Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория вероятностей и элементы математической статистики↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Институты: все. Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки: 080000 –Экономика и управление 140000 – Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 150000 – Металлургия, машиностроение и материалообработка 190000 – Транспортные средства 200000 – Приборостроение и оптотехника 210000 – Электронная техника, радиотехника и связь 220000 – Автоматика и управление 230100 – Информатика и вычислительная техника 240000 – Химическая и биотехнологии. Направления подготовки высшего профессионального образования: 261000 – Технология художественной обработки материалов 280200 – Защита окружающей среды Санкт-Петербург Издательство СЗТУ УДК 519.2.06(07)
Математика. Часть 2. Теория вероятностей и элементы математической статистики: учебно-методический комплекс / сост. В.С. Ходоровская. - СПб.: Изд - во CЗТУ, 2008. – с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Дисциплина предусматривает изучение понятий и варианты расчета вероятностей случайных событий, случайных величин и их характеристик, рассматриваются элементы математической статистики и варианты проверки различных гипотез, выдвигаемых при работе со случайными величинами. Приводятся теоретические основы и разбираются варианты решения задач, формулируются тестовые вопросы к рассматриваемым темам. Рассмотрено на заседании кафедры информатики и прикладной математики 22 декабря 2008 г., одобрено методической комиссией факультета общепрофессиональной подготовки 22 декабря 2008 г.
ã Ходоровская В.С., Бессонова Т.Д., Ткаченко Г.Г., Шабаева М.Б., 2009 1. Информация о дисциплине Содержание курса «Теория вероятностей и элементы математической статистики» определяется государственным стандартом, рабочей программой и тематическим планом. Данная дисциплина изучается студентами на 2-м или 3 курсе в течение семестра. Программа курса включает изучение трех основных теоретических разделов: 1) случайные события; частота и вероятность; основные формулы для вычисления вероятностей, 2) случайные величины; числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин; нормальный закон распределении, 3) элементы математической статистики, генеральная совокупность и выборка; оценки параметров; корреляция и регрессия, содержание которых представлено в виде структурно-логической схемы на рис. 2.1. Кроме того, включен раздел с указаниями по выполнению лабораторных работ и раздел с методическими указаниями по выполнению контрольной работы. Изучение курса заканчивается выполнением контрольной работы, ответом на вопросы тестов и сдачей экзамена. 1.1. Предисловие Учебно-методический комплекс Математика ч.2 “Теория вероятностей и элементы математической статистики” предназначен для всех форм обучения студентов всех специальностей подготовки высшего профессионального образования. Программой курса предусматривается изучение случайных событий и случайных величин, приводятся формулы, позволяющие производить расчет вероятностей различных случайных событий, находить характеристики случайных величин и определять их законы распределения, рассматриваются элементы математической статистики. Данная дисциплина изучается студентами в течение одного семестра. Рабочая программа включает изучение разделов по темам: «Случайные события», “ Случайные величины“, “Элементы математической статистики“. План практических занятий предусматривает изучение тем: 1. Случайные события, частота и вероятность. Классическое определение вероятности. Условные вероятности. 2. Основные формулы для вычисления вероятностей: схема Бернулли, полной вероятности и Байеса. 3. Случайные величины. Числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин. В план выполнения лабораторных работ входят темы: 1. Генеральная совокупность и выборка. Обработка выборочных данных. Точечные и интервальные оценки параметров. Построение гистограмм. 2. Моделирование дискретных случайных величин методом жребия. 3. Проверка гипотез по критерию Пирсона. Корреляция и регрессия. Контроль знаний студента осуществляется по результатам выполнения контрольной работы, тестирования и заканчивается сдачей экзамена. Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и навыков решения задач, связанных с расчетом вероятностей и числовых характеристик случайных величин и случайных событий. Задачи изучения дисциплины -правильное понимание основных положений и формул для расчета вероятностей различных событий. Иметь представление о свойствах вероятности. Знать основные определения и формулы для расчета. Уметь правильно использовать расчетную формулу для конкретно решаемой задачи. Владеть методикой расчета определения вероятности правильной работы прибора или устройства. Место дисциплины. Математика ч. 2 - в учебном процессе тесно связана с курсом Математика ч. 1, курсом Информатика и является базовой основой для различных курсов, в которых необходимо производить обработку статистических данных и делать оценки величин при выполнении дипломных проектов.
1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы Теория вероятностей и математическая статистика: случайные события, частота и вероятность, основные формулы для вычисления вероятностей; случайные величины, числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин, нормальный закон распределении; генеральная совокупность и выборка; оценки параметров; корреляция и регрессия. Объем дисциплины и виды учебной работы
Перечень видов практических занятий и контроля: - тест (общий по дисциплине); - одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения); - практические занятия – 4 часа (для очной и заочной форм обучения), - 8 часов (для очно-заочной формы обучения); -лабораторные работы – 20 часов (для очной формы), 12 часов (для очно-заочной) и 10 часов (для заочной формы обучения); - экзамен.
Рабочие учебные материалы 2.1. Рабочая программа (объем 150 часов) Введение [1], с. 5; [2], с. 3-5 Теория вероятностей и математическая статистика – неразрывно связанные науки, изучающие закономерности случайных явлений. Математическая статистика – наука, которая разрабатывает методы обработки и анализа результатов наблюдений и опытов на основе теоретико-вероятностных понятий и методов для того, чтобы получить некоторые научные и практические выводы. Необходимость обрабатывать большие объемы опытных и статистических данных возникает в технике, экономике, медицине, финансах и т.д. Появляются задачи, для решения которых требуются вероятностно-статистические методы. К таким задачам можно отнести, например, задачи упорядочения результатов измерения, выборочного контроля качества, исследование надежности работы сложных систем. Предметом изучения теории вероятностей служат случайные события и случайные величины, над которыми производятся многократные наблюдения, в результате чего делаются выводы и обобщения о числовых характеристиках, определяется закон распределения. Статистика достаточно древняя наука. Математической наукой она признана после того, как стала строиться на базе теории вероятностей. Одна из главных задач статистических методов заключается в рассмотрении выборки из генеральной совокупности, по которой производится оценка параметров, коэффициентов корреляции и регрессии. Раздел 1. Случайные события (50 часов) 1.1. Понятие случайного события (10 часов) [1], с. 6…13 Случайные события. Пространство элементарных событий. Алгебра событий. Аксиомы вероятностей и следствия из них.
1.2. Вероятности случайных событий (10 часов) [1], с. 14…22 Частота и вероятность события и свойства. Классическое определение вероятности. Геометрическое определение вероятности. Вероятность суммы событий. 1.3. Основные формулы для вычисления вероятностей. (30 часов). [1], с. 23…31 Независимость событий. Проведение независимых испытаний по схеме Бернулли. Условная вероятность. Вероятность произведения событий. Формула полной вероятности. Формула Байеса.
Раздел 2. Случайные величины (60 часов) 2.1. Описание случайных величин (20 часов) [1], с. 32…41 Определение случайной величины. Дискретные и непрерывные случайные величины. Ряд распределения и функция распределения случайной величины. Плотность вероятности случайной величины. Свойства функции распределения и плотности вероятности. 2.2. Числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин (40 часов) [1], с. 59…83 Вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной и непрерывной случайных величин. Законы распределения: биномиальный, пуассоновский, закон равномерной плотности, нормальный закон распределения (закон Гаусса). Раздел 3. Элементы математической статистики (40 часов) 3.1. Основные определения (6 час) [2], с. 6…15 Генеральная совокупность и выборка. Оценка параметров. Получение экспериментальных характеристик случайной величины. Понятие статистической гипотезы. 3.2. Систематизация выборки (14часов) [2], с.16…29 Вариационный ряд, статистическая вероятность события. Эмпирическая функция распределения, гистограмма частот. Получение опытных значений математического ожидания и дисперсии случайной величины.
3.3. Точечные оценки параметров распределения (10 час). [2], с. 24…32 Смещенная, несмещенная, состоятельная оценки параметров. Точечные оценки математического ожидания и дисперсии.
3.4. Интервальные оценки (10 часов) [3], гл.16, с.126…138 Доверительная вероятность, доверительный интервал, построение интервальных оценок, корреляция и регрессия. Основные статистические законы распределения.
Заключение. В результате изучения указанных материалов студент может выполнить задания, включенные в контрольную работу, ответить на вопросы проверочных тестов и сдать экзамен по данному курсу.
2.2. Тематический план занятий Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения
Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения
Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения
2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
Рис. 2.1
Рис. 2.1
2.4. Временной график изучения дисциплины
(для студентов заочной формы обучения с использованием ДОТ)
2.5. Практический блок
Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
Практические занятия (заочная формы обучения)
Практические занятия (очная форма обучения)
Лабораторные работы (очно-заочная форма обучения)
Лабораторные работы (очная форма обучения)
Лабораторные работы (заочная форма обучения)
Балльно-рейтинговая система Изучение дисциплины проводится в течение одного семестра, и состоит из усвоения 3-х теоретических разделов, выполнения 2-х лабораторных работ на ПК и одной контрольной работы. В каждом разделе приводятся вопросы тестов текущего контроля, ответы на которые не оцениваются, но являются репетицией сдачи контрольных тестов, для подготовки к которым предлагается пройти тренировочный тест, по репетиционным вопросам, приводимым в блоке 6. За каждый вид самостоятельной работы начисляется определенное число баллов: - за правильный ответ на вопрос тренировочного теста – 2 балла; - за правильно выполненную лабораторную работу – 10 баллов; - за правильно выполненную контрольную работу – 26 баллов. При успешной работе студент может получить максимум 100 баллов. Для получения допуска к экзамену нужно набрать более двух третей от этой суммы (т.е. не менее 67 баллов).
3. Информационные ресурсы дисциплины Библиографический список Основной: 1. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей / Е.С. Вентцель. - М.: Academia, 2003. 2. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. - М.: Высш. шк., 2004. 3. Ткаченко, Г.Г. Теория вероятностей: учебное пособие / Г.Г.Ткаченко. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. 4. Шабаева, М.Б. Вычислительная математика. Элементы математической статистики / М.Б. Шабаева. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2004. Дополнительный: 5. Чистяков, В.П. Курс теории вероятностей / В.П. Чистяков, - СПб.: Лань, 2003. 6. Вентцель, Е.С. Теория вероятностейи ее инженерные приложения / Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. - М.: Наука, 1988. 7. Гмурман, В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике / В.Е. Гмурман. - М.: Высш. шк., 1979.
3.2. Опорный конспект по курсу “ Математика ч.2. Теория вероятностей и элементы математической статистики” ВВЕДЕНИЕ
Теория вероятностей – это математическая наука, изучающая закономерности в случайных явлениях. Случайные явления – это такие явления, которые при неоднократном воспроизведении одного и того же опыта с соблюдением некоторого комплекса условий протекают по-разному, что ведет к различным результатам опыта. Примеры случайных явлений можно наблюдать во многих областях науки и техники. Теория вероятностей основывается на построении математических моделей случайных явлений, изучении свойств моделей и применяется в задачах, которые требуют определения и расчета вероятностей отдельных испытаний или серии опытов, а также для определения надежности или устойчивости работы устройств, приборов или систем обслуживания. Настоящий «Опорный конспект» содержит теоретические основы дисциплины Математика ч. 2. Теория вероятностей и элементы математической статистики, состоит из 3-х разделов, включает варианты решения различных задач, прилагаются вопросы для самопроверки и тестовые вопросы.
Раздел 1. СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ
Данный раздел курса Теория вероятностей и элементы математической статистики содержит краткое изложение теоретического материала для изучения понятия случайного события, классификации событий. Кроме того, приводится классическое и геометрическое определение вероятности, сформулированы аксиомы о вероятностях и следствия из них. Рассматриваются несовместные и независимые события и приводятся формулы, по которым можно вычислить вероятность суммы и произведения различных событий, а также формула для вычисления вероятности по схеме Бернулли, формула полной вероятности и формула Байеса. Каждое понятие или приводимая формула обязательно поясняется примером, решение которого позволяет увидеть, в каких случаях следует использовать конкретную формулу, что в большой степени определяется формулировкой поставленной задачи. Изучив материал раздела, студент может проверить свои знания по вопросам для самопроверки, которые даются в конце каждой темы, а также разобрать репетиционный тест № 1, приведенный в Блоке контроля освоения дисциплины. После того, как эта часть работы проделана, студент может приступить к выполнению задачи № 1 из методических указаний по выполнению контрольной работы по вычислительной математике, основам теории вероятностей и элементам математической статистики [ 8 ]. Понятие случайного события Сведения из теории множеств Понятие множества относится к фундаментальным понятиям математики. Под множеством понимают некоторую совокупность объектов, называемых элементами множества. Для задания множества можно или перечислить все элементы, в него входящие, или определить свойства, которыми они обладают. Множества обозначают прописными буквами A, B, …, а их элементы – строчными буквами a, b, … и заключают в фигурные скобки. Пример 1.1. Обозначим A - множество положительных целых чисел, меньших 6 A = { 1,2,3,4,5}. Пример 1.2. Обозначим B – множество всех действительных чисел B = { x: }. Пример 1.3. Обозначим C множество всех жителей некоторого города, которые старше 90 лет. Если x обозначает возраст жителя этого города, то все элементы множества C можно определить C= { x: x> 90}. Выражение " элемент a принадлежит множеству A " будем символически записывать a A, а запись a A будет означать " элемент a не принадлежит множеству A". Множества, состоящие из конечного числа элементов, называют конечными, в противном случае – бесконечными. В примерах 1.1 и 1.3 определены конечные множества, а примером бесконечного множества является множество из примера 1.2. Символом Ø будем обозначать множество, не содержащее элементов. Это множество называют пустым множеством. Например, для некоторого города множество C в примере 1. 3 может оказаться пустым. Множество B называют подмножеством множества A, если все элементы B принадлежат множеству A, и символически записывают или .
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.17 (0.009 с.) |