Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм Г : понятие и структура

Поиск

Механизм Г: понятие и структура

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом. Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи. Государственный механизм можно назвать "государственной властью. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей, общества, частных лиц, извлечения прибыли.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти — т. е. органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) — исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т. е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуж­дения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти.

Нормы права.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма —исходный элемент системы права. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура нормы права

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Классификация норм права Выделяют основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

В зависимости от их характера — на материальные (уголовные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

В зависимости от методов правового регулирования на:

императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для Г и общества вариант поведения);

В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным бедствием).

Формы права

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условия­ми жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Формы государства

Форма Г это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полити­ческие образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы Г выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные)

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приеме государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Форма государственного правления это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.

Пр изнаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают

неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1)выборность власти;

2)Прочность;

3)Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (СШ A, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -

 

Правотворчество и сист нпа.

1. Правотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Виды правотворчества

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для опера тивного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

2.Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

инкорпорация форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их действия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второму сборники нормативных материалов по отраслям права, изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

консолидация форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи к одному виду деятельности (охрана природы, образование). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

кодификация форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность. Признаки кодификации:1) ею имеют право заниматься только специальные органы;2) в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый правомочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых норм. Его следует отличать от актов применения и толкования.

Система права

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение.

Система права это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права:

1)— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли;

2)— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;

3)— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

4)— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Соотношение системы права и системы законодательств

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим, основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то сис­тема законодательства — в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

 

Правовые отношения

Правоотношение это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Если норма права — статическое состояние правового регулирования, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и помогает уяснить, каким образом право воздействует на поведение

Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов.

Признаки правоотношений:

1)это общественное отношение, которое представляет собой двусторонюю конкретную связь между социальными субъектами;

2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходимо воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъектные права и юридические обязанности;

6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

1)субъект; 2) объект; 3) субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность. ((((Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные)))).

Объект правоотношения это то, на что направлены права в обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.

Предпосылки возникновения правоотношений - условия (факторы), порождающие правовые отношения.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:

1) материальные (общие);

2) юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений.

К юридическим предпосылкам относятся :1)— норма права;2)— правосубъектность;3)— юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение невозможно.

 

Происхождение госуд и права

Чел-к как биол вид выделился 2 млн. лет назад.40 тыс. лет назад возник homo sapiens. Это период возн-я об-ва.

Общество – организ группа людей; отн-я, связи м/у ними, склад в проц их ЖД ПЕРВОБЫТ ОБЩ-ВО.1 этап:34 ТЫС. ЛЕТ. Эк-ка основ на общест собст-и. Все что добывалось, сдавалось в общий котел, перераспред, и каждый получал опр долю. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Род –люди объединялись на основе родственных связей(20-40) жили на одной территории вместе. Племя - объединение нескольких родов.

Союз племен. Наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием, участвовал каждый взрослый. Старейшина избирался для постоянного управления –наиболее уважаемый член рода. Власть держалась на авторитете.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Правила поведения - социальные нормы, регулирующие отношения между людьми. Табу –религиозный запрет, налагаемый на какой- либо предмет, действие, слово, нарушение которого будто бы влечет жестокую кару со стороны духов. Мифология – совокупность мифов, рассказов, повестей о духах,героях, отражающих пути поведения, представления о мире, бытие. Религиозные – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Нормы морали – на основе представлений о добре и зле. Обычаи - общепринятое в определенных условиях сложившееся традиционное правило поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики. Все эти правила поведения существовали в единстве. Не было разделения на права и обязанности. Мононормы едины для всех подавляющим большинством выполнялись добровольно.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. важнейшей ступенью стала неолитическая революция. человек научился изготовлять орудия из металла. Переход к земледелию. Общественное разделение труда: -отделение скотоводства от земледелия;- отделение ремесла от скотоводства и земледелия; -общественное разделение труда. Развитие обмена. Появление рынка и купцов Рост произв-ти труда, избыт продукт, производящая эк-ка. Значит. рост населения, имущ и соц расслоен. Появление частной собст-ти и классов. В период неолита началось разложение первобыт слоя и переход к государству. Власть сосредот в руках вождей (чифов, бигменов) -имели высокий общ статус, богатство и щедрость. Занимались орг-ей воен походов, перераспред добычи, контролем обмена и торговли. Складыв публ власти.На смену первобыт об-ву приходит ПРОТОГОСУДАРСТВО. Особ-ти: Общ форма соб-ти; накопление богатств в руках родоплем знати; быстрый рост нас-я и городов; появл соц. неравенства- расхождение интересов управляющих и управляемых.

Гос-во- это орг-ция полит.власти общества, охватыв опр.терр-ю, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подавления. Первые гос-ва возникли 2-6 тыс.лет назад(Др.Рим, Др.Египет,Др.Китай, Вавилон и т.д.).

Теории возн-я гос:

1)Теологичес (Фома Аквинский) господств в ср.века; суть-гос-во взникло от бога; необх принять гос-во и власть как данность, получен свыше: власть монархов свята и происх от бога; полное подчинение власти: церковной и земной; грех изменять устан.порядок;

2)Патриархал (Аристотель): суть-гос-во возн. по модели семьи, т.е. монарх явл.отцом всего народа, благосостояние народа невозможно без корол.заботы, король правит во благо общества и его власть неограниченна и незыблема, поданные обязаны чтить власть короля и подч.ему;

3)Договорная (Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Монтескье, Руссо, Радищев): суть-в основе общества лежит общест.договор;

4) Органическая (Герберт Спенсер): суть- гос-во возн.и развивается подобно биол.организму;

5) Психолог.теория (Фрейд, Тард):суть-гос-во возн.благодаря особым св-вам психики, таким как желание быть защищенным, подчиняться воле сильного, желание отдельных индивидов повелевать др., впособность некот.влиять на др. влиять своей волей, неподчинение некотор.обществу и их вызов ему;

6) Теория насилия; 7)Ирригационная (мыслители востока): суть- гос-во возн.в целях колл.ведения земледелия в далинах крупн.рек и для ирригации необходима была мобилизация усилий сех людей, живущих вдоль реки. В рез-те этого возникли первые гос-ва: Др.Египет, Др.Китай, Вавилон.

8) Экономическая (К.Маркс, Ф.Энгельс,В.Ленин):суть-гос-во возн.на класс-экон основе, т.е. разделении труда., появлении прибавочного продукта, появлении вследствии классов, появлении част собственности и публ власти-все это привело к появлению спец.аппарата принуждения.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

Теории происхождения права:

1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чел-а, предписало ему к-то набор правил (у христиан – 10 заповедей)

2)Нормотивистская (Ганс Хельбр – основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-ти.

3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву.

4)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е – гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.

 

 

2. Сущность, ф-ции и типы гос-ва.

Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию. Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.

Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти гос-ва при решении стоящих п/д ним з-ч.. Главная ф-ция – охрана интересов чела, защита его прав. Внутр.ф-ции: охранит.(защита прав и свобод гр-на, обеспечение правопорядка);регулятивные: финансово-экон.;налог.ф-ция; функция соц.защиты; культ.; эколог. ф-ция. Внеш.ф-ции: оборона страны, поддержание мир.порядка, внешнепол.деятельность, междун.сотрудничество.

ТИП ГОС-ВА- научная категория, совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих г-во на опр. этапе исторического развития. Формационный критерий за основу классификации гос-в берет их принадлежность к общественно-экономической формации (исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Маркс выделил 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Этот подход существовал до1985г. Но он прямолинейный и схематичный, т.к. не все г-ва прошли фазу рабовладения. В этой схеме нет места переходным г-вам. В последнее время широко применяется классификация на основе гос.-прав. режима:

тоталитарное г-во роль г-ва гипертрофирована. Оно контролирует все сферы жизни; власть находится в руках правящей элиты либо диктатора, в правовом регулировании доминирует принцип: запрещено все что не дозволено.

Авторитарное г-во форма правления с неограниченным полновластием одного лица.

Либеральное г-во формируется под влиянием либеральных идей, которые принижают его роль и значение. Личность ставится выше, принцип: разрешено все, что не запрещено.

Демократическое создаются условия для реального участия граждан в решении гос. и общественных дел. Важные органы г-ва выборные и контролируются народом.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОС-В.

Восточное г-во возникли в зонах поливного земледелия. Способ производства- азиатский, характеризуется: основа экономики- ирригационное земледелие; собственность на землю и ирригационные сооружения в руках г-ва; первичная ячейка общества- земледельческая община; сильная публичная власть. структура общества в форме пирамиды: (монарх, царь, фараоны)- приближенные- чиновники-(общинники, рабы). Рабство: в Китае носило семейно-патриархический характер; в Египте и Вавилоне - храмовый; в Индии - кастовая организация общества. В этих странах не было традиций классовой дифференциации. Функции восточного г-ва:1. организация общественных работ. 2.финансовая - взимание податей. 3.военная - оборона и захват территории. 4.подавл-е сопротив-ия общинников и рабов. Форма правления – деспотия.

Рабовладельческое г-во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы (Др. Греция, Римская империя). Признаки: 1.экономический базис составляет собс-ть на землю,рабов орудия труда. 2.осн. классы- рабовладельцы и рабы. Т.ж. ремесленники, мелкие земледельцы были свободными.Функции г-ва: 1.внутренние - охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов; подавление сопротивления неимущих; общесоциальные- порядки, торговля. 2.внешние: оборона территории, захват чужих территорий, управление завоеванными землями, установление отношени с др.гос-вами. Гос. аппарат: важную роль играет армия, выполняющая внутренние и внешние функции; полиция, суды и административные органы. Форма правления - унитарная монархия и республики: демократические (Афины); аристократические (Спарта).

Феодальное г-во возникло в результате гибели рабовладельческого. Некоторые народы минули рабовладение (Германия, Россия, Япония, Скандинавские страны). Феодальный тип г-ва имел место в Европе в средние века(5-15в.), в некоторых г-вах Ср. Азии и Африки вплоть до 20в. Экономическая основа- собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Существовали и др.соц.слои: городские ремесленники, торговые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.014 с.)