ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие характеристика электронного правительства и его функции



В последнее время все большее значение и популярность приобретает функциональная идея «электронного правительства», оно рассматривается как единый социально ответственный и информационно открытый институт, имеющий гибкую действенную обратную связь с обществом.

Под «электронным правительством» понимается сетевая инфраструктура исполнительной власти и в целом вся инфраструктура государственной власти и управления.

При рассмотрении только контура исполнительной власти под «электронным правительством» следует понимать сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе.

Часто понятие электронного правительства сводится к электронному общению власти с общественностью, обеспечивая при этом решение трех основных проблем:

· ввести электронный документооборот, позволяющий уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений;

· обеспечить электронную форму общения граждан и бизнеса с властью;

· сделать государственное управление более прозрачным, приблизить власть к гражданам и дебюрократизировать ее.

Однако такие подходы к определению электронного правительства выделяют лишь отдельные его аспекты, отражают его как способ модернизации уже существующих структур, в то время как сама идея использования электронного правительства заключается в комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Его следует рассматривать как концепцию, направленную на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Западный вариант электронного правительства включает три основных модуля:

G2G - правительство правительству;

G2B - правительство бизнесу;

G2C - правительство гражданам.

Он включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации; перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство; установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами; введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т. п.

Рассматривая электронное правительство, следует отличать его от электронного интерфейса (он-лайнового правительства – government on-line) который является неотъемлемым элементом электронного правительства, его отдельным аспектом, частичным технологическим решением.

В Республике Беларусь подготовлен проект «электронного правительства», который состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная информационная инфраструктура (корпоративная сеть) и внешняя информационная инфраструктура, взаимодействующая с гражданами и организациями.

В соответствии с проектом правительственная сетевая инфраструктура нацелена на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государства и должна обеспечивать:

· реализацию прав граждан на доступ к открытой государственной информации;

· доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;

· взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;

· объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти, органов местной государственной власти и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;

· совершенствование системы государственного управления, систем поддержки принятия решений, оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание, поэтапный перевод части государственных услуг, имеющих стоимостное выражение, в систему государственных сетевых сервисов, отвечающую реальным потребностям граждан и организаций;

· эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяя им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;

· взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.

Безусловно, создание и развитие правительственной сетевой информационной инфраструктуры требует соответствующей формализации в нормативно-правовых актах и необходимого бюджетного финансирования.

Следует понимать, что «электронное правительство» - это масштабный и долгосрочный проект.

Создание информационной сетевой инфраструктуры государства должно сопровождаться «реинжинирингом» всей системы управленческих процессов, их дебюрократизацией, преодолением стереотипов бюрократической культуры.

В «электронном правительстве» вся система органов государственной исполнительной власти рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства открыта и информационно прозрачна для граждан. Все это вместе взятое призвано повысить как качество оказания услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.

Сегодня в Республике Беларусь практически во всех отраслях (промышленности, экономике, статистике, правоохранительной, социальной, культурной и других сферах) созданы информационные системы, формируются и используются локальные информационные ресурсы. Каждое министерство самостоятельно ведет работы по созданию информационных систем, удовлетворению собственных информационных потребностей.

Проблемой остается взаимодействие с другими автоматизированными системами, целевое их применение в общереспубликанской системе.

Сегодня практически все информационно-аналитические системы государственных органов выполняют в основном функции статистической обработки информации. Интегрированный информационный ресурс как аналитическая составляющая принятия решения отсутствует. Вместе с тем для оптимизации процессов управления и оказания услуг необходима комплексная, интегрированная информация. В настоящее время она оказывается распределенной по различным источникам – владельцам, не связанным между собой.

Важнейшей целью интеграции информационных ресурсов является оптимизация управленческой деятельности, а также оказание информационных услуг населению. На основе государственного информационного ресурса должны разрабатываться государственные автоматизированные информационные системы, реализующие функции «электронного правительства».

Программа направлена на создание национальной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса.

Для этого необходима разработка единых универсальных норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем, в том числе технических стандартов, механизмов управления правами доступа к информационным ресурсам, механизмов защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Целью объединения информационных ресурсов республиканских органов государственного управления является создание системы, предназначенной для информационного обеспечения республиканских органов государственного управления, информационного обслуживания населения, а также для организации информационного взаимодействия органов, на которые возложены задачи обеспечения информационных потребностей различных категорий населения и юридических лиц.

Проект сетевой государственной инфраструктуры должен также включать стратегии, обеспечивающие выстраивание оптимальной системы взаимодействия государственного аппарата с сообществами граждан с одновременной поддержкой процессов становления самой инфраструктуры гражданского общества.

Главное, что обретает государство – это новое качество управления общественными процессами. Государственная машина в условиях информационного общества оставляет в своем арсенале технологии прямого администрирования (административного воздействия) и ограничений, унаследованных от традиционных и индустриальных формаций. Однако у государства появляются возможности повысить свою эффективность за счет использования сетевых механизмов и технологий, основанных на более гибких, горизонтально и вертикально интегрированных «управляющих алгоритмах», в основе которых стратегии непрямого воздействия и диалога. Эти механизмы могут быть менее жесткими и не всегда привязанными к традиционным (off-line) институтам государства.

Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель-потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия с клиентами и партнерами.

Бизнес уже давно почувствовал эти перемены и направляет усилия на борьбу за клиента, за постоянного потребителя. В случае с государством ситуация несколько иная. Клиентом государства является все общество, причем клиентом постоянным (по умолчанию). Однако если государство намерено гармонично вписаться в информационное общество и быть там вполне конкурентоспособным, то должно в своей деятельности ориентироваться на потребности конкретного человека.

В то же время граждане и общество в целом должны получить новые возможности более глубоко и детально влиять на управление протекающими в обществе процессами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.008 с.)