ТОП 10:

Источники (формы) права: понятие, виды.



Для того, чтобы регулировать общественные отношения, право должно получить внешние положения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются термином – источники права. В качестве синонима выступает понятие формы права.

Таким образом, источники (формы) права– это способы официального выражения и закрепления правовых форм, а также придания им общеобязательной юридической силы.

Однако, термин источник права, кроме внешнего выражения права, также обозначает:

1) Источники права в материальном смысле – объективные условия жизни общества, которые влияют на формирования права и необходимость правового регулирования.

2) Источники знания о праве (тексты законов прошлых эпох, источники, исторические хроники).

3) Источники права в идеологическом смысле (правосознание, идеи, доктрины).

В различных правовых системах существуют следующие источники права:

· Правовой обычай

· Нормативный правовой акт

· Юридический прецедент

· Нормативный договор

· Общие принципы права, идеи, доктрины

· Религиозный текст

Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права.

В РФ источниками права являются:

· Нормативные правовые акты

· Нормативные договоры

· Обычаи делового оборота как разновидность правового обычая

I. Правовой обычай – это исторически первая форма права.

Под правовым обычаем понимается правило поведения сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Ряд источников права представляли собой систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. По мере развития и укрепления государственной власти, сфера применения обычая сужается.

Государственное санкционирования обычая производится двумя способами:

1) Путем указания на возможность применения обычая в определенной ситуации в тексте нормативного правового акта (отсылка к обычаю), при этом часто правила поведения (сам обычай) в тексте нормативного правового акта не производится.

2) Использование обычаев в качестве нормативной основы судебного решения.

В том случае, если правила, обычаи полностью воспроизведены в тексте нормативного правового акта, это правило становится частью законодательства и перестает быть самостоятельным источником права.

В настоящее время велико значение обычая в развивающихся странах Азии и Африки.

Конвенция «О международной купле-продаже товара» 1980 г. признает обычай источником права (международного права).

В РФ источником права является обычай делового оборота.

ГК РФ устанавливает возможность применения делового оборота в том случае, если общественные отношении не урегулированы нормами нормативных правовых актов.

Обычай делового оборота – правило поведения не представленное законодательством, но сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательских отношений независимо от того, закреплено ли оно в каком-либо документе.

II. Нормативный правовой акт– выраженный в письменной форме юридический документ, принятый компетентным органом или на референдуме и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативно-правовые акты, как правило, являются систематизированными, т.е. регулируют определенный круг общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта:

1) Содержит общеобязательные правила поведения

2) Представляет собой письменный документ

3) Всегда применяется с соблюдением установленной процедуры

4) Принимается с соблюдением требований юридической техники

5) Является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой (иногда принимается и на референдуме)

Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновиности правовых актов – от актов применения права.

Акты применения права – индивидуальные решения по конкретному делу, спору (например, решение суда, которое выносится в отношении конкретных лиц).

Акты применения права и правовые акты имеют общую юридическую природу, содержат государственно значимые предписания, но у актов применения права эти предписания носят индивидуальный характер по субъектам и по содержанию.

Виды нормативных правовых актов:

1) Законы

2) Подзаконные нормативные правовые акты

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или на референдуме регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) Принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума. В РФ закон принимается государственной думой, одобряется советом федерации, подписывается президентом и вступает в силу после его официального обнародования.

2) Закону присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права.

3) Принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

4) Регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные отношения и устанавливает основные начала правового регулирования

5) В нем выражается государственная воля, которая формируется исходя из интересов общества в целом

6) Исключительно нормативен, т.е. содержит общеобязательные правила поведения, а не индивидуально властные предписания.

В РФ законы делятся на:

· Обыкновенные

· Конституционные

В иерархии закона конституционные законы стоят выше обыкновенного.

Конституционные:

1) Конституция

2) Законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции

3) Законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией РФ.

Ст. 108 Конституции РФ устанавливает, что ФКЗ принимаются по вопросам предусмотренным Конституцией РФ.

Так ст.118 устанавливает, что судебная система РФ устанавливается Конституцией и ФКЗ.

В целом, Конституция предусматривает издание 14 конституционных законов.

Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы процедуру принятия. Для их принятия необходимо непростое, а квалифицированное большинство депутатских голосов.

Обыкновенные законы:

· Кодификационные

· Текущие

В федеративном государстве законы:

· федеральные

· законы субъектов РФ

Субъекты федерации могут принимать законы только по тем вопросам, которые отнесены к Конституции РФ, к совместному ведению РФ и в субъектах или к ведению исключительно субъектов.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются во исполнении закона и для развития и конкретизации положения закона.

Подзаконные акты не должны противоречить закону.

В РФ действует следующая система подзаконных нормативных правовых актов:

1) указы президента РФ

2) постановления РФ

3) нормативные акты органов исполнительной власти (распоряжение министерств, служб, агентств)

На уровне субъектов также могут приниматься нормативные акты органов исполнительной власти, кроме того органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Особой разновидностью нормативных правовых актов являются локальные акты, действующие только в пределах конкретной организации, учреждения, предприятия.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты в силу высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений признаны развивать и конкретизировать положения закона полностью соответствуя нормам закона.

III. Юридический прецедент – решение судебного или административного органа, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

В сфере управленческой деятельности источником права может быть:

· административный прецедент, т.е. решение выше стоящего должностного лица, которое берется за основу при вынесении решений по аналогичным делам

· судебный прецедент – судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, США, Канада).

В этих странах публикуются судебные отсчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

В Англии действую следующие правила судебного прецедента:

1. решения, вынесенные палатой лордов (вышестоящая судебная инстанция ) обязательны для всех судов

2. решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов

В США правила прецедента не действуют так жестко в силу особенностей федеративного устройства:

1. Верховный Суд США и Верховные Суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменить свою практику

2. Штаты не зависимы и правила прецедента относятся к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

В странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в России судебное решение играет важную роль, но не является источником права. Однако в целях единообразного применения и толкования права норм права высшие судебные инстанции России такие как Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд выносят постановление о практике применения отдельных норм права. Такие постановления являются нормативными правовыми актами отдельными источниками, но являются обязательными для всех нижестоящих судов.

IV. Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, содержащие нормы права.

Нормативный договор необходимо отличать от правового договора как индивидуального юридического акта, который устанавливает права и обязанности конкретных субъектов, например, договор купли-продажи в ГП устанавливает правила поведения только для сторон договора, не является источником права.

Нормативным является лишь тот договор, который устанвливает общеобязательные правила поведения.

К числу нормативных договоров относятся:

· международный длоговор

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, междунаордные договоры ратифицированы РФ, обладают юридической силой, т.е. стоят над всеми законами внутри государства.

· Кроме того, в РФ в качестве нормативного договора выступает коллегиальный договор в ТП

· Федеральный договор также является видом нормативного договора

V. Идеи, доктрины и общие принципы права.

В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, т.е. исходные начала , на которых строятся законодательства.

Например, юристы стран континентального общего права при отсутствии законодательной нормы обязательного прецедента или обычая ссылаются на принципы справедливости, доброй совести и социальной направленности права.

Например, ГК Греции запрещает осуществление какого-либо права, если оно превышает пределы, установленные доброй совестью или социальной и экономической целью права.

ГК РФ запрещает злоупотребление права, т.е. использование правомочий с целью причинить вред другому лицу, а также злоупотребление права в иных формах. Указание на возможность ссылаться на принципы права при решении дела установлено и в ГК Испании, который среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Общие принципы права отнесены к числу источников международного права ст. 38 Статута международного суда: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Роль правовой доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии, толкования законов.

Правовая доктрина, т.е. мнения ведущих ученых и юристов не являются источником права.

В наше время известны случаи, когда доктрина воспринимается как источник права. Так в англосаксонских странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

VI. Религиозные тексты являются источником права в странах мусульманского права.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.012 с.)