Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация норм российского права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормы права разнообразны, и классификация их осуществляется по различным основаниям: по времени и сфере действия, по степени определенности, по отраслям права. В научной литературе широкое распространение получила классификация в зависимости от характера диспозиции на - обязывающие; - запрещающие; - управомачивающие. Обязывающие выражают должное поведение, они устанавливают долг субъекта совершить какие-либо действия. Запрещающие требуют воздержаться от каких-либо действий. Они содержат запрет на вредные действия с точки зрения государства и общества. Управомачивающие предоставляют субъектам возможность определять свое поведение, обеспеченное юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства. В последние годы в научной литературе получила широкое распространение классификация на регулятивные и охранительные. Охранительные специализируются на охране права от нарушений и содержат санкции. Данная классификация не выдерживает критики, так как норма права является одновременно и регулятивной, и охранительной. Регулятивной, так как назначение права - быть регулятором общественных отношений. Охранительной, так как любая норма права охраняется средствами государственного принуждения. Данное деление имеет условный характер. Все нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют сферы общественной жизни путем закрепления определенных прав и обязанностей субъектов, они регламентируют, что могут делать и что должны делать субъекты. Процессуальные нормы права определяют порядок, обслуживание процесса, процедуры претворения в жизнь норм материального права. Особое и своеобразное положение в системе права имеют технико-юридические нормы. В них закрепляются отношения людей по поводу труда, производства и обслуживания технических средств. Появление технико-юридических норм связано с прогрессом и его влиянием на общественную жизнь. Особенность этих норм в том, что они опираются на юридические санкции. За последнее время получило известность деление правовых норм на поощрительные и рекомендательные. Поощрительные регулируют процесс поощрения работника за получение результатов, превышающих обычные требования. Поощрительные нормы рассчитаны на повышение активности. Рекомендательные нормы - это советы, пожелания. Они устанавливают варианты желаемого поведения субъектов. Но рекомендательные нормы не являются правом в собственном смысле слова, так как они не являются обязательными. Это особая разновидность способов управления делами общества.
56. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса. Правотворчество - особый вид государственной деятельности, состоящий в формировании и формулировании государственной воли в виде формально-определенных государственно-обязательных норм. В данном понимании правотворчества следует обратить внимание на два понятия - формирование и формулирование государственной воли. Формирование государственной воли - это подготовительный этап к возведению государственной воли в закон. В процессе формирования государственной воли могут участвовать все заинтересованные субъекты, высказавшие свое мнение и понимание цели, задачи и содержания создаваемых источников права. Формирование осуществляется спонтанно, то есть независимо от воли и сознания отдельных лиц и выражается в подготовке общественного мнения к принятию тех или иных правовых норм. В этом процессе участвуют ученые, журналисты, юристы, которые в выступлениях, через СМИ раскрывают смысл и назначение, объясняют необходимость в разработке каких-либо правовых норм. Этот процесс может происходить длительный отрезок времени, но по своему содержанию формирование государственной воли - это обсуждение всеми заинтересованными субъектами проблемы принятия новых источников права или внесения изменений в существующее законодательство. Формулирование государственной воли - это окончательный этап возведения государственной воли в закон. Здесь мнения и представления о том, каким должно быть законодательство, формулируются и утверждаются компетентным правотворческим органом. Процесс формулирования государственной воли выглядит сложным и неоднородным. Дело в том, что правотворчество - это родовое понятие, и его нельзя смешивать с законодательством. Результатом законодательства является разработка, принятие и введение в действие только законов, как особых, наиболее авторитетных источников права. Правотворчество включает в себя как законодательство, так и разработку и принятие иных нормативных актов, выступающих источниками права. То есть результатом правотворчества является как издание законов, так и издание подзаконных нормативных актов, а также санкционирование органами государства правовых норм, разработанными нетипичными субъектами правотворческой деятельности - общественными организациями, санкционирование обычаев и т.д. Правотворчество - это одна из важнейших форм государственного руководства обществом, поэтому в каждом обществе, государстве имеется своя специфика определения субъектов, уполномоченных на занятие правовой деятельностью. В РФ основными субъектами правотворчества, то есть полномочными органами, выступают: 1) народ; 2) органы государства; 3) некоторые общественные объединения с согласия или по поручению органов государства. Народ выступает субъектом правотворчества в случае всенародного голосования по предлагаемому законопроекту. Это референдум - форма непосредственного волеизъявления народа. В науке отмечается, что на референдум обычно выносятся наиболее важные вопросы правового регулирования. Вторым и наиболее типичным субъектом правотворчества выступают органы государственной власти, которые в пределах своей компетенции могут создавать правовые нормы. На первом месте находятся органы законодательной власти. Они имеют представительный характер, так как состоят из депутатов, избранных населением страны. Они призваны представлять, выражать интересы и волю населения. Эти органы олицетворяют собой законодательную ветвь государственной власти и создают источники права, называемые законами. Органы исполнительной власти играют не менее важную роль в правотворчестве. Эти органы в своей правотворческой деятельности конкретизируют и развивают государственную волю, выраженную в форме законов, поэтому источники права, издаваемые данными органами, имеют подзаконный характер и представлены в виде указов, постановлений, инструкций, приказов и прочих источников права. Органы государства, занимаясь правотворчеством, создают и формулируют наиболее широкий и емкий массив действующих источников права, которые основываются на законах. Третьим субъектом правотворческой деятельности выступают общественные объединения. Они участвуют в правотворчестве с согласия или по поручению органов государства. В данном случае государство передает часть своих полномочий общественным объединениям, отсюда правотворчество общественных объединений называется делегированным правотворчеством. Как правило, общественные объединения участвуют в разработке и принятии правовых норм, основываясь на законах и других источниках права. Правотворческая деятельность общественных объединений осуществляется с предварительного или с последующего согласия органов государства. В первом случае государство поручает общественному объединению разработать и ввести в действие какой-либо нормативный акт. В данных обстоятельствах компетентные органы заранее наделяют юридической силой тот проект, который создается общественным объединением. Наиболее часто правовые нормы создаются общественными объединениями при последующем санкционировании их со стороны государства. Такова практика разработки различными общественными объединениями своих уставов, положений и их утверждение в соответствующих органах государственной власти. Процесс правотворчества - это длящийся порядок, процедура разработки проекта будущего нормативного акта, его обсуждение, уточнение, согласование со всеми заинтересованными лицами и принятие. Органы, уполномоченные на законотворческую деятельность, неоднородны - от руководителя учреждения до министра, Президента, Федерального Собрания. Сам правотворческий процесс можно представить в виде двух основных стадий: 1) стадия предварительного возведения в закон государственной воли; 2) стадия окончательного формулирования государственной воли и введение ее в действие. На первой стадии правотворческого процесса заинтересованные субъекты разрабатывают проект будущего источника права, обсуждают его, вносят необходимые изменения и дополнения, осуществляют научную экспертизу, после чего создается окончательный проект. На второй стадии происходит окончательное возведение государственной воли в виде закона. Это может осуществляться путем единоличного подписания проекта источника права компетентным должностным лицом. Процесс правотворчества по своему содержанию основывается на ряде важных идей, которые принято называть принципами правотворчества. Это руководящие, основные идеи, пронизывающие процедуру разработки и введения в действие источников права. Это принципы: - демократизма - законности - научности - профессионализма. Принцип демократизма означает, что к процедуре разработки источников права должен привлекаться народ. Граждане должны обладать правом влиять на порядок разработки и принятия источников права. Демократизм выражается в порядке образования правотворческих органов, их связях с населением, гласности работы правотворческих органов (освещение в СМИ). Принцип законности означает, что разработка источников права и их принятие должно осуществляться под влиянием норм Конституции и иных источников права. Создание очередного источника права не должно входить в противоречие с законами и иными источниками права. Соблюдение норм права правотворческим органами - залог их правильной деятельности. Научность правотворческой деятельности заключается в том, что источники права должны соответствовать последним достижениям научной мысли. С другой стороны, научность требует, чтобы источники права проходили научную экспертизу и обсуждались с учетом мнений специалистов. Профессионализм в правотворческой работе предполагает использование профессиональных юридических знаний при разработке проектов источников права.
57. Понятие и виды форм (источников) права. Понятие формы права является одной из важнейших категорий. Под формой права принято понимать официально принятые в данном обществе способы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение. Понятие формы права показывает, откуда возникают правовые нормы и в каких юридических источниках они сосредоточиваются. В правовой науке наряду с понятием формы права употребляется понятие источник права. Как правило, эти понятия являются тождественными. Но это совпадение смысла формы и источника права наблюдается, когда речь идет о правовых актах, документах, являющихся формой выражения и закрепления правовых норм. Вместе с тем, термин "источник права" более многозначен. В науке можно встретить употребление термина "источник права" в материальном, идеологическом и других смыслах. Что же касается формы права, то это понятие употребляется только в юридическом смысле. Под источником права в материальном смысле принято считать материальные условия жизни общества, которые инициируют процесс формирования права. Экономический строй существенно влияет на правовое развитие, и потребности экономической жизни получают свое выражение в правовых нормах. С другой стороны, под источником права в материальном смысле иногда понимают силу, создающую права. Это правотворческие органы государства. Под источником права в идеологическом смысле понимается правовое сознание. Именно оно является идейно-интеллектуальной основой разработки и создания правовых норм. При помощи осознания правовой действительности люди замечают недостатки действующего законодательства и организуют работу по совершенствованию существующих норм права. Однако источник права в материальном, идеологическом и прочих смыслах есть ни что иное, как социальные источники права. Это те факторы общественной жизни в виде экономики, политики, нравственности и т.д., которые влияют на право и отражаются в нем как потребности урегулирования определенных сфер общественной жизни. Отсюда все источники права следует делить на социальные и легальные (юридические). Социальные источники - это факторы правообразования, а легальные - это и есть формы права, то есть юридические документы в виде законов, указов, постановлений и т.д., содержащие в себе нормы права. Все формы, или источники, российского права представляют собой иерархически расположенную систему нормативных правовых документов, в которой каждый источник занимает особое место и обладает особой юридической силой. Все источники российского права делятся на две основные группы. Это установленные государством источники права и источники права, санкционированные им. Это деление основывается на способах участия государства и его компетентных правотворческих органов в правотворческой работе. Источники права, установленные государством, - это, в основном, нормативные акты, которые в соответствии с компетенцией отдельных органов создаются государственным аппаратом и представляют собой систему законов и подзаконных актов. Формы права, санкционированные государством, характеризуются тем, что получают утверждение, санкционирование со стороны государства, и только тогда приобретают юридическую силу. К ним относятся правовые обычаи, акты общественных объединений, договоры с нормативным содержанием и международные договоры.
58. Нормативные акты как основной источник российского права: понятие и виды. Формами права, которые устанавливаются государством, выступают нормативные акты. Нормативный акт есть акт правотворчества, содержащий нормы права. Другими словами, под нормативным актом понимается юридический документ, изданный в особом порядке и направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм. Эта триада показывает основные формы преобразующего воздействия правотворчества на общественную жизнь. Это означает, что правотворчество наблюдается не только там и тогда, когда разрабатываются и вводятся в действие абсолютно новые правовые нормы, но и тогда, когда отменяются уже существующие правовые нормы, а также когда вносятся изменения в существующее законодательство. Система нормативных актов современной России выглядит достаточно сложным структурным образованием. В этой системе нормативные акты располагаются в определенной иерархической последовательности. Во главе стоит Конституция, затем федеральные законы, а также подзаконные акты, издаваемые различными звеньями государственного аппарата. Все нормативные акты обладают рядом существенных признаков. 1) Нормативные акты есть выражение государственной воли, которая возведена в закон, выражена в виде нормативных правовых предписаний, издаваемых различными органами. 2) Нормативные акты характеризуются тем, что реальным их содержанием выступают нормы права или нормативные предписания. Это означает, что все нормы права, являющиеся содержанием нормативных актов, рассчитаны на неоднократное применение, неперсонифицированы, распространяются на широкий круг общественных отношений и регламентируют различные сферы публичной жизни. 3) Нормативные акты опираются на возможность государственного принуждения. Они являются государственно-обязательными и подкрепляются организованной принудительной силой органов государственной власти. 4) Особенность нормативных актов состоит в том, что они выступают особыми юридическими фактами, так как влекут за собой возникновение, изменение либо прекращение каких-либо юридических отношений. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); - совместные акты (государственных и негосударственных организаций); - нормативные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: - общефедеральные; - акты субъектов Федерации; - акты органов местного самоуправления; - локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают: - акты неопределенно длительного действия; - временные акты. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на: - законы (то есть нормативные акты, издаваемые высшим представительным органом, обладающие высшей юридической силой и рассчитанные на регулирование наиболее важных общественных отношений); - подзаконные нормативные акты (представляют собой систему источников права, издаваемых на основании использования законов и регулирующих какие-либо вопросы отраслевого управления).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.117 (0.009 с.) |