ТОП 10:

Форма государственного устройства, виды.



Это территориальная организация государственной власти, представляет собой внутреннее деление государства на составные части.

Основные функции государственного устройства:

· Унитарное государство

· Федеральное государство

Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.

В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая Конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются относительно самостоятельными государственными образованиями.

Федеральные государства образуются на основе федеративного договора или Конституции.

Федерация:

· Симметричная

· Асимметричная

В симметричной федерации наделены одинаково конституционно правовым положением.

В литературе выделяют такое государственное устройство как конфедерация.

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.), при котором государства образующие конфедерацию, сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия.

Для координации совместных действий государства – смены конфедерации, создают объединенные органы, которые функционируют для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации присущи Европейскому союзу, СНГ.

Форма государственного правления, виды.

Форма правления – это способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом и с населением.

Выделяют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления при которой государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который как правило занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформированная как политическое учреждение в период средневековья.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена, в его руках находятся все три ветви власти.

В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в конституционную.

На современном этапе развития государства выделяют 2 вида конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная.

При дуалистической монархии имеет место формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом.

При такой форме преобладание остаётся за монархом.

Дуалистическая монархия является исторически-переходной формой от абсолютной к парламентарной.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными.

Монарх наделён исполнительной властью. Который может осуществлять непосредственно или через назначаемое правительство.

Официально правительство несёт двойную ответственность (перед монархом и парламентом). Но фактически подчинено монарху. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Главным рычагом парламента является право устанавливать бюджет государства.

Судебная власть принадлежит монарху.

Переходим к парламентарной монархии.

Отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничивает во всех сферах осуществления государственной деятельности.

Законодательная власть – парламент.

Исполнительная власть принадлежит правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Правительство формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в парламенте. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест становится главой правительства.

Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом, который в силу сложившейся политической практики не отказывается в подписании.

В парламентарной монархии дуализма не существует, поскольку власть монарха ограничена во всех сферах.

Юридически за монархом сохраняется право назначать главу правительства, но делает он это только в соответствии с пожеланиями партии, получившая большинство голосов в парламенте.

Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительство монарха, но не министры не правительство не несут ответственности перед монархом.

В отличие от дуалистической монархии в парламентарной центральное место занимает правительство, формируемое парламентом.

Все юридические акты, исходящие от монарха обязательно подписываются министрами и ответственность несёт только правительство , что находит своё отражение в известной формуле «монарх не может поступать не правильно».

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемых на определенный срок и несут ответственность перед избирателями.

Республики: парламентарная и президентская.

Они различаются в зависимости от того, какой из органов верховной власти формирует правительство направляет его на работу и перед кем правительство несёт свою ответственность.

Признаки парламентарной республики:

· верховенство парламента

· ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом

· формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партии. Получивших большинство голосов в парламенте

Кроме того, в парламентарной республике глава государства может избираться либо самим парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом.

Признаки президентской республики:

· соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства

· правительство не несёт ответственности перед парламентом (только перед президентом)

· внепарламентский метод избрания президента и правительства

Существуют смешанные республики(полупрезидентские, президентско-парламентские), в которых парламент и президент в той или иной мере делит свой контроль и ответственность по отношению к правительству.

Понятие политического режима и его формы.

Политический режим – совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Если это методы осуждения, согласования, законности, парламентаризма, то речь идет о демократическом режиме.

Признаки Демократического режима:

1. Государственный аппарат под контролем населения

2. Существование ряда политических партий

3. Признаются и гарантируются основные права и свободы человека

4. Осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения

5. Выборность и сменяемость органов власти

6. Официальное признание принципа законности и принципа разделения властей

Признаки антидемократического режима:

1. Игнорируются права и свободы человека

2. Управление осуществляется в основном методом подавления и насилия

При авторитарном антидемократическом режиме :

1. Преобладают методы принуждения, но при это сохраняются некоторые черты либерализма

2. Институт выборности, сохраняется до большей степени как формальность

3. Принцип разделения властей сохраняется: доминирует (в искаженном виде) власть президента и исполнительной власти.

4. Переизбрание главы государства неограниченно

При тоталитарном антидемократическом режиме:

1. Властные функции основаны на методах физического, психического и идеологического принуждения

2. Существуют слитые партийные государсвтенные органы

3. Разделение властей отсутствует







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)