Общее понятие о методологии науки. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о методологии науки.



Структура науки. Научное познание. Научное знание. Проблема критериев научного знания в психологии. Подходы к пониманию методологии науки. Структура методологического знания. Функции методологии. Значение методологии в реализации психологических исследований и практической деятельности. Методология и мировоззрение. Типы рациональности. Парадигма науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии: основные характеристики, достоинства и ограничения.

Методы научного познания в психологии.

Эволюция» предмета и метода научной психологии. Взаимосвязь предмета и метода познания в психологии. Метод как способ познания реальности. Поиски научного метода в психологии. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика». Классификации методов в психологии. Общая характеристики основных эмпирических психолого-педагогических методов: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, тестирование, проективный метод, психологическое измерение, контент-анализ. Проблема объективности метода в психологической науке. Особенности метода познания в психологии.

Основные принципы психологии.

Принцип детерминизма в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития в психологии. Принцип объективности.

Планирование теоретического и эмпирического исследования

1.Психология психологического эксперимента.Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Инструкция. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального общения.

Планирование эксперимента и контроль переменных

Планирование эксперимента. Доэкспериментальные планы: исследование единичного случая; план с предварительным и итоговым тестированием; сравне­ние статистических групп. Экспериментальные планы: план с предварительным и итоговым тестированием экспериментальной и контрольной групп, план Соломо­на для 4-х групп, план с контрольной группой и тестированием только после воз­действия. Характеристика квазиэксперимента как метода исследования. Определение валидности исследования. Характеристика внутренней и внешней валидностей. Факторы, влияющие на внутреннюю валидность. Факторы, обуславливающие внешнюю валидность.

Интерпретация и представление результатов психологического исследования.

Общая характеристика процесса описания экспериментальных данных. Обобщение данных. Необходимость объяснения. Методы анализа и интерпрета­ции экспериментальных результатов. Количественные методы: дисперсионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, кла­стерный анализ. Качественные методы. Способы представления резуль­татов.

Качественные и количественные методы исследования в психологии

Научные основания качественной и количественной методологии и методов в психологии.

Программы создания психологии как науки. Проблема классификации методов в психологии. Примеры классификаций. Общая характеристика эмпирических, теоретических и интерпретационных методов. Психологический эксперимент. Основные экспериментальные и неэкспериментальные планы.

 

Количественное описание. Методы количественного и качественного исследования.

Алгоритмы осуществления математической обработки эмпирических данных. Количественное описание данных. Классификация методов и задач математической обработки в психологии. Основы разработки и стандартизации психодиагностических методик. Метод «анализа продуктов деятельности» и его виды.

 

Качественная методология и методы.

Характерные черты качественной методологии. Уровни качественной методологии и типы качественных подходов. Проблема валидности и надежности качественных методов. Основные характеристики и свойства качественных методов и условия их применения. Понятие интерпретации в психологических исследованиях. Проблема вариативности и множественности интерпретации. Правила интерпретации.

Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

Проблема предмета психологии: исторический и актуальный аспекты.

Предмет и объект науки: подходы к выделению. Подходы к определению предмета психологии. История взглядов на определения предмета психологии. Психология как наука о душе. Способы изучения. Философский и богословский подходы. Психология как наука о сознании. Методы исследования сознания. Интроспекция как научный метод. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм как методологический подход. Психология как наука, изучающая психику. Основные противоречия современного предмета психологии.

 

Проблема субъективизма психологических знаний и современные подходы к его преодолению.

Наука и научное познание. Общая характеристика научного знания. Объективность научных знаний и способы ее достижения. Проблема достижения объективности в психологии. Единство субъекта и объекта познания. Позиции ученых относительности субъективности психологических знаний. Варианты возможного преодоления субъективности научного психологического знания.

 

Практическая и прикладная психология, основные тенденции развития современной практической психологии в России.

Практическая и прикладная психология: сравнительный анализ. Связь практической и теоретической психологии. Основные задачи практической психологии. Характеристика методов и методологических подходов в области практической психологии. Соотношение социального запроса и актуальных проблем с возможностями современной практической психологии. Основные направления практической психологии. Особенности развития современной практической психологии в России.

Научные школы и теории современной психологии

Научные школы: понятие, функции, свойства, виды.

Научные коллективы, группы ученых и научные школы. Признаки научной школы. Функции научной школы: научно-образовательная, исследовательская, интерпретационная. Деятельность научной школы: логико-рациональный, личностно-психологический, социально-психологический аспекты. Основные характеристики ученого-лидера научной школы. Основные направления исследования научных школ.

 

Основные тенденции развития современной психологии.

Сферы центрации интереса в современных психологических исследованиях: исследования когнитивной сферы и сознания, саморегуляции и контроля за поведением, субъектного бытия и границ личности и др. Усиление роли прикладной и практической психологии. Тенденция стирания границ между разными научными направлениями психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы современной психологии. Тенденция интеграции психологии с другими науками и направления, возникающие на стыке наук (акмеология, психогенетика, психолингвистика, кросскультурная психология, средовая психология и т.п.). Тенденция интернационализации современной психологии.

 

Современное состояние и пути развития отечественной психологии

Разработка подходов в современной психологической науке: комплексный, системный, субъектный. Современные методы исследования в психологии: аппаратные, диагностические, интеграционные и др. Мэйнстрим современных отечественных исследований. Роль и определяющее влияние российских и зарубежных научных школ на развитие современной отечественной психологии.

Статистические методы в психологии





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.007 с.)