ТОП 10:

Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия.



Начать ответ следует с определения политики «просвещенного абсолютизма» (использование ряда идей французских и английских мыслителей для идеологического обоснования необходимости существования абсолютной монархии, а также для приспособления старого политического режима к новым условиям, к зарождавшимся буржуазным отношениям). При этом большинство европейских монархов, применявших эту политику, как правило, ограничивались ликвидацией наиболее устаревших феодальных пережитков в правовой сфере и сфере управления.

Следует отметить, что до сих пор среди историков идут споры о том, насколько искренняя была Екатерина II, используя модную идеологию Просвещения. Скорее всего, она преследовала чисто прагматические цели и, прежде всего, укрепление своего международного авторитета, заручившись поддержкой властителей дум европейского общественного мнения (например, Вольтера)

Далее следует рассмотреть основные мероприятия Екатерины II в духе «просвещенного абсолютизма». К ним можно отнести деятельность Вольного экономического общества в 1760-е гг., в том числе организацию по инициативе Екатерины II конкурса о путях решения крестьянского вопроса; созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-68 г.); секуляризацию церковного землевладения (1764 г.); упразднение монополий в торговле и попытки введения начал свободного предпринимательства (указы 1762 и 1775 гг.); Жалованные грамоты дворянству и горожанам (1785 г.), как попытку четко определить правовой статус этих сословий и тем самым реализовать основополагающий принцип Просвещения о верховенстве закона и др.

При анализе мероприятий политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II рекомендуется сравнить их с такой же политикой, проводившейся другими европейскими монархами- современниками Екатерины II (например, Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии и т.д.). Особое внимание при этом следует обратить на решение крестьянского вопроса. Если европейские монархи пошли по пути постепенной ликвидации остатков крепостного права, то при Екатерине II оно, наоборот, было ужесточено, а крепостные крестьяне были превращены фактически в рабов. В этом заключалось коренное отличие «просвещенного абсолютизма» Екатерины II от такой же политики в государствах Европы, ее главная особенность.

В заключение необходимо подвести итоги проведения политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II , а также попытаться ответить на вопрос, в чем причины расхождения между достаточно либеральными и прогрессивными принципами, которыми руководствовалась Екатерина и вопиющим произволом по отношению к крестьянам. Свяжите это с обстоятельствами вступления на престол Екатерины II . Используйте при этом обстоятельную статью о Екатерине II Н.М. Павленко, приведенную в списке литературы.

3. Преобразование государственной системы и социальная политика Екатерины II. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Ответ следует начать с анализа преобразований в системе управления Екатерины II. Особое внимание обратить на проведение реформы Сената 1763 г. и губернской реформы 1775 г. Выявить их основное содержание и последствия для дальнейшего развития системы управления в России.

Затем следует перейти к анализу социальной политики Екатерины II, прежде всего по отношению к дворянству (необходимо ознакомиться с основными положениями Жалованной грамоты российскому дворянству 1785 г.), к горожанам (необходимо ознакомиться с основными положениями Жалованной грамоты городам 1785 г.) и к крестьянству. Попробуйте ответить на вопрос - в чем причины закрепостительной политики по отношению к крестьянству и предоставления максимальных привилегий дворянству.

Следствием подобной политики стало нарастание недовольство со стороны крестьян вылившееся в самую мощную Крестьянскую войну в истории России под руководством Е. Пугачева. Ее рекомендуется рассмотреть по следующему плану: причины войны, основные этапы, итоги и последствия.

Рост внешнеполитического и военного могущества России. Российская имперская модель государственности

Внешнюю политику России 2-ой пол. XVIII в. рекомендуется рассмотреть по 3 основным направлениям.

1) борьба за выход в Черное море (русско-турецкие войны 1768- 1774 гг. и 1787-91 гг.). События этих войн удобнее рассмотреть по следующему плану:

· причины войны и повод к ней;

· ход военных действий, основные сражения;

· условия мирных договоров, их оценка.

В контексте второй русско-турецкой войны следует рассмотреть русско-шведскую войну 1788-90гг, ответив при этом на вопрос, какую цель преследовала Англия, всячески подталкивая Швецию к войне с Россией?

2) участие России в разделах Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.). Необходимо ответить на вопрос, была ли Россия заинтересована в разделах Польши, и каковы положительные и отрицательные последствия участия России в этих разделах?

3) взаимоотношения с революционной Францией. Здесь необходимо проследить, как менялось отношение Екатерины II к событиям Французской революции по мере их радикализации (от нейтралитета к полному неприятию и открытой враждебности) и почему?

В заключение, используя статью американского историка Х. Рэгсдейла (см. список рекомендуемой литературы), попробуйте выявить имперские черты во внешней политике Екатерины II, а также сравнить российскую имперскую модель государственности с западноевропейской. Обратите особое внимание на способы присоединения новых территорий и характер взаимоотношений имперских центральных органов власти и местной политической элиты, положение русского этноса по отношению к другим народам Российской империи.

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 479 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Высшая школа, 2007.

4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007.

5. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд., стереотип. / Рук. авт. кол. А.А. Данилов. М.: Дрофа, 2005.

6. История человечества: Т. 5: Россия / Под общ. ред. А.Я. Сахарова. М.: Магистр-Пресс, ЮНЕСКО, 2007. 773 с.

7. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Дашков и Ко, 2008. 813 с.

8. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. Основа курса истории России: Учебник. М.: Проспект, ТК Велби, 2008. 464 с.

9. Некрасова М.Б. Отечественная история: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. образование, 2008. 378 с.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.

б) дополнительная

1. Анисимов Е. Императрица Екатерина Великая. СПб.: Арка, 2007. 96 с.

2. Апальков B.C., Миняева И.М. История Отечества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. 543 с.

3. Брикнер А.Г. Смерть Павла I. М.: СТД, 2008. 399 с.

4. Гусляров Е. Екатерина II в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. М.: ОЛМА-Пресс, Звездный мир, 2004.

5. Павленко Н.И. Екатерина Великая. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2003.

6. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX в.: курс лекций. М.: Омега-Л, 2007.

7. Эйдельман Н. Твой XVIII век. Твой XIX век. М.: ВАГРИУС, 2008. 543 с.

 

Занятие 7-8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России – 4 часа

Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России

План семинара

1. Преображение Европы: становление индустриального общества.

2. Промышленный переворот в России. Особенности развития капиталистических отношений, формирования общероссийского рынка и третьего сословия.

3. Правление Александра I - «время упущенных возможностей».

4. Николай I и его Империя.

5. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.

1. При подготовке ответа на этот вопрос основное внимание следует уделить характеристике понятия «индустриальное общество (цивилизация)». Лучше всего это сделать через перечисление признаков индустриального общества по 4 сферам общественной жизни. При этом можно использовать соответствующий раздел учебного пособия «Глобальные конфликты в Новое и Новейшее время» (см. список рекомендуемой литературы).

 

§ В экономической сфере – переход к товарному хозяйству, от мануфактурного к фабрично-заводскому производству; бурное развитие капиталистических отношений, проведение промышленного переворота и затем индустриализации (при этом следует определить значение этих понятий);

§ В политической сфере – активизация политической активности населения, организация политических партий и движений, тенденция к установлению конституционных форм правления (республика или конституционная монархия), установление формально- юридического (но не фактического) равенства граждан;

§ В социальной сфере – изменение социальной структуры общества, преобладание двух новых классов – предпринимателей и наемных рабочих, постепенное повышение социально-правового статуса рабочих; процесс урбанизации, т.е. процесс переселения из сельской местности в города;

§ В культурной сфере – завершение секуляризации культуры, резкое повышение роли и значения науки.

Следует отметить, что в большинстве европейских государств переход к индустриальному обществу проходил органически, т.е. путем вызревания элементов нового общества внутри прежних феодальных отношений. При этом если противоречия между старыми и новыми отношениями накапливались сверх меры, они разрешались радикальным революционным путем (ранние буржуазные революции в Голландии, Англии, Франции). Хронологически переход к индустриальному обществу в наиболее развитых странах Европы начался в ХV1-ХVП вв. и завершился к началу Х1Х века.

2. Вопрос состоит из 2 частей. Первая часть посвящена характеристике проведения промышленного переворота в России. Ответ следует начать с определения понятия « промышленный переворот» (процесс перехода от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к фабрично-заводскому, основанному на использовании паровых машин, а затем электродвигателей), затем перечислить особенности промышленного переворота в России: запаздывающий характер; огромная роль государства при его проведении; влияние на ход промышленного переворота железнодорожного строительства; особая длительность (растянулся более чем на 50 лет с 1830х-1880-е гг.). В связи с этим необходимо ответить на вопрос, в чем причины такой длительности по времени промышленного переворота в России? Свяжите их с характером господствующих социально-экономических отношений в России этого периода.

Вторая часть вопроса посвящена анализу особенностей развития капиталистических отношений в России в ХVШ –Х1Х вв. Следует обратить особое внимание на отсталость социально-экономического и политического строя России того времени. Крепостное право являлось основной социально-экономических отношений, а это вело к крайне медленному формированию и развитию капиталистических отношений в экономике (отсутствовал рынок свободной рабочей силы, уровень капиталов у отечественных купцов и ремесленников из-за постоянных поборов со стороны государства был недостаточным для создания крупных предприятий капиталистического типа).

Также следует обратить внимание на замедленное формирование в России третьего сословия. Попробуйте самостоятельно выявить причины этого.

3. Ответ следует начать с характеристики личности Александра I (для этого можно использовать соответствующей раздел книги Г.Чулкова «Императоры»(Г.И. Чулков, Императоры: Психологические портреты, М.: Изд. «Московский рабочий», 1991), обратив особое внимание на сильные и слабые стороны его характера.

Внутреннюю политику Александр I можно разделить на 2 этапа: этап либеральных реформ (1821-1825 гг.) и консервативный этап (1821-1825 гг.). Для первого из них характерна попытка проведения широкомасштабных реформ, которые должны были охватывать все сферы общественной жизни. Необходимо четко разобраться с причинами перехода правительства Александра I к реформам. При этом особое внимание следует обратить на этот факт, что объективных, т.е. не зависящих от воли человека, причин реформ (экономических кризис, социальные выступления, внешнеполитические осложнения) в начале XIX в. не было, поэтому с самого начала положительный исход реформ был весьма проблематичным.

Далее следует проанализировать реформы Александра I, разделив их на три блока:

- реформы по крестьянскому вопросу;

- попытки реформы государственного строя (прежде всего, анализ 3-х конституционных проектов: Жалованной грамоты российскому народу 1801 г., конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г., проекта Уставной грамоты Российской империи Н.Н. Новосильцева 1818-1820 гг.);

- реформы в сфере образования.

Основное внимание следует обратить на выяснение причин неудачи большинства реформ (кроме реформ в сфере образования). Это прежде всего, отсутствие социальной базы и неприятие реформ большинством дворянства; личные качества Александра I (недостаточная сила воли, склонность к колебаниям); внешнеполитический фактор (Россия вела почти непрерывные войны, и в этой обстановке было не до реформ).

Кроме того, попробуйте представить, что произошло бы в России, если бы в стране была введена Конституция, в чьи руки попала бы власть в Парламенте, как парламентское большинство отнеслось бы к возможной отмене крепостного права.

В заключение необходимо подвести итоги правления Александра I.

4. Ответ на вопрос следует начать с краткой характеристики личности Николая I (можно использовать соответствующий раздел книги Г. Чулкова «Императоры»[1] и любое учебное пособие). Необходимо при этом отметить, что в отличие от Александра Николай I был цельной натурой, он не был склонен к колебаниям и, если уже что-то решил, стремился довести начатое до конца. Но при этом он был упрям и мстителен, никогда не признавал допущенных ошибок. Эти стороны его характера оказали значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России.

Внутреннюю политику Николая I рекомендуется рассмотреть, выделив три основных направления:

1)Курс на максимальную централизацию управления, личное вмешательство императора даже в мелкие дела. При этом следует обратить особое внимание на место и роль Собственной его императорского величества Канцелярии, объяснить, чем занималось каждое из ее 6-ти отделений и какие последствия это имело. Также попытайтесь ответить на вопрос, на какого монарха мог ориентироваться Николай I, проводя подобную политику;

2) Попытки решения крестьянского вопроса. Здесь следует выяснить личную позицию Николая I, а также ответить на вопрос, почему все ограничилось крайне незначительными улучшениям крестьянского быта?

2)Борьба с любыми проявлениям инакомыслия. Здесь следует обратить внимание на мероприятия в сфере культуры и образования и попытаться объяснить причины крайне консервативной политики Николая I в этом вопросе.

Внешнюю политику Николая I рекомендуется изучить, обозначив три направления:

- участие России в решении «восточного вопроса», т.е. в разделе владений ослабевшей Османской империи; при этом следует особо остановиться на конкретном участии России в 3 восточных кризисах: 1820-х гг., 1833-1834 гг., 1853-1856 гг.;

- борьба с революционным движением в Европе; здесь следует обратить внимание на то, как повлияла на имидж России интервенция русских войск в Венгрию в 1849 г.;

- дальнейшее продвижение на Кавказе и, прежде всего, Кавказская война 1817-1864 гг. При изучении этих событий необходимо ответить на вопрос, в чем причина особой длительности этой войны и можно ли ее считать колониальной со стороны России?

В заключение необходимо проанализировать итоги правления Николая I, обратить особое внимание на бюрократизацию и ее пагубные последствия не только в управлении, но и в других сферах общественной жизни.

5. Ответ на пятый вопрос следует начать с выяснения причин, побудивших правительство приступить к подготовке реформ, обратить особое внимание на внешнеполитический фактор (поражение в Крымской войне продемонстрировало технико-экономическую отсталость России, создало угрозу ее превращения во второстепенную державу). Именно этого фактора не хватало, например, Александру I для успешного воплощения своих замыслов.

Следует также обратить внимание на роль Александра II при проведении реформ, был ли он их инициатором. Затем необходимо раскрыть содержание самих реформ, отметив их особенности. Анализируя крестьянскую реформу 1861г., необходимо уяснить тот факт, что большинство дворян по-прежнему выступали против освобождения крестьян, т.к. бесплатный, пусть и малопроизводительный труд был для них выгоден. Правительство пошло, по сути, против воли своей социальной опоры ради общегосударственных интересов. При рассмотрении самой реформы необходимо четко разобраться с такими понятиями как временообязанное состояние, выкупная операция, принцип капитализации оброка, отрезки. Кроме того, следует иметь представление о причинах огромного количества крестьянских бунтов сразу после начала проведения реформы. Затем целесообразно проанализировать итоги проведения крестьянской реформы, ее сильные и слабые стороны.

Остальные реформы (земская 1864г., городская 1870г., судебная 1864г., военные 1860-1870-х гг.) можно рассмотреть по следующему плану: причина реформы, основное содержание, итоги и последствия, сильные и слабые стороны.

В заключение необходимо подвести общие итоги «великих реформ», ответив при этом на вопрос, почему часть общества, как «слева», так и «справа», не поддержали реформы, и есть ли в этом вина самого Александра I (для подготовки ответа можно использовать материалы статьи И.А. Христофора, опубликованной в журнале «Отечественная история, 2000, №1, с. 3-15).

Рекомендуемая литература

а) основная

1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 479 с.

2. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Высшая школа, 2007.

3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.

б) дополнительная

1. Еременко М.В. Царствование Александра III. М.: «Мир книги», 2008, 240 с.

2. Князев Е. Россия: От Смуты к реформам (XVII - XIX вв.): Курс лекций. М., 2009. 383 с.

3. Корнилов А.А. Александр II. М.: «Мир книги», 2008, 303 с.

4. Салов О.А. Земство - первый реальный институт местного самоуправления в России. М.: Экономика, 2004.

5. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России: Эпоха Александра I и Николая I. СПб.: Искусство-СПБ, 2007.461 с.

в) статьи







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.014 с.)