Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И промышленный переворот 1. Мир в XVIII – XIX столетиях. 2. Россия во времена преобразований Петра I и Екатерины II: общее и особенное. 3. Эпоха Великих реформ в истории России: Александр I, Александр II. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Промышленный переворот в Европе: основные этапы и события. 2. Как развивались социальные отношения в европейских государствах в XVIII веке? 3. В чем проявлялась политика просвещенного абсолютизма в Европе? 4. Почему многие историки считают петровские преобразования «центральным пунктом нашей истории» (В.О. Ключевский). 5. Охарактеризуйте цели и методы петровских преобразований. 6. Раскройте сущность реформ Петра I в области государственной власти. 7. Определите социальную сущность политики Петра I. 8. Какие цели и задачи стояли перед Петром I в области вешней политики? 9. Выявите особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. 10. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. 11. Почему ни одна крестьянская война XVII – XVIII вв. в России не окончилась победой революции? 12. Наполеоновские войны: взгляд из России и Западной Европы. 13. В чем особенность внутренней политики Александра I? 14. Почему крепостное право являлось тормозом прогресса в России? 15. В чем заключалась прогрессивная роль реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. в России? 16. Выделите особенности развития капитализма в России после отмены крепостного права. 17. Как изменился социальный состав российского общества после реформы 1861 г.? 18. Культурные традиции Нового времени: был ли у России свой путь в европейском духовном развитии? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX вв. // Российская история. 2010. № 2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIII вв.: В 3-х т. М., 1986 – 1992. Дэвис Н. История Европы. М., 2004. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М.,1990. Европейский либерализм в Новое время: теория и практика. М., 1995. Европейские революции 1848 г. «Принцип национальности в политике и идеологии». М., 2001. Закаурцева Т.А., Чудинов А.В., Золотухин М.Ю. Новая история стран Европы и Америки ХVI – ХIХ вв. В 3 ч.: Учебник для вузов. М., 2007 – 2008. Из истории буржуазных революций нового времени. М., 1985. История дипломатии. М, 2006. Кондаурова Т.Н. Военное наследие в Европе и России XVIII – XIX в. // Новая и новейшая история. 2010. № 5. Кудрина Ю.В. Александр III и развитие исторических знаний в России // Новая и новейшая история. 2008. № 6. Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. № 5. Миньяр-Белоручев К. Власть пространства и власть над пространством: территориальный рост США и России в XIX веке // Власть. 2010. № 5. Новая история стран Европы и Америки. ХVI – ХIХ века. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарёва. Ч. 1 – 3. М.: Владос, 2005 –2008. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2008. Орлик И.И. Венгерская революция 1848-1849 гг. и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 2. Пискунова Е. Политика Наполеона в отношении французских эмигрантов // Власть. 2009. № 11. Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории. 2009. № 6. Черкасов П.М. политические реформы Александра II в донесения и очерках посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. 2010. № 3. Шамхолов М. Значение земской реформы в формировании идеи местного самоуправления // Власть. 2010. № 6. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е гг. XIX в. // Вопросы истории. 2008. № 5. Эриксон П. (Швеция) Шведские историки о Карле XII и Великой Северной войне // Новая и новейшая история. № 4. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса надлежит рассмотреть роль XVIII века в европейской и мировой истории. Студент должен разбираться в проблеме перехода в «царство разума» и выявлять новые взаимосвязи и различия между Россией и Европой. Изменения в международном положении империи. Уделить внимание новейшим исследованиям истории Российского государства в XVIII – XIX вв. Студент должен разбираться в вопросах, касающихся развития системы международных отношений; формирования колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства; роли международной торговли. Проанализировать источники первоначального накопления капитала; роль городов и цеховых структур; а также развитие мануфактурного производства. Особое внимание уделить вопросу о промышленном перевороте в Европе и России: выявить общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.; европейское Просвещение и рационализм – данные вопросы должны быть проанализированы студентом. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII – XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Для усвоения второго вопроса необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма и усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, основные направления «европеизации» страны, роль государства в их осуществлении. Оценить эволюцию социальной структуры общества и историческое значение реформ Петра I. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Также необходимо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II, истоки и сущность дуализма внутренней политики; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., новый юридический статус дворянства, основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта, разделы Польши, присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». При подготовке к семинару по третьему вопросу необходимо рассмотреть причины дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы, нарастания отставания России от стран Европы. Показать вызревание новых капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. Охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции; оценить деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, вскрыть причины свёртывания реформ. Изучить предпосылки декабристского движения, результаты деятельности декабристских обществ, дать характеристику их политических программ. Необходимо, далее, выяснить и усвоить главное в содержании внешней политики России в первой половине XIX в., проследить рост влияния России на Кавказе и в Закавказье. Рассматривая западное направление внешней политики, акцентировать внимание на причинах и характере Отечественной войны 1812 г., осветить ход военных действий, итоги и значение Отечественной войны. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Проанализировать влияние Венского конгресса и его решений на судьбы Европы XIX в. Затем студенту следует показать место Николая I в отечественной истории, его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране, раскрыть деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления, выявить цели экономической политики государства и причины технологической отсталости России. Студенту следует уделить должное внимание развитию общественной мысли во второй четверти XIX в., выявить предпосылки формирования охранительного, либерального и революционно-социалистического направлений в общественной жизни, оценить деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др. В данной теме необходимо изучить ведущие тенденции в развитии западноевропейской цивилизации во второй половине XIX в. Проведя сравнительный анализ социально-экономического и политического развития европейских государств и Российской империи, выделить факторы, которые обуславливали отставание России, выявить предпосылки ликвидации крепостного права и проведения либеральных реформ. Особое внимание следует обратить на подготовку и проведение крестьянской реформы. Раскрыть содержание и буржуазный характер преобразований 60 – 70-х гг.: финансовой, реформы образования, земской, городской, судебной, военной реформ; раскрыть причины незавершенности буржуазных реформ. Показать причинную обусловленность контрреформ 80 – 90-х гг., их сущность и результаты. Оценить итоги и последствия преобразований второй половины XIX в. Следует также выяснить, в чём заключалась специфика развития капитализма в России в пореформенные годы. Для этого надо рассмотреть динамику развития финансовой системы страны и отраслей промышленности, проследить появление новых черт в сельскохозяйственном производстве. В заключении сделать сравнение основных показателей экономического развития страны в начале и в конце пореформенного периода. При изучении данной темы следует выяснить и проанализировать предпосылки возникновения общественных движений в России, какие изменения в общественном сознании произошли в стране в связи с её капиталистической модернизацией. Необходимо уяснить, какие классы стали основой для возникновения консервативного, либерального и революционного общественно-политических лагерей. Рассмотреть основные теоретические предпосылки консерватизма, либерализма и революционной идеологии, сделать вывод о реальных возможностях воплощения их на практике. Следует обратить внимание, что преобразования 1860 – 1880 гг. в исторической литературе уже в прошлом веке получили название «эпохи великих реформ». Важно уяснить, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, представлявшие собой одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Необходимо оценить их в целом, отметив, что в результате данных реформ в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.009 с.) |