ТОП 10:

Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц, принцип экстерриториальности.



К территории государства относятся:

1) Суша, в том числе недры и континентальный шельф

2) Территориальные воды

3) Воздушное пространство

4) Морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства

По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключения, а гражданские морские, воздушные суда только в водах и в воздушном пространстве своего государства, в открытом море и в воздушном пространстве.

5) Посольство того государства, которое оно представляет (юридическая фикция)

Действия нормативных правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством. По общему правилу все граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, а также юридические лица, находящиеся на территории государтсва, попадают под сферу действия законодательства государства, в котором они прибывают.

Юридическая наука выработала принцип экстерриториальности – это юридическая фикция, согласно которой, определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий, их транспортного средства), а также сами дипломатические представители считаются находящимися на территории государства, чье посольство размещено в здании и чьими представителями они являются.

Обратная сила закона.

Вопрос о действии нормативного правового акта во времени нужно рассматривать, учитывая обстоятельства:

1) По общему правилу нормативные правовые акты не имеют обратной силы, т.е. действуют только на те отношения, которые возникают после вступления акта в силу.

Однако в нормативных правовых актах в некоторых случаях может быть установлено, что в нормах данного акта распространяются на отношения до вступления его в силу.

Конституция РФ устанавливает, что уголовный закон, вводящий новый вид преступления или иным образом отягощающих положение лиц не может иметь обратной силы.

Нормы уголовного законодательства, смягчающие, улучшающие положения лиц имеют обратную силу

Право в системе иных социальных норм.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которая в совокупности оказывает регулирующее воздействие на развитие общественных отношений.

Эти нормы обеспечивают гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями развития.

В процессе исторического развития отмирают одни нормы и возникают нормы.

Таким образом, социальные нормы – это правила поведения, регулирующие жизнь общества.

Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть следующие общие черты:

· все они регулируют общественные отношения;

· они определяют границы должного и возможного поведения;

· преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений;

· возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей;

· эти нормы соответствуют типу культуру и характеру социальной организации общества.

Однако только правовые нормы обладают признаком общеобязательности и обеспечиваются государственных принуждением. Другие социальные норм охраняются силой внутреннего убеждения и возможностью общественного порицания при их нарушении.

 

Соотношение права, морали и религии

В литературе по этике мораль определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

 

Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

 

Различия: 1. Мораль формируется ранее права,

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система.

Мораль же в этом смысле разнородна.

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге.

4.Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права.

7.Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали.

 

Договорная теория права.

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

 

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

= сделан шаг к созданию гражданского общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

 

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.008 с.)