Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и методы соц. обр.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1) самое ранее направление- исследование профориентации молодежи (Шубкин, Чередниченко, Константиновский) 2) позже- влияние образование на соц. стр-ру общества (Филиппов, Руткевич, Антонов) Левко: соц. обр. делится на 3 части: теоретическая, прикладная, опытно-экспериментальная. Нечаев: модель представлена в след. виде: - основные категории (культура, воспитание, образование, учение) -направления исследований и концептуализация(соц. детерминация образования, соц-культ. организация образования, эффективность обр.) - проблемно-тематическое содержание соц. образования. Требования к исследователю: 1. Комплексность применения методов 2. Невмешательство социолога в исслед. изучения соц. процессов. Сущ. след. методики, разработ. отечест. социологами: 1) методы измерения и прогнозирования ориентаций молодежи(Шубкин, Титма) 2) методика анализа влияния образования на соц. стр-ру общества (Руткевич, Коган) 3) методика моделирования дея-ти специалиста (Смирнова). 5. Функции социологии образования: -гносеологическая -прогностическая -практическая. 6. Возникновение соц. образования как отросли соц. науки. Зарождение данной отрасли связ. с именами европ. и амер. ученыхконца 19 в. Во Франции у истоков этой отрасли стоял Дюркгейм. Основные положения соц. обр. изложены в работах «Педагогика и социология», «Моральное образование». Отмечаем, что нельзя отделять роль педагога от роли социолога(теснейшая связь педагогики и социологии). Пед. дея-ть- целенаправленная социализация молодого поколения. Определение целей образования- сугубо социологическая задача. В «Моральном образовании» Дюркгейм представил соц. анализ поощрений и наказаний в системе школьного образования, Лн констатировал соц. детерминированность обр-ния. Подчеркивал, что обр-е отражает сущностьобщества. Ключевая ф-ция- социальная, основная ф-ция- социализирующая- поддержание связим-у личностью и обществом. связ. с укреплением об-ва. Образование- как влияние, которое взрослые оказывают на детей. В концепции обр-я Дюркгейма 3 основных тезиса: 1. Трансформация образ. систем обусловлена соц-экон. изменениями в об-ве. 2. Хар-ки образ структур и их культ. содержание находятся в тесной функциональной взаимосвязи с потребностями об-ва, культ. интеграцией и разделением труда. 3. Изменения в школьной орг-ции и пед. технологиях обусловлены переходом от механической солидарности к органической, при кот. становится необходима еще большая индивидуализация. М. Вебер- идеи в организации обр-я. П. Натор- один из первых ввел в науч. оборот «соц. педагогика». Осн. труд «Соц. педагогика». Само понятие соц. педагогика отражает факт, что воспитание индивида детермин. соц. причинами. Центр. темой соц. образования и соц. педагогики явл. соц. условия образования и образ. условия соц. жизни. Само общество- означает общность всех черт бытия, неразрывно связанных образованием. Соц. педагогика призвана открыть законы общ. жизни. Нравственно-волевое развитие- особая роль. Воспитание индивидов в духе общности. Дальнейшее развитие соц. обр. за рубежом связ. с им. Л. Уорд и Дж. Дьюи. Л. Уорд- «Динамическая социология»- задача- изучение образования как устойчивого общ. явления. Он считает образование инструментом соц. прогресса. Осн. критерий кач-ва обр.- критерий полезности. Особое значение придавал роли школы. Соц. теория Уорда основывается на 4 динамич. принципах соц. прогресса: 1) хар-ет различия в потенциальных возможностях людей. 2) хар-ет инновацию, кот. всегда ведет к прогрессу. 3) хар-ет способность людей к волевому движению, проявл. в соц. усилии по сохранению жизни и изменению окружения. 4) принцип целенаправленной эволюции, согл. кот. разум человека должен использовать все динамич. сферы об-ва максим. конструктивно. Дж. Дьюи- автор прогматической концепции обр-я. «Школа и общество». Рассматривает связь школы с общ. жизнью, соответсвие школьного обр-я потребностям и интересам ребенка, вопросы повыш. эфф-ти обр-я. Отстаивал идею изменения школы. цель воспитания- в содействии самореализации личности. Школа должна стать обществом в миниатюре. Обр-е- основное средство прогресса. 7. История становления и развития отечественной соц. образования. Становление и развитие в 60-е г. ХХ в. началось с исследований проблем профориентаций и ценностных ориентаций молодежи, проблем соц. мобильности, престижности. К числу наиб. известных исследователей можно отнести Когана, Филиппова, Шубкина, Я дова, Здравомыслова, Руткевича, Титму. 8. Основные направления в развитии социологии образования. История заруб. соц. образ. показывает, что сложилось несколько школ(подходов). К числу основных относятся: 1. Моралистский- характерна вера в образование как главное средство достижения соц. прогресса. 2. Институциональный- обр-е как соц. институт. 3. Функциональный- рассматривает ф-ции образования(Дюркгейм, Парсонс, Мертон) 4. Конфликтологический – обр-е как механизм соц. дифференциации (Зиммель). 9. соц. проблемы образования. Левко отмечает, что соц. проблемы образования сост. 3 уровня: 1. проблемы образования как соц. института. 2. проблемы обр-я, возникающие в связи с игнорированием его соц.-культ. сущности и превращением в формально-организованную систему. 3. проблемы образования, возникающие в связи со взаимодействием обучающих и учащихся как представителей разл. соц. групп. 4. проблемы обр-я, возник. в связи с взаимодействием учащихся как различн. индивидуальностей. 10. Сущность и осн. признаки соц. института образования. Причины: (вот только не знаю, к чему это относится) 1. существует объективная потребность общ-ва в воспроизводстве и передаче знаний и опыта. 2. данный институт активно воздействует на производство и об-во в целом. 3. формир.полит. взгляды и религ. установки. Критерии отделения образования от образования как соц. института. Система обр-я выполняет ф-цию преемственности и воспроизводства соц. опыта. Специфика соц. института обр-я сост. в том, что данный институт выполняет важнейшие соц. ф-ции- обучение и воспитание. Основные признаки соц. института обр-я: 1. Соц. ф-ции обучения и воспитания, подчинение общ. потребностям. 2. наличие общественно-выработанных форм, а т.же определение лиц, осущ. функционирование данного института. 3. Наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образов. дея-ти лиц, а именно: целей, законов, методов, матер.-техн. средств. Дея-ть спец. институтов обр-я м.б. представлена след. компонентами: 1. Субъект дея-ти. 2. Объект дея-ти. 3. сам процесс. 4. Средств образ. дея-ти(методы) Соц. институт образования- это гигантская система, охват сов-ть соц. норм, статусов и ролей, соц. орг-ций, кот. опираются на персонал, аппарат управления, особые процедуры. само об-е понимается как целенаправл. процесс воспитания и обучения в интересах человека, общ-ва, гос-ва, сопровождающийся констатацией достижений обучающихся, установл. гос-вом образ. уровнем. 11. Структурный анализ системы образования. Функциональные подсистемы образования: 1. подсистема управления и координации. 2. подсистема финн. и мат-техн. обеспечения. 3. подсист. научно-теоретического обеспечения образоват. дея-ти. 4. подсист. профподготовки кадров. 5. подсист. учебно-воспит. дея-ти. 6. подсист. инфроструктуры образования. 7. подсисит. общ. объединений. Самост. стр-рой сист. образования явл. образ. учреждения. Они могут классифицир. по уровню образования, форме образования, по направленности. функциональные сферы- это те или иные виды образ. дея-ти. Сущность соц. отношений в системе образования сост. взаимодействие соц. субъектов. Деятельностный подход. основные тенденции изменения соц. стр-ры в сфере образования: 1) вовлечение в сист. образования все более широких групп об-ва; 2) увеличение доли лиц, участвующих в обучении и обслуж. образ. сферы в целом. 3) разнообразие выбора форм и методов в обучении. 4) феминизация. Т. обр., стр-ра системы образования определяется соотношением сов-ти образов. учреждений, функциональных подсистем и сфер образования, а т. же взаимодействием соц. субъектов обр-я. 12. Функции образования. Функции обр-я- направления воздействия образования на сферы общест. развития. Зборовский считает, что все ф-ции м.б. разделены на: экономические, социальные, культурные, политические. Экономич. ф-ции связ.:1) с воспроизводством квалиф. стр-ры населения 2) с формированием стандартов потребления 3)с привлечение, распределением и использованием экон. ресурсов в системе образования. Соц. ф-ции связ.: 1) с воспроизводством соц. стр-ры населения 2) с обеспечением доминирования единой сист. соц. норм. 3) с активизацией соц. мобильности 4) с формир. и поддержкой образовательной общности 5) с соц. селекцией индивидов. Культ. ф-ции связ.: 1) с воспроизв. и предачей системы дух. ценностей и норм; 2) инновациями в сфере культуры 3) с формированием технологий интеллект. дея-ти и менталитета. Полит. ф-ции связ: 1) с передачей и усвоением личностью ценностей и норм полит. поведения 2) с применением сист. соц. санкций в отнош. тех или иных способов полит. поведения 3) с воспроизводством гос. идеалогии. 13. Развитие нац. системы образования. Высокий уровень базовой сист. образования. Осн. закон. доктрины, регламентирующие сист. орб-я РБ: 1) Конституция 2) з-н «Об образов. РБ» 3) з-н «О правах ребенка» 4)з-н «О языках» 5) з-н «О нац. меньшинствах» Принципы: 1) приоритет общечел. ценностей 2) нац.-культ. основа 3) научность 4) ориентация на мир. ур. обр-я 5)экологич. направленность 6) принцип преемственности 7) единство обучения дух и физ воспитания 8) демократизм 9) светский х-р 10) поощрение таланта и образованности 11) обязательность базового образования Цель нац. сист. образования: воспроизводство и пост. обогащение интеллектуального потенциала нации, формирование у детей и молодежи гуманистических идеалов, обеспечение производства высококвалифицир. и конкурентноспособными специалистами. Основные процессы: коммерционализация, элитизация, регионализация, децентрацизация. Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия. Аспекты соотношения обр-ния и куль-ры: 1. В рамках культурологической парадигмы социологии образования – Нечаев. 2. Ч/з формирование поликультурологического обр-ния. 3. В условиях культурно-исторического типа образовательной сис-мы. 4. Ч/з анализ учебных дисциплин культурологической направленности. 5. В аспекте изучения путей и способов развития куль-ры S-ов обр-ния. 6. В аспекте обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа и нации. Уровни взаимодействия куль-ры и обр-я: 1. Уровень социума в историческом контексте. 2. Ур-нь конкретных соц-х институтов и сфер развития человека. 3. Ур-нь учебных дисциплин. Обр-ние выполняет социально-культурные функции в общ-ве. Содержательные понятия образования на основе анализа человеческой куль-ры можно (нужно) понимать как совок-ть: 1. Сис-мы знаний, раскрывающих картину мира. 2. Опыта осуществления известных чел-ку способов деят-ти. 3. Опыта творчества, обеспечивающего развитие куль-ры, науки и общ-ва. 4. Опыта ценностного отношения к миру. 15. модели образования. I. Теоретическая классиф-ия: 1. Модель образования как государственной ведомственной организации; 2. Модель развивающегося обр-ния (Давыдов, Рубцов и т.д.); 3. Традиционная модель обр-ния – систематическое академическое образование, роль кот. сводится к воспроизведению культуры? прошлого; 4. Рационалистическая модель О. – практическое приспособление молодого поколения к существующему общ-ву; 5. Феноменологическая модель (Маслоу, Роджерс) – персональных хар-р обр-ния с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей и интересов; 6. Неинституциональная модель обр-ния – ориентирована на организацию обр-ния вне институтов. II. По странам мира: 1. Америк-я 2. Франц-я 3. Немецкая 4. Англ-я 5. Российс-я. 16. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект. Возникновение школы приходится на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному общ-ву. Возникн-ие и развитие письменности считается главным фактором генезиса школы. Второй фактор – разделение деятельности чел-ка на умственный и физический труд и усложнение хар-ра последнего. (?) Институты сосредоточения образования: 1. Семья 2. Церковь 3. Гос-во Первые учебные заведения назывались: · В Месопотамии – дома табличек; · В Др. Египте – семейные школы; · В Римской империи – тривиальные школы. 17. Исторические типы образования и воспитательные сис-мы. Выделяют 3 типа обр-ния: 1. Мифологическое; 2. Схоластическое (культура текста, словесная природа знаний); 3. Просветительское (возникает в период зарождения регулярного светского обр-ния). Тип обр-ния опред-ся типом воспитательной сис-мы (совок-ть взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц-ой стр-ры). Выделяют 2 типа воспитания: 1. Восп-е первобытного человека; 2. Восп-е социально-ориентированного чел-ка. Сис-мы воспитания: 1. Спартанская сис-ма. Этапы: 7-15 лет, 15-20 лет, 20-30 лет. 2. Афинская (др. Греция). Цель: всесторонне и нармоничное развитие личности. 3. Религиозная сис-ма. Цель: достижение гармонии в жизни чел-ка м/у небом и землей. Три стадии образования (6-16 века) – Византия: 1. Начальное 2. Среднее 3. Высшее. а) Система рыцарского восп-ния б) Сис-ма восп-ния джентльмена. Россия. Макаренко – коллективистская сис-ма вопитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.01 с.) |