Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория разделения властей: основные принципы и роль в государственном механизме.

Поиск

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена джоном локком. Термин введён монтескье (фр. Séparation des pouvoirs, лат. Trias politica).

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин джон локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский мыслитель шарль монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в сша и франции.

Некоторые европейские страны, а также китай и тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. П. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.

 


Технические и социальные нормы.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий. Выделяют следующие виды социальных норм:

1. Обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2. Религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование бога;

3. Корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4. Политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5. Организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1. Нормы морали;

2. Семейные нормы;

3. Этические нормы;

4. Нормы традиций и привычек;

5. Деловые обыкновения;

6. Правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

1. Предметом регулирования являются общественные отношения;

2. Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

1. Предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2. Субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

 


Типология государства.

типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Суще-т различные критерии классификации.

К примеру, гумплович предлагал классифицировать гос-ва в завис-ти от кол-ва нас-ния и тер-рии. Он подразделял гос-ва на мировые, великие и малые. Дарен дорф предлагал классифицировать гос-ва по виду полит. Режима: демократические и антидемократические.

Но наиболее распространенными критериями явл-ся, так называемые, формационный и цивилизационный подходы. В формационном подходе за основу берется принадлежность к той или иной общественно-экономической формации. Формация – исторический тип об-ва, основывающийся на опр. Способе пр-ва. Типы гос-в согласно данному подходу: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое и социалистическое; гос-ва переходного типа

Цивилизационный подход – за основу берется причастность гос-ва к той или иной цивилизации. Одно из его направлений – технологическое, согласно которому тип гос-ва связывается со ступенью стадии нтп и жизненного ур-ня нас-ния. Представитель данного направления у. Ростоу, его теория наз-ся «теория стадий эк-кого роста». Согласно данной теории все об-ва по эк-кому развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное об-во;переходное об-во; об-во в процессе сдвига (взлета); созревающее об-во; об-во, достигшее высокого ур-ня народного потребления. Именно на 5 стадии, согласно ростоу, возникает об-во, кот. Наз-ют гос-вом всеобщего благоденствия.

Другое направление цивилизационного подхода - тойнби. Согласно нему, цивилизация – относ-но устойчивое состояние об-ва, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и культурных признаков. Тойнби выделял более 20 цивилизаций (египетское, китайское, западное, православное). Согласно лазареву цивилизации подразделяются: восточные, западные, промежуточные; древние, средневековые, современные; сельскохозяйственные, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Трехстадийная схема эволюции государства. Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии:

1. раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок.

2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил).

3. Зрелое государство —обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

В зависимости от уровня экономического развития: развитые, развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. Д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима: демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «авторитаризм» выделяют как один из видов «тоталитаризма» чаще именуемый «автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства: монархия, то есть власть одного лица; республика (олигархия, то есть власть немногих лиц; полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия); джамахирия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.01 с.)