Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, структура и типы политического процесса.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический процесс – это форма функционирования пол. системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Это технология осуществления власти. Сущность - политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Структура: - субъект, носитель власти;- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;- средства, методы, ресурсы, исполнители процесса.Организ.-я политич. процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необх. выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующ. средствами, знаниями, навыками. В процессе осущ-ния различных полит. проектов формируется полит. жизнь страны, своего рода полит. быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Типология: По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические (регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности.) и внутриполитические (содержание внутриполитич. процессов существенно различ. во многих странах, оно зависит от форм правления и форм госуд. устройства конкретных государств); эволюционные ( использ. как мирные, так и не мирные средства, насилие, преобразования осущ-тсья за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны) и революционные политичические процессы ( легитимность властей, единые социо-культурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной). С т. зр. публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый ( интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. такая практика сложилась в демократических государствах) и скрытый (теневой) политические процессы (располагаются на высших и средних уровнях власти, речь идет о скрытых действиях госучреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). С т. зр. устойчивости политич. системы можно говорить о стабильном (на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима) и нестабильном политич. процессах (часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности). 24.Политическая деятельность. Политич. процесс состоит из действий. Пол. действие определяется как сознательное и добровольное вмешательство отдельного чел. или группы в отношении власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность соц. групп или индивидов связано со стремлением усовершенствовать или изменить социально-эконом. и полит-кий порядок. Политич. действия связаны также с полит. мифами, т. е. верой в будущее, надеждой на что-то лучшее, что объясняет героическое поведение многих людей, их самопожертвование. Субъекты: классовые ( классы различ. по образу и уровню жизни, доходам, престижу и другим критериям ), территориальные( солидарность, осн. террит. группа – нация ) и корпоративные ( образ. людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью ) группы. Характеристика пол. действий: - позитивное пол. действие ( сделать нечто для достижения определ. цели); - негативное (состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать"); - позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия; - непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Политич. действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное (неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности). Политич. действие можно рассм. как инерционное (воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политич. систему, сохраняют ее) и творческое (перемены, новые моменты, динамику). Пол. действие может быть стихийным ( случайности, несогласованности)или организованным. Виды политических действий: 1 тип - революция (свержение господствующих групп, преобраз-е общества в целом, господств. классы теряют свою легитимность); - контрреволюция (политич. движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией, целью контрреволюции явл. свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.); - бунт – результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы; 2 тип:- реформы (ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса); 3тип: г осударственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор (ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия). Специфич. типом пол. действий явл. популизм, кот. принято определять как деят-ть, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. 25. Политическое участие. Политич. участие рассм. как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Пол. уч. завис. от политич. режима: в демократич. обществе это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан; авторитарный режим (часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике); тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Политич. участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной; имеет место в рамках небольших полит. общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов, оно характерно для местного управления и самоуправления, осущ. гражданами через местные) и опосредованной (представительной, массы выбирают своих представителей для осущ. политич. власти). Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, т.к. избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют). Типы полит. участия. схема политического участия: - реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящ. от политич. системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;- участие в выборах;- участие в деятельности политич. и иных организаций;- выполнение полит. функций в рамках госуд. и иных полит. институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. (профессион. политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий);- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.). Политич. протест – это вид негативн. реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политич. ситуацию или конкретное действие отдельных органов гос-ва и политич. оппонентов(политич. и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, революции, войны). Причины неучастия в политической жизни: многие люди выключ. из политич. жизни из-за низкого уровня личного развития, образованности; группа апатичных граждан, которые не интересуются политикой, они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой;Люди разочаровываются в политике, ибо не видят существенной разницы между политич. партиями и их программами, есть группы людей, настроенные враждебно к пол. системе и ее институтам, они заним. позицию политич. бойкота, неучастия. На ур. политич. участия влияют социальные факторы: образование, соц.-экономич. статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политич. информации, соц.-экономич. ситуация.
26. Политические изменения как фактор общественного развития. Тённис и Парсонс (основоположники, описали развитие, как переход от традиц. общества к современн.) Традиц. – как аграрное, основанное на простом воспроизводстве, закрытая, замкнутая соц. структура(переход из одной соц. гр. в др. очень затруднён), с низким соц. статусом гражданина, жёстким гос. контролем над обществом. Соврем. общ. – индустриальн., с открытой соц структурой, рациональной организацией власти и с развитым гражданским обществом. Основн.-е направления преобразов.-я общества при переходе: 1)формирование конкурентной рыночн. экономики, 2) индустриализацяи информатизация общ.-ва; 3) повышение уровняя благосостояния общества, 4) преодоление разрыва между богатыми и бедными; 5) расширение участия масс в управлении обществ. делами; 6) подконтрольность политич. власти и её ответственность перед обществом; 7) расширение свободы человека, 8) рост возможности выбора и независимости от соц. традиций; 9) обеспечение доступного и качественного образования; 10 формирование экологического общ-ва, основанного на внедрении природосберегающих технологий. Политическое развитие – это процесс становления эффективной политической сист.-ы и её дальнейшего совершенствования. Критерии: 1) структурная дифференциация (чёткая специализация каждой организации, органов); 2) возрастание способности политич. сист.-ы вести общ. дела и урегулировать конфликты (инновации, мобилизация); 3) тенденция к равноправию (участие народов в пол. деят.-ти через выборы и т.д.). Пол. развитие связывается с наличием инструментальных возможностей для артикуляции групповых интересов, с наличием законодательной базы, с обеспечением равенства пол. участия традиц. и новых соц. групп, усиление влияния ценностей, предполагающих интеграцию общ.-ва (возможность донести свои интерес до власти).
27. Теория политической модернизации. Теория модернизации – это совокупность различных схем и модели анализ, описывающих и раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных гос.-в. Этапы развития теории модерниз .:1) 50-60гг.20ст. - модерниз. принималась и понималась как вестернизация(простое копирование западных устоев во всех сферах соц. жизни без учёта нац. специфики):-демократизация развивающихся стран по западному образцу(созд. представительных органа власти, партийных институтов и введение института выборов, т.е. созд. представительных органов власти); -изменение системы ценностей (формирование индивидуалистич. Ценностей ).2) 70-80гг. 20ст. – политическое развитие должно происходить на базе универсальных критериев но с учётом нац. специфики. Формирование либеральной и консервативной модели. Консервативная - (Линз, Хантингтон) – считают, что для общ.-ва главный критерий для успешного развития– это общественный порядок/ требуется авторитарн. режим. Для того, чтобы экономич. приобретения были успешны необходимо: – компетентное политич. руководство; сильная государственная бюрократия, способная провести поэтапные структурные реформы.Существует 4 варианта развития событий:1)широкая либерализация (условия, когда пол. элита настроена прогрессивно);2 частичная либерализация (незначительное перераспределение власти в пользу оппозиции);3 тупиковая либерализация(власть приглаш. оппозицию к сотрудничеству, а затем обрушивает на неё репрессии);4)революционное развитие событий с непредсказуемыми событиями. Либеральная – (Алмонд, Даль) они утверждают, что модерниз. общ-ва возможна при условии наличия среднего класса и достаточно высокого уровня образования населения, тогда варианты развития будут определяться соотношением политич. активности элиты и населения); -высокая пол. активность элиты и населения; - выс. пол. активность элиты и низ. пол. активность масс – ведёт к становл. авторитарных режимов; -массы активны, элита пассивна – ведёт к нарастанию охлократических тенденций(власть толпы), что провоцирует ужесточения правления и замедления преобразования.; -низкая пол. активность населения(хаос может справоцир. или распад общества или приход 3 силы установления диктатуры). 3)2-ая пол. 80 гг.( Абдель, Эйзенштадт) – модерниз. должна предполагать не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиций. Развитие, при кот. именно традиция определ характер модернизационного процесса и выступает его стабилизирующим фактором. При этом развитие рассматривается, как преобразование, основанное на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых(западных) образцов. Критерии модернизации: в этой концепции не отказ. от традиц. критериев модернизации, но их утверждение, реализация возможны только в той мере, в кот. они не противоречат самобытности (Корея, Китай, Тайвань).
28. Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ. Адам Пшеворски выделяет 2 этапа становления общества на путь модернизации: Либерализация - увеличение свободы в обществе без изменения его структуры и институтов (расширение свободы слова, появление свободной деят.-ти оппозиции, появление сторонников преобразований в правящей элите). Демократизация -этап конституирования и оформления соперничества, на этом этапе должно быть достигнуто согласие между правящими кругами и демократической контрэлитой (согласие относительно прошлого развития общ.-ва(учитывать ошибки прошлого и не возвращаться к ним), согласие по поводу определения важнейших целей общественного развития, согласие по поводу определения правил и политич. игры, конституция, как итоговый документ принятия этих решений). Консалидация(упрочнение) (Шмидтер)- 3 этап объединения (окончательное формирование и утверждение демократических и политич. институтов, а так же усвоение обществом демократич. норм и ценностей). Процесс демократизации в глобальном масштабе (Хантингтон, сравнивал с волнами): волна демократизации (длинная с 1828-1926гг.) – реверсивная волна (первая откатнаяс 1928- 1942гг., тотальный режим, эк. кризис в странах запада, влияние антидемократических тенденций)- вторая волна демократизации (1943-1962, на демократич. путь развития встали страны Фрг, япония, австрия) – вторичная откатная волна (1958-1975, затронула страны 3 мира, африка, лат. америка) укрепляется тотальный режим- третяя волна демократии (1974, авторитарный режим прекратили многие страны, Центр. и вост. Европа) 1980 – бархатные революции в странах Центр. и вост. Европы. Общие модели демократизации: 1)линейная демократия(великобритания – отняли законную власть), 2) циклическая модель(происх чередование демократии и авторитарн. форм правления), 3)диалектическая модель(достаточный уровень соц.-экономического развития страны, но ошибки в управлении, кот. допускает пол. элита приводят к упрочению авторитарных тенденций, но это не длительно и страна вновь возвращается на путь демократического развития).
29. Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита. Элита – круг лиц, которые обладают характерными для данной соц. группы качествами, которые отражаются наиболее ярко. В сфере политики люди должны обладать политико-управленческими качествами. Пол. элита – это немногочисленная внутренне сплочённая соц. группа, представители кот. непосредственно участвуют в принятии и осуществл. важнейших гос. решений(гос. посты и их советники). Обществом управляет правящая или властвующая элита. В Состав входят: -пол. элита(руководители гос.-в и их советники, члены парламента, правит.-ва и лидеры пол. партий; -экономич. элита (крупные финансисты, олигархи, оказ. влияние своей экономич. мощью); -административн. элита (высокопоставленные чиновники гос. аппарата, кот. должны подготавливать и приводить в жизнь принятые властью пол. решения); -военная элита (высшие армейские чины, чем не демократичнее гос.-во – тем влиятельнее); -идеологическая элита(ведущие деятели науки, культуры, руководители СМИ, точка зрения которых заметно влияет на общественное мнение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.008 с.) |