Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование. Зак и правопорядок.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Правовое регулирование основывается на предмете и методе правового регулирования. Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: Методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные. Диспозитивный метод пр-о рег-ия - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: Императивный метод правового регулирования - способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей'. Особенности правопорядка ;1) он запланирован в нормах права;2) возникает в результате реализации данных норм;3) обеспечивается государством;4) создает условия для организованности общественных отноше-, делает человека более свободным, облегчает жизнь;5) выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: — с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос различные злоупотребления; — с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Происхождение госуд и права Чел-к как биол вид выделился 2 млн. лет назад.40 тыс. лет назад возник homo sapiens. Это период возн-я об-ва. Общество – организ группа людей; отн-я, связи м/у ними, склад в проц их ЖД ПЕРВОБЫТ ОБЩ-ВО.1 этап:34 ТЫС. ЛЕТ. Эк-ка основ на общест собст-и. Все что добывалось, сдавалось в общий котел, перераспред, и каждый получал опр долю. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Род –люди объединялись на основе родственных связей(20-40) жили на одной территории вместе. Племя - объединение нескольких родов. Союз племен. Наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием, участвовал каждый взрослый. Старейшина избирался для постоянного управления –наиболее уважаемый член рода. Власть держалась на авторитете. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Правила поведения - социальные нормы, регулирующие отношения между людьми. Табу –религиозный запрет, налагаемый на какой- либо предмет, действие, слово, нарушение которого будто бы влечет жестокую кару со стороны духов. Мифология – совокупность мифов, рассказов, повестей о духах,героях, отражающих пути поведения, представления о мире, бытие. Религиозные – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Нормы морали – на основе представлений о добре и зле. Обычаи - общепринятое в определенных условиях сложившееся традиционное правило поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики. Все эти правила поведения существовали в единстве. Не было разделения на права и обязанности. Мононормы едины для всех подавляющим большинством выполнялись добровольно. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. важнейшей ступенью стала неолитическая революция. человек научился изготовлять орудия из металла. Переход к земледелию. Общественное разделение труда: -отделение скотоводства от земледелия;- отделение ремесла от скотоводства и земледелия; -общественное разделение труда. Развитие обмена. Появление рынка и купцов Рост произв-ти труда, избыт продукт, производящая эк-ка. Значит. рост населения, имущ и соц расслоен. Появление частной собст-ти и классов. В период неолита началось разложение первобыт слоя и переход к государству. Власть сосредот в руках вождей (чифов, бигменов) -имели высокий общ статус, богатство и щедрость. Занимались орг-ей воен походов, перераспред добычи, контролем обмена и торговли. Складыв публ власти.На смену первобыт об-ву приходит ПРОТОГОСУДАРСТВО. Особ-ти: Общ форма соб-ти; накопление богатств в руках родоплем знати; быстрый рост нас-я и городов; появл соц. неравенства- расхождение интересов управляющих и управляемых. Гос-во- это орг-ция полит.власти общества, охватыв опр.терр-ю, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подавления. Первые гос-ва возникли 2-6 тыс.лет назад(Др.Рим, Др.Египет,Др.Китай, Вавилон и т.д.). Теории возн-я гос: 1)Теологичес (Фома Аквинский) господств в ср.века; суть-гос-во взникло от бога; необх принять гос-во и власть как данность, получен свыше: власть монархов свята и происх от бога; полное подчинение власти: церковной и земной; грех изменять устан.порядок; 2)Патриархал (Аристотель): суть-гос-во возн. по модели семьи, т.е. монарх явл.отцом всего народа, благосостояние народа невозможно без корол.заботы, король правит во благо общества и его власть неограниченна и незыблема, поданные обязаны чтить власть короля и подч.ему; 3)Договорная (Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Монтескье, Руссо, Радищев): суть-в основе общества лежит общест.договор; 4) Органическая (Герберт Спенсер): суть- гос-во возн.и развивается подобно биол.организму; 5) Психолог.теория (Фрейд, Тард):суть-гос-во возн.благодаря особым св-вам психики, таким как желание быть защищенным, подчиняться воле сильного, желание отдельных индивидов повелевать др., впособность некот.влиять на др. влиять своей волей, неподчинение некотор.обществу и их вызов ему; 6) Теория насилия; 7)Ирригационная (мыслители востока): суть- гос-во возн.в целях колл.ведения земледелия в далинах крупн.рек и для ирригации необходима была мобилизация усилий сех людей, живущих вдоль реки. В рез-те этого возникли первые гос-ва: Др.Египет, Др.Китай, Вавилон. 8) Экономическая (К.Маркс, Ф.Энгельс,В.Ленин):суть-гос-во возн.на класс-экон основе, т.е. разделении труда., появлении прибавочного продукта, появлении вследствии классов, появлении част собственности и публ власти-все это привело к появлению спец.аппарата принуждения. Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Теории происхождения права: 1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чел-а, предписало ему к-то набор правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр – основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву. 4)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е – гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.
2. Сущность, ф-ции и типы гос-ва. Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию. Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги. Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти гос-ва при решении стоящих п/д ним з-ч.. Главная ф-ция – охрана интересов чела, защита его прав. Внутр.ф-ции: охранит.(защита прав и свобод гр-на, обеспечение правопорядка);регулятивные: финансово-экон.;налог.ф-ция; функция соц.защиты; культ.; эколог. ф-ция. Внеш.ф-ции: оборона страны, поддержание мир.порядка, внешнепол.деятельность, междун.сотрудничество. ТИП ГОС-ВА- научная категория, совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих г-во на опр. этапе исторического развития. Формационный критерий за основу классификации гос-в берет их принадлежность к общественно-экономической формации (исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Маркс выделил 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Этот подход существовал до1985г. Но он прямолинейный и схематичный, т.к. не все г-ва прошли фазу рабовладения. В этой схеме нет места переходным г-вам. В последнее время широко применяется классификация на основе гос.-прав. режима: тоталитарное г-во роль г-ва гипертрофирована. Оно контролирует все сферы жизни; власть находится в руках правящей элиты либо диктатора, в правовом регулировании доминирует принцип: запрещено все что не дозволено. Авторитарное г-во форма правления с неограниченным полновластием одного лица. Либеральное г-во формируется под влиянием либеральных идей, которые принижают его роль и значение. Личность ставится выше, принцип: разрешено все, что не запрещено. Демократическое создаются условия для реального участия граждан в решении гос. и общественных дел. Важные органы г-ва выборные и контролируются народом. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОС-В. Восточное г-во возникли в зонах поливного земледелия. Способ производства- азиатский, характеризуется: основа экономики- ирригационное земледелие; собственность на землю и ирригационные сооружения в руках г-ва; первичная ячейка общества- земледельческая община; сильная публичная власть. структура общества в форме пирамиды: (монарх, царь, фараоны)- приближенные- чиновники-(общинники, рабы). Рабство: в Китае носило семейно-патриархический характер; в Египте и Вавилоне - храмовый; в Индии - кастовая организация общества. В этих странах не было традиций классовой дифференциации. Функции восточного г-ва:1. организация общественных работ. 2.финансовая - взимание податей. 3.военная - оборона и захват территории. 4.подавл-е сопротив-ия общинников и рабов. Форма правления – деспотия. Рабовладельческое г-во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы (Др. Греция, Римская империя). Признаки: 1.экономический базис составляет собс-ть на землю,рабов орудия труда. 2.осн. классы- рабовладельцы и рабы. Т.ж. ремесленники, мелкие земледельцы были свободными.Функции г-ва: 1.внутренние - охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов; подавление сопротивления неимущих; общесоциальные- порядки, торговля. 2.внешние: оборона территории, захват чужих территорий, управление завоеванными землями, установление отношени с др.гос-вами. Гос. аппарат: важную роль играет армия, выполняющая внутренние и внешние функции; полиция, суды и административные органы. Форма правления - унитарная монархия и республики: демократические (Афины); аристократические (Спарта). Феодальное г-во возникло в результате гибели рабовладельческого. Некоторые народы минули рабовладение (Германия, Россия, Япония, Скандинавские страны). Феодальный тип г-ва имел место в Европе в средние века(5-15в.), в некоторых г-вах Ср. Азии и Африки вплоть до 20в. Экономическая основа- собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Существовали и др.соц.слои: городские ремесленники, торговые люди…кроме классов были и сословия – группы людей, отличавшихся друг от друга объемом закрепленных за ними в законе прав и обязанностей. Это бояре, дворяне, духовенство(Россия), ремесленники, купцы, крестьяне. Право открыто закрепляло сословное неравенство и привилегии. Феодальное г-во прошло ряд стадий:1.феодальная раздробленность;2.усиление централизации, установление представительной монархии, 3.абсолютная монархия. Форма правления - монархия, республиканская- в городах- республиках(Венеция, Генуя, Новгород, Псков). Буржуазное (капиталистическое)г-во Экономическая основа- частная капиталистическая собственность на средства производства. Все граждане равны перед законом. 2 класса: буржуазия и пролетариат. Несколько стадий:1. ранний период - большое число собственников, г-во не вмешивается в экономику. Экономическая жизнь определяли стихийный рынок и конкуренция. 2. монополистический капитализм (Со 2 половины 19в.) 3. современный этап с 30г.г.20в. кризис 1928-1929.до 30% экон. потенциала развитых стран превращается в госсобственность. образуются другие формы собственности: акционерная, кооперативная. Экономика приобретает смешанный характер. Средний класс - основной стабилизатор общественных отношений. Характерные черты современного капитализма: многообразие форм собственности, рыночный характер экономики, правовая регламентация, демократический политический режим, высокий уровень социальной защиты. Социалистическое г-во идеи о справедливом обществе и г-ве содержатся во многих мировых религиях. Мысли о социализме развивались социалистическими утопистами (Т.Мор, Кампанелла, Уинстенли, Бабеф, Сен- Симон, Фурье) Основы учения о социальном г-ве заложены в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Оно создается социальной революцией происходит слом буржуазного гос-ва и появляется новое. Первая форма- диктатура пролетариата, затем более демократическое - коммунистическое общественное самоуправление. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ Г-ВА: Парижская коммуна 1871(72 дня), СССР, Монголия, г-ва восточной Европы- ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, КНР, КНДР, Китай, Куба, Вьетнам = всего 15 соц.гос-в.1/3 человечества шла по соц. пути. Они рушатся в конце 80-х. характерные черты: преобладание госсобственности, правящая роль компартии, плановый характер экономики, значительный контроль над жизнью общества со стороны г-ва. Некоторые ученые выделяют г-во переходного типа, которое сочетает их черты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.012 с.) |