Понятие гос.аппарата, его черты и особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие гос.аппарата, его черты и особенности

Поиск

Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган – это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан), наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.

Государственный орган представляет собой разновидность организации (коллектива людей, объединенных в своей деятельности общими целями и задачами). Это часть организационной структуры государственного аппарата. Он обеспечивает определенный вид государственной деятельности, выполняет определенные функции и задачи, имеет свои структурные особенности.

Существенным признаком государственного органа является наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера; например: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.

Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:

орган государства – это элемент организационной структуры управления, наделенный властью;

орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;

государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами, предопределяет разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах.

Структура и виды органов того или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и формы правления.

Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю структуру – внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.

Скоординированную и слаженную работу системы государственного управления обеспечивает государственный аппарат соответствующего уровня.

Государственный аппарат является основным звеном в системе государственного управления, обеспечивает деятельность всей системы. Его структура отражает базовые задачи и функции государства и, в первую очередь, обеспечивает все исполнительно-распорядительные функции государства, взаимосвязи общества и государства. Государственный аппарат – это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции.

Госаппарат обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке.

Отличительными особенностями системы органов государственного аппарата являются:

организационная упорядоченность – все государственные органы выстроены по строгой иерархии;

все государственные органы системы узаконены, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;

каждый орган имеет определенный статус, т. е. свое предназначение, роль и место в системе;

каждый орган имеет свои компетенцию, полномочия, выполняет определенные функции.

Система государственных органов и их виды.

Система госорганов – совокупность госорганов РБ.

Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях Подсистема А, национального уровня образуется на основе конституции страны. Это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.

Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А.

К государственным органам подсистемы А относятся:

-глава государства;

-представительные и законодательные органы;

-правительство;

-судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;

-органы специального назначения.

Государственные органы подсистемы Б создаются на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Это исполнительно-распорядительные органы. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия.

К государственным органам подсистемы В относятся:

-администрация главы государства;

-институт полномочных представителей президента (в некоторых странах);

-аппарат парламента;

-аппарат правительства;

-министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;

-аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяются две группы органов – коллегиальные и единоначальные.

Единая система (все органы действуют в тесной взаимосвязи, взаимозависимы).

По характеру полномочий: Общей компетенции– многие отрасли исп деятельности – Правит-во. Спец компетенции– Мин-ва, госкомитеты(Отраслевые, межотраслевые).

По организации управления: коллегиальные–прав-во, Единоначальные –Мин-ва.

Структура государственного органа и ее элементы. Последовательность и принципы разработки структуры государственного органа.

Стр-ра гос органа - упорядоченная совокупность подразделений органа и связей между ними внутри органа. Исходным структурообразующим фактором является функция, ее содержание.

организационная структура органа власти является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.

Первичным элементом в структуре организации является должность. Должность как исходная структурная единица включает четыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место; обязанности по данной должности; права и полномочия; ответственность.

В любой организационной структуре можно выделить простейшие образования – организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчиненных работников. Количество подчиненных 9 – 15 человек. Этот показатель можно назвать масштабом управляемости.

Структура государственного органа разрабатывается от центра принятия решений. Последовательность разработки структуры такова:

1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии.

2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей.

3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, и поручается их выполнение конкретным лицам.

Организационная структураопределяется и официально утверждается соответствующими нормативными актами. Такие структуры называются формальными. Однако наряду с ними могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.008 с.)