Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория разделения властей: основные принципы и роль в государственном механизме.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена джоном локком. Термин введён монтескье (фр. Séparation des pouvoirs, лат. Trias politica). Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин джон локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский мыслитель шарль монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в сша и франции. Некоторые европейские страны, а также китай и тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. П. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.
Технические и социальные нормы. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий. Выделяют следующие виды социальных норм: 1. Обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2. Религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование бога; 3. Корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 4. Политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5. Организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды: 1. Нормы морали; 2. Семейные нормы; 3. Этические нормы; 4. Нормы традиций и привычек; 5. Деловые обыкновения; 6. Правила этикета. Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности: 1. Предметом регулирования являются общественные отношения; 2. Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы. Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании. Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов. Особенности технических норм: 1. Предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; 2. Субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника. Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными. Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
Типология государства. типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Суще-т различные критерии классификации. К примеру, гумплович предлагал классифицировать гос-ва в завис-ти от кол-ва нас-ния и тер-рии. Он подразделял гос-ва на мировые, великие и малые. Дарен дорф предлагал классифицировать гос-ва по виду полит. Режима: демократические и антидемократические. Но наиболее распространенными критериями явл-ся, так называемые, формационный и цивилизационный подходы. В формационном подходе за основу берется принадлежность к той или иной общественно-экономической формации. Формация – исторический тип об-ва, основывающийся на опр. Способе пр-ва. Типы гос-в согласно данному подходу: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое и социалистическое; гос-ва переходного типа Цивилизационный подход – за основу берется причастность гос-ва к той или иной цивилизации. Одно из его направлений – технологическое, согласно которому тип гос-ва связывается со ступенью стадии нтп и жизненного ур-ня нас-ния. Представитель данного направления у. Ростоу, его теория наз-ся «теория стадий эк-кого роста». Согласно данной теории все об-ва по эк-кому развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное об-во;переходное об-во; об-во в процессе сдвига (взлета); созревающее об-во; об-во, достигшее высокого ур-ня народного потребления. Именно на 5 стадии, согласно ростоу, возникает об-во, кот. Наз-ют гос-вом всеобщего благоденствия. Другое направление цивилизационного подхода - тойнби. Согласно нему, цивилизация – относ-но устойчивое состояние об-ва, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и культурных признаков. Тойнби выделял более 20 цивилизаций (египетское, китайское, западное, православное). Согласно лазареву цивилизации подразделяются: восточные, западные, промежуточные; древние, средневековые, современные; сельскохозяйственные, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные. Трехстадийная схема эволюции государства. Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: 1. раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок. 2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил). 3. Зрелое государство —обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм В зависимости от уровня экономического развития: развитые, развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. Д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима: демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «авторитаризм» выделяют как один из видов «тоталитаризма» чаще именуемый «автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические. В зависимости от формы правления государства: монархия, то есть власть одного лица; республика (олигархия, то есть власть немногих лиц; полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия); джамахирия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.01 с.) |