ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды нормативных правовых актов.



Понятие и виды нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками.

1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах права.

3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституция РФ - Основной закон;

Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ;

Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах;

законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.

 

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного правового акта во времени определяется вступлением его в силу и моментом утраты юридической силы. Существуют следующие правила вступления в силу нормативных правовых актов.

В нормативном правовом акте может быть указано, что он начинает действовать с определенного срока.

Законодатель может связывать принятие норм с вступлением в действие каких-либо других норм.

Если в нормативном правовом акте не определен момент начала действия акта, его вступление в силу определяется в соответствии с действующим законодательством.

Существует так называемый особый порядок вступления в силу нормативных правовых актов. Например, налоговое законодательство вступает в силу через 1 месяц после официального опубликования, а таможенное законодательство - по истечении 30 дней с момента опубликования.

Если же акты устанавливают льготы, например налоговые, они, как правило, вступают в силу раньше указанного срока.

Нормативные правовые акты прекращают свое действие на следующих основаниях:

- прямой отмены;

- по истечении срока действия, на который акт был принят;

- фактической отмены, т.е. принятия по тому же вопросу другого нормативного правового акта.

Обратная сила закона - Принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, означает, что закон не распространяется на факты, существовавшие до момента вступления его в юридическую силу.

Закон может иметь обратную силу, если он отменяет или смягчает юридическую ответственность (прежде всего, это уголовное или административное право) либо если в самом законе сказано об этом.

Исключением являются нормы, улучшающие налоговое положение субъекта.

Пространственные пределы действия нормативных правовых актов очерчены территорией государства. Территория включает в себя сушу, недра, континентальный шельф, внутренние воды, прибрежные морские воды (12 миль), воздушный столб в пределах границ, доступных летательным аппаратам, территории посольств, корабли в открытом море, территории воздушных судов.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на все субъекты, находящиеся на соответствующей территории.

Экстерриториальность действия законов - возможность действия законов на другой территории.

Иностранное законодательство может применяться на территории другого государства при наличии соглашения между государствами.

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия на все субъекты, находящиеся на территории данного государства.

Ряд законов распространяется на определенный круг лиц, например, только на граждан РФ. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются политические права и обязанность воинской службы.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, подчиняются законам страны пребывания, но их привлечение к ответственности регулируется нормами международного права.

Многие законы и иные нормативные правовые акты действуют только для определенных адресатов (военнослужащих, пенсионеров, депутатов и др.).

 

Понятие, признаки и виды законов.

 

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституция РФ - Основной закон;

Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ;

Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах;

законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами

государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя "общей воли".

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.

 

Виды правовых отношений

 

Правоотношения подразделяются по различным основаниям. Одно из важнейших делений правовых отношений - это их зависимость от функций права - регулятивной и охранительной. Основой указанных функций права выступают регулятивные и охранительные юридические нормы. Действия этих норм образуют регулятивные и охранительные отношения. Таким образом, можно увидеть очень важные закономерности в праве - связь между правовыми нормами, функциями права и возникающими в практической жизни правоотношениями.

Регулятивные правоотношения возникают в сфере позитивного поведения - поведения, которое не противоречит нормам права; регулятивные правоотношения - там, где нет конфликта между поведением и юридической нормой. Функция регулятивных правоотношений - это упорядочивание, закрепление и развитие общественных отношений. Общество, за ним и государство, заинтересовано в развитии социально-полезных общественных отношений.

Охранительные правоотношения возникают в сфере нарушения норм права; они связаны с противоправным поведением и с неправомерными действиями. В основе их лежат охранительные юридические нормы, которые предусматривают юридическую ответственность и меры защиты субъективных прав. Функция охранительных правоотношений сводится к вытеснению из жизни социально-вредных действий, антиправового поведения.

В зависимости от характера юридических обязанностей регулятивные правовые отношения подразделяют на активные и пассивные. В отношениях активного типа содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. Эти поступки отличаются системностью, целесообразностью и регламентируются правовыми нормами. В правоотношениях активного типа содержание обязанностей отличается пассивным поведением, воздержанием от определенных действий (не нарушать правила проезда перекрестка, не нарушать прав собственности, не разглашать государственную тайну).

В зависимости от субъекта правоотношения их нередко подразделяют на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях определены, "персонифицированы" обе стороны как управомоченная, так и обязанная (например, процессуальные правоотношения, сделки и др.). В абсолютных правоотношениях конкретизирована одно сторона - управомоченная, например собственник; другая - обязательная - не определена. Как видно, действует правило: все обязаны не посягать на чужую собственность.

Правоотношения подразделяют и по другим признакам - по отраслям (или по предмету правового регулирования) на конституционные, административные, гражданско-правовые, трудовые, земельные, семейно-правовые и т.д. По этому признаку их можно подразделить на материальные и процессуальные.

 

 

 

Понятие и виды нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками.

1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах права.

3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституция РФ - Основной закон;

Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ;

Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах;

законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.01 с.)