Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и методы соц. обр.

Поиск

1) самое ранее направление- исследование профориентации молодежи (Шубкин, Чередниченко, Константиновский)

2) позже- влияние образование на соц. стр-ру общества (Филиппов, Руткевич, Антонов)

Левко: соц. обр. делится на 3 части: теоретическая, прикладная, опытно-экспериментальная.

Нечаев: модель представлена в след. виде:

- основные категории (культура, воспитание, образование, учение)

-направления исследований и концептуализация(соц. детерминация образования, соц-культ. организация образования, эффективность обр.)

- проблемно-тематическое содержание соц. образования.

Требования к исследователю:

1. Комплексность применения методов

2. Невмешательство социолога в исслед. изучения соц. процессов.

Сущ. след. методики, разработ. отечест. социологами:

1) методы измерения и прогнозирования ориентаций молодежи(Шубкин, Титма)

2) методика анализа влияния образования на соц. стр-ру общества (Руткевич, Коган)

3) методика моделирования дея-ти специалиста (Смирнова).

5. Функции социологии образования:

-гносеологическая

-прогностическая

-практическая.

6. Возникновение соц. образования как отросли соц. науки.

Зарождение данной отрасли связ. с именами европ. и амер. ученыхконца 19 в. Во Франции у истоков этой отрасли стоял Дюркгейм. Основные положения соц. обр. изложены в работах «Педагогика и социология», «Моральное образование». Отмечаем, что нельзя отделять роль педагога от роли социолога(теснейшая связь педагогики и социологии). Пед. дея-ть- целенаправленная социализация молодого поколения. Определение целей образования- сугубо социологическая задача. В «Моральном образовании» Дюркгейм представил соц. анализ поощрений и наказаний в системе школьного образования, Лн констатировал соц. детерминированность обр-ния. Подчеркивал, что обр-е отражает сущностьобщества. Ключевая ф-ция- социальная, основная ф-ция- социализирующая- поддержание связим-у личностью и обществом. связ. с укреплением об-ва. Образование- как влияние, которое взрослые оказывают на детей.

В концепции обр-я Дюркгейма 3 основных тезиса:

1. Трансформация образ. систем обусловлена соц-экон. изменениями в об-ве.

2. Хар-ки образ структур и их культ. содержание находятся в тесной функциональной взаимосвязи с потребностями об-ва, культ. интеграцией и разделением труда.

3. Изменения в школьной орг-ции и пед. технологиях обусловлены переходом от механической солидарности к органической, при кот. становится необходима еще большая индивидуализация.

М. Вебер- идеи в организации обр-я.

П. Натор- один из первых ввел в науч. оборот «соц. педагогика». Осн. труд «Соц. педагогика». Само понятие соц. педагогика отражает факт, что воспитание индивида детермин. соц. причинами. Центр. темой соц. образования и соц. педагогики явл. соц. условия образования и образ. условия соц. жизни. Само общество- означает общность всех черт бытия, неразрывно связанных образованием. Соц. педагогика призвана открыть законы общ. жизни. Нравственно-волевое развитие- особая роль. Воспитание индивидов в духе общности.

Дальнейшее развитие соц. обр. за рубежом связ. с им. Л. Уорд и Дж. Дьюи.

Л. Уорд- «Динамическая социология»- задача- изучение образования как устойчивого общ. явления. Он считает образование инструментом соц. прогресса. Осн. критерий кач-ва обр.- критерий полезности. Особое значение придавал роли школы. Соц. теория Уорда основывается на 4 динамич. принципах соц. прогресса:

1) хар-ет различия в потенциальных возможностях людей.

2) хар-ет инновацию, кот. всегда ведет к прогрессу.

3) хар-ет способность людей к волевому движению, проявл. в соц. усилии по сохранению жизни и изменению окружения.

4) принцип целенаправленной эволюции, согл. кот. разум человека должен использовать все динамич. сферы об-ва максим. конструктивно.

Дж. Дьюи- автор прогматической концепции обр-я. «Школа и общество».

Рассматривает связь школы с общ. жизнью, соответсвие школьного обр-я потребностям и интересам ребенка, вопросы повыш. эфф-ти обр-я. Отстаивал идею изменения школы. цель воспитания- в содействии самореализации личности. Школа должна стать обществом в миниатюре. Обр-е- основное средство прогресса.

7. История становления и развития отечественной соц. образования.

Становление и развитие в 60-е г. ХХ в. началось с исследований проблем профориентаций и ценностных ориентаций молодежи, проблем соц. мобильности, престижности. К числу наиб. известных исследователей можно отнести Когана, Филиппова, Шубкина, Я дова, Здравомыслова, Руткевича, Титму.

8. Основные направления в развитии социологии образования.

История заруб. соц. образ. показывает, что сложилось несколько школ(подходов). К числу основных относятся:

1. Моралистский- характерна вера в образование как главное средство достижения соц. прогресса.

2. Институциональный- обр-е как соц. институт.

3. Функциональный- рассматривает ф-ции образования(Дюркгейм, Парсонс, Мертон)

4. Конфликтологический – обр-е как механизм соц. дифференциации (Зиммель).

9. соц. проблемы образования.

Левко отмечает, что соц. проблемы образования сост. 3 уровня:

1. проблемы образования как соц. института.

2. проблемы обр-я, возникающие в связи с игнорированием его соц.-культ. сущности и превращением в формально-организованную систему.

3. проблемы образования, возникающие в связи со взаимодействием обучающих и учащихся как представителей разл. соц. групп.

4. проблемы обр-я, возник. в связи с взаимодействием учащихся как различн. индивидуальностей.

10. Сущность и осн. признаки соц. института образования.

Причины: (вот только не знаю, к чему это относится)

1. существует объективная потребность общ-ва в воспроизводстве и передаче знаний и опыта.

2. данный институт активно воздействует на производство и об-во в целом.

3. формир.полит. взгляды и религ. установки.

Критерии отделения образования от образования как соц. института.

Система обр-я выполняет ф-цию преемственности и воспроизводства соц. опыта. Специфика соц. института обр-я сост. в том, что данный институт выполняет важнейшие соц. ф-ции- обучение и воспитание.

Основные признаки соц. института обр-я:

1. Соц. ф-ции обучения и воспитания, подчинение общ. потребностям.

2. наличие общественно-выработанных форм, а т.же определение лиц, осущ. функционирование данного института.

3. Наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образов. дея-ти лиц, а именно: целей, законов, методов, матер.-техн. средств.

Дея-ть спец. институтов обр-я м.б. представлена след. компонентами:

1. Субъект дея-ти.

2. Объект дея-ти.

3. сам процесс.

4. Средств образ. дея-ти(методы)

Соц. институт образования- это гигантская система, охват сов-ть соц. норм, статусов и ролей, соц. орг-ций, кот. опираются на персонал, аппарат управления, особые процедуры.

само об-е понимается как целенаправл. процесс воспитания и обучения в интересах человека, общ-ва, гос-ва, сопровождающийся констатацией достижений обучающихся, установл. гос-вом образ. уровнем.

11. Структурный анализ системы образования.

Функциональные подсистемы образования:

1. подсистема управления и координации.

2. подсистема финн. и мат-техн. обеспечения.

3. подсист. научно-теоретического обеспечения образоват. дея-ти.

4. подсист. профподготовки кадров.

5. подсист. учебно-воспит. дея-ти.

6. подсист. инфроструктуры образования.

7. подсисит. общ. объединений.

Самост. стр-рой сист. образования явл. образ. учреждения. Они могут классифицир. по уровню образования, форме образования, по направленности.

функциональные сферы- это те или иные виды образ. дея-ти.

Сущность соц. отношений в системе образования сост. взаимодействие соц. субъектов.

Деятельностный подход. основные тенденции изменения соц. стр-ры в сфере образования: 1) вовлечение в сист. образования все более широких групп об-ва;

2) увеличение доли лиц, участвующих в обучении и обслуж. образ. сферы в целом.

3) разнообразие выбора форм и методов в обучении.

4) феминизация.

Т. обр., стр-ра системы образования определяется соотношением сов-ти образов. учреждений, функциональных подсистем и сфер образования, а т. же взаимодействием соц. субъектов обр-я.

12. Функции образования.

Функции обр-я- направления воздействия образования на сферы общест. развития. Зборовский считает, что все ф-ции м.б. разделены на: экономические, социальные, культурные, политические.

Экономич. ф-ции связ.:1) с воспроизводством квалиф. стр-ры населения

2) с формированием стандартов потребления

3)с привлечение, распределением и использованием экон. ресурсов в системе образования.

Соц. ф-ции связ.: 1) с воспроизводством соц. стр-ры населения

2) с обеспечением доминирования единой сист. соц. норм.

3) с активизацией соц. мобильности

4) с формир. и поддержкой образовательной общности

5) с соц. селекцией индивидов.

Культ. ф-ции связ.: 1) с воспроизв. и предачей системы дух. ценностей и норм;

2) инновациями в сфере культуры

3) с формированием технологий интеллект. дея-ти и менталитета.

Полит. ф-ции связ: 1) с передачей и усвоением личностью ценностей и норм полит. поведения

2) с применением сист. соц. санкций в отнош. тех или иных способов полит. поведения

3) с воспроизводством гос. идеалогии.

13. Развитие нац. системы образования.

Высокий уровень базовой сист. образования. Осн. закон. доктрины, регламентирующие сист. орб-я РБ: 1) Конституция 2) з-н «Об образов. РБ» 3) з-н «О правах ребенка» 4)з-н «О языках» 5) з-н «О нац. меньшинствах»

Принципы:

1) приоритет общечел. ценностей

2) нац.-культ. основа

3) научность

4) ориентация на мир. ур. обр-я

5)экологич. направленность

6) принцип преемственности

7) единство обучения дух и физ воспитания

8) демократизм

9) светский х-р

10) поощрение таланта и образованности

11) обязательность базового образования

Цель нац. сист. образования: воспроизводство и пост. обогащение интеллектуального потенциала нации, формирование у детей и молодежи гуманистических идеалов, обеспечение производства высококвалифицир. и конкурентноспособными специалистами.

Основные процессы: коммерционализация, элитизация, регионализация, децентрацизация.

Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия.

Аспекты соотношения обр-ния и куль-ры:

1. В рамках культурологической парадигмы социологии образования – Нечаев.

2. Ч/з формирование поликультурологического обр-ния.

3. В условиях культурно-исторического типа образовательной сис-мы.

4. Ч/з анализ учебных дисциплин культурологической направленности.

5. В аспекте изучения путей и способов развития куль-ры S-ов обр-ния.

6. В аспекте обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа и нации.

Уровни взаимодействия куль-ры и обр-я:

1. Уровень социума в историческом контексте.

2. Ур-нь конкретных соц-х институтов и сфер развития человека.

3. Ур-нь учебных дисциплин.

Обр-ние выполняет социально-культурные функции в общ-ве.

Содержательные понятия образования на основе анализа человеческой куль-ры можно (нужно) понимать как совок-ть:

1. Сис-мы знаний, раскрывающих картину мира.

2. Опыта осуществления известных чел-ку способов деят-ти.

3. Опыта творчества, обеспечивающего развитие куль-ры, науки и общ-ва.

4. Опыта ценностного отношения к миру.

15. модели образования.

I. Теоретическая классиф-ия:

1. Модель образования как государственной ведомственной организации;

2. Модель развивающегося обр-ния (Давыдов, Рубцов и т.д.);

3. Традиционная модель обр-ния – систематическое академическое образование, роль кот. сводится к воспроизведению культуры? прошлого;

4. Рационалистическая модель О. – практическое приспособление молодого поколения к существующему общ-ву;

5. Феноменологическая модель (Маслоу, Роджерс) – персональных хар-р обр-ния с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей и интересов;

6. Неинституциональная модель обр-ния – ориентирована на организацию обр-ния вне институтов.

II. По странам мира:

1. Америк-я

2. Франц-я

3. Немецкая

4. Англ-я

5. Российс-я.

16. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.

Возникновение школы приходится на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному общ-ву. Возникн-ие и развитие письменности считается главным фактором генезиса школы. Второй фактор – разделение деятельности чел-ка на умственный и физический труд и усложнение хар-ра последнего. (?)

Институты сосредоточения образования:

1. Семья

2. Церковь

3. Гос-во

Первые учебные заведения назывались:

· В Месопотамии – дома табличек;

· В Др. Египте – семейные школы;

· В Римской империи – тривиальные школы.

17. Исторические типы образования и воспитательные сис-мы.

Выделяют 3 типа обр-ния:

1. Мифологическое;

2. Схоластическое (культура текста, словесная природа знаний);

3. Просветительское (возникает в период зарождения регулярного светского обр-ния).

Тип обр-ния опред-ся типом воспитательной сис-мы (совок-ть взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц-ой стр-ры).

Выделяют 2 типа воспитания:

1. Восп-е первобытного человека;

2. Восп-е социально-ориентированного чел-ка.

Сис-мы воспитания:

1. Спартанская сис-ма. Этапы: 7-15 лет, 15-20 лет, 20-30 лет.

2. Афинская (др. Греция). Цель: всесторонне и нармоничное развитие личности.

3. Религиозная сис-ма. Цель: достижение гармонии в жизни чел-ка м/у небом и землей.

Три стадии образования (6-16 века) – Византия:

1. Начальное

2. Среднее

3. Высшее.

а) Система рыцарского восп-ния

б) Сис-ма восп-ния джентльмена.

Россия.

Макаренко – коллективистская сис-ма вопитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.01 с.)