в условиях рыночной экономики (для отношений, складывающихся в тех сферах экономической деятельности, где либо высок риск неконтролируемого использования применяемых технологий или выхода из под контроля технологических процессов, или где велика общественная значимость данных сфер). Практической формой разрешительного регулирования являются как общие правовые нормы, так и специальные технические, медицинские, экологические стандарты, различного рода сертификаты и лицензии).

Помимо вышеназванных особенностей в разных исторически конкретных общественно-хозяйственных системах складываются различные комбинации экономических и внеэкономических методов правового регулирования экономических процессов.

Право, являясь неотъемлемым элементом в любой социальной системе наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, медицинских учреждений и др. В обществах с рыночной экономикой государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание к тому, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор, к сглаживанию социально-экономических противоречий и восстановлению социальной и экономической справедливости.

Завершая написание работы, студенту следует рассмотреть формы правового воздействия на экономику, особенности экономических отношений и экономики в целом для правового воздействия, а также трудности и проблемы правового воздействия на экономику в современной России.

Экономическая деятельность представляет собой одну из наиболее фундаментальных и динамических форм общения людей, социального взаимодействия, что в свою очередь зависит от того, в какой степени те или иные сообщества придерживаются схожих норм и ценностей и могут подчинять индивидуальные интересы отдельных личностей интересам больших групп. На основе таких ценностей, как отмечает Ф. Фукуяма, возникает доверие, которое, кроме социальной, имеет вполне конкретную экономическую ценность. Доверие ― есть возникающее в рамках определенного сообщества ожидание, что члены данного сообщества будут вести себя добросовестно и честно в соответствии с общепринятыми нормами. К этим нормам могут относиться как общие ценности, традиции, обычаи, так и различные профессиональные стандарты, кодексы поведения и т.п.

Для нашей страны проблема социального доверия наиболее актуальна еще и потому, что «кризис доверия по сути является ядром … финансового кризиса», и решение проблем экономического порядка напрямую связано с преодолением кризиса доверия к государству.

Проблема ожиданий, доверия выводит на проблематику правового «культурного поля», так называемой «энергетической среды», в которой правовое воздействие поддерживается или отторгается так называемыми неформальными институтами ― обычаями, стереотипами поведения, традиционными формами организации бизнеса и согласуется с особенностями национальной психологии и экономическими традициями. В этой связи можно говорить об органичном и неорганичном правовом воздействии.

Особенностью правового воздействия является также то, что в процессе правового воздействия правовая норма может существовать в своем прообразе ― правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму, однако экономическая система реагирует уже на эту правовую идею, особенно в случае, если это может повлечь за собой ухудшение положения какого-либо из хозяйствующих субъектов. (Например, реакция рынка ценных бумаг на идею об ограничении участия иностранных инвесторов в капитале российских предприятий изменением спроса на соответствующие ценные бумаги).

Наряду с опережающим воздействием есть основания выделять запаздывающее воздействие, при котором реакция правотворца на меняющуюся экономическую ситуацию появляется с некоторым опозданием.

Законодатель может вводить в нормативный акт так называемые «автоматические стабилизаторы» (нормы об автоматическом снижении или повышении подоходного налога, автоматическое повышение размера минимальной заработной платы по мере роста, например, инфляции), что показывает стремление законодателя, минуя длительный законодательный процесс, оказать воздействие на экономические институты в тот момент, когда они в этом нуждаются. Такую форму правового воздействия можно назвать актуальной.

Можно также выделить такую форму как деструктивное правовое воздействие, крайний вариант правового воздействия, при котором само действие нормативного акта приводит к правонарушениям, в интересующем нас аспекте ― к теневой экономике (например, непродуманное налоговое законодательство).

«Х», «Ц» ТЕМА 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.035 с.)