ТОП 10:

Правотворчество: понятие, виды, стадии.



Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой – формирование правовых норм, их изменение, отмена и их дополнение.

В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание единой внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующей общественные отношения.

Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования.

Начальная ступень правообразования – возникновение потребностей в праворегулировании каких-либо отношений.

Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности и представляет собой процесс создания закона, как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Можно выделить 2 основных способа правотворчества:

· Санкционирование государством норм, которые сложились и реально существуют в виде фактического обычая (создание правового обычая).

· Прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в источниках права.

Можно выделить 2 основных вида правотворчества:

· правотворчество государственных органов

· непосредственное правотворчество народа

Принципы правотворчества:

1. Демократизм.

Предполагает активное участие представителей различных слоев общества и ветвей власти в правотворческой деятельности.

Законопроекты должны широко обсуждаться не только депутатами, но и учеными, юристами-практиками, населением.

2. Законность и конституционность.

Нормативные акты должны применять в строго в пределах компетенции отдельного органа и соответствовать актам высшей юридической силы.

3. Гуманизм.

Выражается в направленности издаваемых актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их потребностей.

Человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научных характер правотворчества.

При подготовке нормативных актов должны учитываться достижения юридической и других наук.

В подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные специалисты в соответствующих отраслях науки, ученые юристы.

5. Профессионализм.

Предлагает обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов-практиков на всех стадиях правотворческого процесса.

6. Тщательность подготовки проектов.

Необходимо максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических исследований, заключения экспертов.

7. Техническое совершенство принимаемых актов.

Предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и практикой способов и приемов подготовки текстов нормативных правовых актов, правил законодательной техники.

Стадии правотворческого процесса (законодательства):

1. Правовая инициатива – управомоченные лица выступают с предложением принять источник права (нормативный правовой акт).

2. Обсуждение проекта.

Осуществляется самим правотворческим органом, может выносится на всенародное обсуждение и на обсуждение экспертов.

3. Принятие и утверждение проекта компетентным органом.

4. Обнародование правотворческого решения.

В РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приведенная выше классификация стадий относится к законодательному процессу, а подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре.

Субъекты право законодательной инициативы РФ в соответствии со статьей 1 Конституции РФ, право внесения проектов на рассмотрение государственной Думе обладают:

· Президент РФ

· Совет Федерации

· Члены Совета Федерации

· Депутаты Государственной Думы

· Правительство РФ

· Законодательные органы субъектов РФ.

Право законодательной инициативы также принадлежит конституционному, верховному и высшему арбитражному суду по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в государственную Думу:

· проектов новых ФКЗ и ФЗ

· проектов о внесении изменений в действующие ФКАЗ и ФЗ. либо о признании этих законов утратившими свою силу.

При внесении законопроекта в государственную Думу субъект правозаконодательной инициативы также вносит:

1. пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет законодательного регулирования и основную концепцию предлагаемого законопроекта;

2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта правозаконодательной инициативы, внесшего законопроект;

3. перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием данного законопроекта;

4. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого требует материальных затрат) и др.

Рассмотрение законопроекта государственной Думой осуществляется в 3 чтениях, если иное не будет установлено регламентом государственной Думой.

Обсуждение законопроекта осуществляется с обоснования представителями субъектов правозаконодательной инициативы, необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ вы сказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.

В случае если законопроект не может быть рассмотрен государственной Думой по причине отсутствия на заседании государственной Думы субъектов правозаконодательной или его представителя, рассмотрение законопроекта переносится на другое заседание.

1 чтение.

В время 1 чтения обсуждается основная идея законопроекта без детального обсуждения конкретных норм, заслушиваются предложения и замечания депутатов уполномоченного представителя Президента. правительства, представителей законодательных органов, субъектов РФ и других приглашенных лиц.

При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы из средств федерального бюджета в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ.

По результатам обсуждения 1 чтения государственная Дума может принять законопроект в 1 чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний либо отклонить законопроект.

Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением государственной Думы.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Альтернативные законопроекты рассматриваются государственной Думой в 1 чтении совместно с использованием рейтингового голосования.

Принятым считается законопроект, набравший наибольшее число голосов.

При принятии законно проекта при 1 чтении государственная Дума устанавливает срок предоставления поправок к законопроекту (не может быть менее 15 дней, а по вопросам совместного ведения в РФ и субъектов менее 30 дней).

В случае принятия законопроекта на 1 чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии законопроекта в окончательной чтении, исключая процедуры 2 и 3 чтений, но только при наличии заключения правового управления аппарата государственной Думы, а также результатов правовой юридико-технической и лингвистической экспертиз.

Поправки к законопроекту принятого в 1 чтении вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакций статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки.

По поручению ответственного комитета правовое управление аппарата государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизы и подготавливает заключение.

Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормами современного русского литературного языка с учетом особенностей русского языка нормативных правовых актов и даче регламентации по устранению грамматических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

2 чтение.

В начале 2 чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета.

Докладчик сообщает об итогах законопроекта в ответственном комитете о поступивших поправках и о результате их рассмотрения.

Далее на голосование выносится таблица поправок.

Если государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета о принятии таблицы поправок председательствующий ставит на голосование отдельную из каждой поправки.

При окончании голосования каждой поправки председательствующий ставит предложение о принятии законопроекта во 2 чтении на голосование.

Если по итогам голосования о принятии законопроекта во 2 чтении не набрало необходимого числа голосов, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

В случае отклонения законопроекта повторно рассмотренного проекта во 2 чтении дальнейшему рассмотрению не подлежит.

По предложению депутатов государственной Думы в день принятия законопроекта во 2 чтении может быть проведено голосование о принятии законопроекта в целом, минуя 3 чтение.

Принятого законопроекта во 2 чтении направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий и для редакционной правки необходимых в связи с изменением внесенными в текст законопроекта при его рассмотрении во 2 чтении.

3 чтение.

По завершению этой работы законопроект выносится на 3 чтение.

На 3 чтении принимается окончательная редакция законопроекта.

Законопроект, принятый на 3 чтении уже именуется законом.

 

Принятый государственной Думой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.

ФЗ считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Необходимо иметь ввиду, что ст.106 Конституции РФ устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые государсвтенной Думой ФЗ по вопросам:

· федерального бюджета

· федеральных налогов и сборов

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии (выпуск денег)

· ратификация и денонсации международных договоров РФ (одобрение; выход их договора)

· статуса и защиты государственных границ

· войны и мира.

В случае отклонения ФЗ Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Думой.

В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов государственной Думы.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

Президент в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародывает его.

Если Президент отклоняет закон, то государственная Дума и Совет Федерации имею право вновь рассмотреть данный закон.

Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней (преодоление вето Президента).

Вышеуказанные положение касаются ФЗ.

ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ от общего числа депутатов государственной Думы.

Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ.

Таким образом, Президент не наделен правом вето в отношении ФКЗ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.008 с.)