Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире.



Др. Греция – создание первого прообраза Вуза: Платон – академия, Аристотель – Ликей.

Эллинская эпоха: Птолемей – основан Мусеум.

425 г. – Константинополь – учреждена высшая школа «Аудиториум».

В Византии создаются «Домашние академии» - школы-академии.

Ислам – «Дома мудрости».

Христианство – церкви.

Китай (3-10 века) – появл-ние учебных заведений университетского типа.

Европа (11-нач 20 века) – исток – церковные школы, кот. преобразовались в унив-ты.

Отличительной особенностью 1-х универов являлась мобильность.

13 век – появление факультетов.

Ректор выбирался на год, совместно.

Основная цель универа – приобщение чел-ка ко всем видам знаний.

Главные принципы унив-го обр-ния (Гессен):

1. Полнота предоставляемого в универе научного знания;

2. Дух свободы и творчества в процессе обучения;

3. Способность университета с самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.

19. Парадигмы университетского образования.

Типы парадигм унив-го обр-ния:

1. Культурно-ценностная пар-ма. Опирается на освоение университетских элементов куль-ры и ценности прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей.

2. Академическая. Хар-ся определенным приоритетом теоретических знаний и и развитием фундаментальных наук.

3. Профессиональная. Обогащение содержания университетского обр-ния.

4. Технократическая. Признания примата? техники и технологии над культурными ценностями; узкая направленность высшего обр-ния.

5. Гуманистическая. Главная ценность – личность человека с его способностями и интересами. Цель – развитие личности и ее самореализация.

20. Современное мировой образовательное пространство. Свойства современного образования.

Глобальные тенденции в мировой сисме обр-ния:

1. Демократизация.

2. Разрастание рынка образов-х услуг.

3. Расширение сети высшего обр-ния; изменение состава студенчества.

4. Коммерциолизация.

5. Обр-ние – приоритетный объект финансирования.

6. Особый интерес к одаренным ученикам, раскрытие их способностей.

7. Гуманизация.

Структура мирового образовательного пространства:

1. Пространственная (территориальная).

Сформировались различные типы регионов (Лиферов):

а) страны генераторы интеграционных процессов в сфере обр-ния (США, Зап. Европа, Канада) - стратегия повышения образования.

б) регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы (Лат. Америка)

в) регионы безразличные к интеграционным обр-м процессам (Африка, Южная и Юго-восточная Азия).

Свойства мирового образовательного пространства:

1. Динамичность

2. Интернациональность

3. Разная плотность связи м/у системами обр-ния.

ЮНЕСКО – поддержка развития коммуникационных процессов в сфере обр-ния.

Св-ва совр-го обр-ния:

1. Гуманизация. Ориентация образов-ой сис-мы и всего образ-го процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав чел-ка.

2. Гуманитаризация. Ориентация на освоение содержания образования, независимо от его уровня и типа, позволяющего решать главные соц. проблемы на благо чел-ка, свободно общаться с людьми разных национальностей, быть экон-ки и юрид-ки грамотным чел-ком.

3. Дифференциация. Ориентация на достижения учащихся, при удовлетворении их способностей, интересов.

4. Диверсификация. Широкое многообразие учеб-х заведений, образов-х программ и органов управления.

5. Стандартизация. Ориентация на реализацию гос. стандарта.

6. Многовариантность. Создание условий выбора и предосавление каждому S-ту шанса к успеху; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию решений.

7. Многоуровневость. Организация многоэтапного образ-го процесса; возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, кот. соотв-ет возможностям чел-ка.

8. Фундаментализация. Усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки учащихся.

9. Информатизация. Широкое использование информ-х технологий в процессе обучения.

10. Индивидуализация. Учет и развитие индивид-х особ-тей учащихся.

11. Непрерывность. Не образования на всю жизнь, а получение обр-ния в теч. всей жизни.

 

Концепции учения.

В понятии «учение» заклад. х-р процесса взаимодействия учащегося и обучающего. По мнению Нечаева можно выделить 3 осн. направления к кот. тяготеют сложившиеся в науке концепции учения:

1) учение как усвоение знаний

2)учение как усвоение опыта

3)учение как усвоение культуры

Учение как усвоение знаний. Наиб. давняя традиция (Я. Каменский, Гербарт, Ушинский). Осн. направление согласно Ушинскому- движение от восприятия к понятию. учение- один из видов познания. Теор. основы этого направления заложены Рубенштейном. Он определял учение как разновидность познания в особых условиях обучения и управления дея-тью учащихся. Соотв. осн. компонентами учения явл. анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Учение как усвоение опыта. (Уотсон, Торндайк, Толман)

Согласно Толману, учение- приобретение когнит. карт поведения, осущ. в проблемных ситуациях.

Ж. Пиаже выделил 2 осн. формы усвоения опыта в процессе учения: ассимиляция; аккомодация(приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних).

Концепция поэтапного формирования умственных действий Гольперина. Гольперин рассматривал знания как образованные производные от действия по их усвоению. Само действие включ. в себя: 1) предмет преобразования 2) цель 3)средства 4)процесс преобразования 5) отражение знания о всех перечисленных компонентах действия(ориентировочная основа действия (ОДД)-ключевой термин).

В результате процесс учения предстает в виде операций, выполн. 3 ф-ции:

1)построение и актуализация имеющейся одд

2)осуществление самого преобразования

3) контроль и коррекция выполнения преобразования.

Учение как усвоение культуры ( Выготский, Ильинков)

Культ.-ист. концепция Выготского. Язык- ведущее средство усвоения, передачи опыта; внутреннее опосредованных языком соц. отношений. В дальнейшем эта концепция разрабатывается Ильинковым. Он рассматривает проблемы учения в соц. контексте развития личности. Подчеркивает соц. детерминацию развития навыков, умений, способностей.

Концепция Щедровецкого (после Ильинкова) трактовала учение как овладение культурой, накопленной человечеством, как усвоение этой культуры. 3 вида приобретения опыта: 1) умение строить разл. процессы конкр. видов дея-ти

2)овладение знаковым материалом

3) усвоение способов деятельности.

Главный объект усвоения в процессе учения- нормативный способ дея-ти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.011 с.)