Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие идеология, его эволюция и современное значение.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие идеология, его эволюция и современное значение. термин идеология ввел французский ученый Дестют де Траси в 1796 году в работе «Этюд о способности Мыслить». В другом своем сочинении «Элементы идеологии», он подробно развил это понятие. В его трактовке идеология - учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Иными словами, понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей. Однако указанный первоначальный смысл за понятием идеология» не закрепился, и ныне данный термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, содержание этого понятия претерпело достаточно сложную эволюцию. Примером первой критики предложенного Д. де Траси понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бонапарта. По его мнению, любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, так как она не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес своей книгой «Идеология и утопия» немецкий социолог Карл Манхейм. По мнению большинства исследователей, эта работа представляла собой первый и самый полный анализ феномена идеологии. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства. В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике утвердилось следующее определение идеологии. Идеология – это исторически сложившаяся, теоретически оформленная система взглядов и идей, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определённых социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, которая призвана закрепить либо изменить существующие общественные отношения.
Политическая идеология и её общая характеристика. Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. Это относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений индивиды, социальные группы, классы, нации отображают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Иными словами она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов. Политическая идеология – это способ социально-группового мышления. Она выражает интересы социальных групп и формирует представление о политических проблемах различной сложности на доступном для простого гражданина языке. Носителями идеологий являются не только классы, но и все без исключения субъекты политических отношений — от каждого отдельного индивида до наций или обществ в целом. Каждый из них вырабатывает свою систему идей и представлений, отражающих именно его положение в системе общественных отношений, именно его специфический интерес как социального субъекта и оправдывающих именно его социально-политические устремления. Из этого следует, что количество идеологических систем в принципе равно количеству субъектов политических отношений. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, социально-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. Для идеологии характерна неразрывная связь с политической символикой, которая выражает принадлежность человека к определенному этническому и государственному сообществу, движению, организации.
Классификация политических идеологий. Можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные. Глобальные, или тотальные, идеологии (К. Манхейм) претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либерализм и консерватизм, включая национализм как разновидность последнего. Указанные идеологии зачастую еще определяются как традиционные идейно-политические течения. Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общего блага ее народа. Такие идеологии (будем называть их государственными) формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений. Частичные, или частные, идеологии отражают весь спектр интересов социальных групп и слоев отдельного общества. В данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, конфессиональной, партийной и т.п. Институциональным проявлением наличия частных политических идеологий является многопартийность, а также существование различных общественных формирований по интересам граждан (групп интересов). Как будет показано далее, государственная идеология и частные идеологии в гражданском обществе также находятся в диалектическом соотношении друг с другом. Национальная идея Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Национальной идеей нашего народа является идея союза с Россией, единства белорусов и русских. Именно эта идея четко прослеживается в самосознании белоруса на всем протяжении его исторического развития. Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу. Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние. Независимость Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создатьэффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики. Сегодня очевидно, что в эпоху глобализации именно независимость позволит белорусскому народу сохранить свою национальную идентичность и, тем самым, отстоять право на свой путь развития. Поэтому независимость имеет первостепенное значение для становления нашего молодого государства. Стабильность Важнейшим фактором жизнедеятельности белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность, основанная на гражданском мире и общенациональном согласии. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве является отличительной чертой современной Беларуси. Именно стабильность обеспечивает устойчивое развитие белорусского государства. Благосостояние.Основная цель белорусского государства – обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния. Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, а также степень удовлетворения духовных потребностей, состояние здоровья и продолжительность жизни, обеспеченность общественной и личной безопасности, условия окружающей среды, морально-психологический климат и душевный комфорт личности. Здоровье нации составляет высшую ценность и важнейший приоритет белорусского государства, которое создает реальные условия для качественного медицинского обслуживания, общедоступного для всех категорий населения. Укреплению здоровья нации служит и проводимая лично Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко пропаганда здорового образа жизни, привлечение широких слоев населения к занятиям физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется белорусскими властями совершенствованию системы образования и становлению национальной культуры..Таким образом, «в национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства. 12. Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Белорусы приняли христианство из византии и таким образом поапли под влияние восточно-средиземноморских цивилизаций. В следствие этого бел получили распространение такие черты византийской культуры, как высокая духовнось и символизм в искусстве. Это хрошо соотносилось с культурой белорусов, сформировавшейся в период язычества. В рез-те принятия христианства в 10-14 вв в Бел формирунтся своеобразная культура, кот явл частью так наз культуры Руси. В 1054г происходит раскол христианской церкви на православную и католическую. Бел земли до 14в находятся под влиянием православно-славянской цивилизации, а с 14в Бел оказалась перед цивилизационным выбором.. Самобытность Белорусы – самобытный народ с многовековой историей. Белорусский народ должен использовать достижения западной цивилизации, ценности европейской культуры не для того, чтобы стать «истинно европейским народом», а для того, чтобы укрепить свою самобытность. Именно сохранение самобытности не позволит белорусам «раствориться» в современном глобализирующемся мире.
РБ соц. Правов.гос-во Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем руководства чиновников. Основные признаки правового государства: — суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны; — наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека; — функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц; — независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека; — исключение любых форм деспотизма и диктатуры; — участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии; — наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации. Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей. Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а также различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать трудовое законодательство, сохранить культурные ценности белорусов.
Понятие идеология, его эволюция и современное значение. термин идеология ввел французский ученый Дестют де Траси в 1796 году в работе «Этюд о способности Мыслить». В другом своем сочинении «Элементы идеологии», он подробно развил это понятие. В его трактовке идеология - учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Иными словами, понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей. Однако указанный первоначальный смысл за понятием идеология» не закрепился, и ныне данный термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, содержание этого понятия претерпело достаточно сложную эволюцию. Примером первой критики предложенного Д. де Траси понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бонапарта. По его мнению, любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, так как она не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес своей книгой «Идеология и утопия» немецкий социолог Карл Манхейм. По мнению большинства исследователей, эта работа представляла собой первый и самый полный анализ феномена идеологии. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства. В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике утвердилось следующее определение идеологии. Идеология – это исторически сложившаяся, теоретически оформленная система взглядов и идей, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определённых социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, которая призвана закрепить либо изменить существующие общественные отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.015 с.) |