Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правотворчество: понятие, виды, стадии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой – формирование правовых норм, их изменение, отмена и их дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание единой внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующей общественные отношения. Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Начальная ступень правообразования – возникновение потребностей в праворегулировании каких-либо отношений. Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности и представляет собой процесс создания закона, как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Можно выделить 2 основных способа правотворчества: · Санкционирование государством норм, которые сложились и реально существуют в виде фактического обычая (создание правового обычая). · Прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в источниках права. Можно выделить 2 основных вида правотворчества: · правотворчество государственных органов · непосредственное правотворчество народа Принципы правотворчества: 1. Демократизм. Предполагает активное участие представителей различных слоев общества и ветвей власти в правотворческой деятельности. Законопроекты должны широко обсуждаться не только депутатами, но и учеными, юристами-практиками, населением. 2. Законность и конституционность. Нормативные акты должны применять в строго в пределах компетенции отдельного органа и соответствовать актам высшей юридической силы. 3. Гуманизм. Выражается в направленности издаваемых актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их потребностей. Человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности. 4. Научных характер правотворчества. При подготовке нормативных актов должны учитываться достижения юридической и других наук. В подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные специалисты в соответствующих отраслях науки, ученые юристы. 5. Профессионализм. Предлагает обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов-практиков на всех стадиях правотворческого процесса. 6. Тщательность подготовки проектов. Необходимо максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических исследований, заключения экспертов. 7. Техническое совершенство принимаемых актов. Предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и практикой способов и приемов подготовки текстов нормативных правовых актов, правил законодательной техники. Стадии правотворческого процесса (законодательства): 1. Правовая инициатива – управомоченные лица выступают с предложением принять источник права (нормативный правовой акт). 2. Обсуждение проекта. Осуществляется самим правотворческим органом, может выносится на всенародное обсуждение и на обсуждение экспертов. 3. Принятие и утверждение проекта компетентным органом. 4. Обнародование правотворческого решения. В РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Приведенная выше классификация стадий относится к законодательному процессу, а подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. Субъекты право законодательной инициативы РФ в соответствии со статьей 1 Конституции РФ, право внесения проектов на рассмотрение государственной Думе обладают: · Президент РФ · Совет Федерации · Члены Совета Федерации · Депутаты Государственной Думы · Правительство РФ · Законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы также принадлежит конституционному, верховному и высшему арбитражному суду по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в государственную Думу: · проектов новых ФКЗ и ФЗ · проектов о внесении изменений в действующие ФКАЗ и ФЗ. либо о признании этих законов утратившими свою силу. При внесении законопроекта в государственную Думу субъект правозаконодательной инициативы также вносит: 1. пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет законодательного регулирования и основную концепцию предлагаемого законопроекта; 2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта правозаконодательной инициативы, внесшего законопроект; 3. перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием данного законопроекта; 4. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого требует материальных затрат) и др. Рассмотрение законопроекта государственной Думой осуществляется в 3 чтениях, если иное не будет установлено регламентом государственной Думой. Обсуждение законопроекта осуществляется с обоснования представителями субъектов правозаконодательной инициативы, необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ вы сказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В случае если законопроект не может быть рассмотрен государственной Думой по причине отсутствия на заседании государственной Думы субъектов правозаконодательной или его представителя, рассмотрение законопроекта переносится на другое заседание. 1 чтение. В время 1 чтения обсуждается основная идея законопроекта без детального обсуждения конкретных норм, заслушиваются предложения и замечания депутатов уполномоченного представителя Президента. правительства, представителей законодательных органов, субъектов РФ и других приглашенных лиц. При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы из средств федерального бюджета в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ. По результатам обсуждения 1 чтения государственная Дума может принять законопроект в 1 чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний либо отклонить законопроект. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Альтернативные законопроекты рассматриваются государственной Думой в 1 чтении совместно с использованием рейтингового голосования. Принятым считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. При принятии законно проекта при 1 чтении государственная Дума устанавливает срок предоставления поправок к законопроекту (не может быть менее 15 дней, а по вопросам совместного ведения в РФ и субъектов менее 30 дней). В случае принятия законопроекта на 1 чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии законопроекта в окончательной чтении, исключая процедуры 2 и 3 чтений, но только при наличии заключения правового управления аппарата государственной Думы, а также результатов правовой юридико-технической и лингвистической экспертиз. Поправки к законопроекту принятого в 1 чтении вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакций статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. По поручению ответственного комитета правовое управление аппарата государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизы и подготавливает заключение. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормами современного русского литературного языка с учетом особенностей русского языка нормативных правовых актов и даче регламентации по устранению грамматических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов. 2 чтение. В начале 2 чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах законопроекта в ответственном комитете о поступивших поправках и о результате их рассмотрения. Далее на голосование выносится таблица поправок. Если государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета о принятии таблицы поправок председательствующий ставит на голосование отдельную из каждой поправки. При окончании голосования каждой поправки председательствующий ставит предложение о принятии законопроекта во 2 чтении на голосование. Если по итогам голосования о принятии законопроекта во 2 чтении не набрало необходимого числа голосов, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. В случае отклонения законопроекта повторно рассмотренного проекта во 2 чтении дальнейшему рассмотрению не подлежит. По предложению депутатов государственной Думы в день принятия законопроекта во 2 чтении может быть проведено голосование о принятии законопроекта в целом, минуя 3 чтение. Принятого законопроекта во 2 чтении направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий и для редакционной правки необходимых в связи с изменением внесенными в текст законопроекта при его рассмотрении во 2 чтении. 3 чтение. По завершению этой работы законопроект выносится на 3 чтение. На 3 чтении принимается окончательная редакция законопроекта. Законопроект, принятый на 3 чтении уже именуется законом.
Принятый государственной Думой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Необходимо иметь ввиду, что ст.106 Конституции РФ устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые государсвтенной Думой ФЗ по вопросам: · федерального бюджета · федеральных налогов и сборов · финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии (выпуск денег) · ратификация и денонсации международных договоров РФ (одобрение; выход их договора) · статуса и защиты государственных границ · войны и мира. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Думой. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов государственной Думы. Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародывает его. Если Президент отклоняет закон, то государственная Дума и Совет Федерации имею право вновь рассмотреть данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней (преодоление вето Президента). Вышеуказанные положение касаются ФЗ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ от общего числа депутатов государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ. Таким образом, Президент не наделен правом вето в отношении ФКЗ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.012 с.) |