Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Россия и мир в хх векеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Занятие 1. 1. Страны Западной Европы и России в конце XIX – начале XX века: особенности экономического, политического и социального развития. 2. Революционные события в России и Западной Европе в начале XX века. 3. Мировой экономический кризис в странах Западной Европы в конце 20-х – начале 30-х гг. и пути выхода из него. 4. Курс на строительство социализма в СССР и его последствия. Становление административно-командной системы в стране. Занятие 2. 1. Расстановка политических сил накануне Второй мировой войны. Начало войны. Расстановка политических сил накануне второй мировой войны. Начало войны. 2. Великая Отечественная война Советского народа (1941 – 1945 гг.). Победа СССР в войне – ее итоги и уроки. 3. Основные этапы и события международных отношений в конце 40-х – 80-е гг. XX века. 4. Проблемы развития советского общества в 50-80-е гг. и пути их решения. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева и концепция «развитого социализма». Л.И. Брежнев. Попытки модернизации советского общества. М.С. Горбачев. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие изменения в государственном устройстве западноевропейских стран в конце XIX – начале XX в. по сравнению с XVIII – XIX вв. вы считаете наиболее существенными? 2. Что изменилось в положении английских и французских рабочих в начале XX века? 3. Что изменилось в положении английской и французской буржуазии в начале XX века? 4. Выделите особенности развития капитализма в России в конце XIX – начале XX в. 5. Раскройте экономические, социально-политические предпосылки революционного кризиса в России в начале XX века. 6. Согласны ли вы с утверждением, что развитие промышленных и банковских монополий в конце XIX в. было неизбежным? Свою точку зрения обоснуйте. 7. Чем можно объяснить популярность революционных идей в русском обществе в конце XIX –начале XX в.? 8. Выделите основные итоги революции 1905 – 1907 гг. Как повлияла эта революция на дальнейшее развитие страны? 9. Как повлияла Первая мировая война на общественно-политическое развитие России? 10. Как вы думаете, могла ли Россия пойти по пути конституционной монархии в феврале 1917 г.? 11. Почему в 1917 г. большевикам удалось захватить власть? 12. Как происходило становление тоталитарного государства в России? 13. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем сходство и отличие по сравнению с Первой мировой войной? 14. Выделите основные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. 15. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? 16. Какие достижения политики «оттепели» можно выделить? 17. Выделите тенденции экономического и социального развития СССР в 70 – 80-е гг. В чем причина растущего отставания СССР от Западных держав? 18. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг. Могла ли политика «разрядки» быть продолжительной? 19. Выделите цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в конце 1985 – 1991 гг. 20. Раскройте основные направления во взаимоотношениях европейских стран и Российской Федерации в конце XX века. Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Андреев А.А. Свержение монархии в 1917 года: крушение трона и алтаря // Общество науки и современности. 2009. № 3. Алатри П. Происхождение фашизма. М., 1961. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х т. Пер. с итал. М., 1994. Вострикова В. Власть в представлении российских либералов н. XX в. // Общество науки и современности. 2010. № 1. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении: 1922 – 1982. Новосибирск, 2000. Вихивайнен Т. (Финляндия) К 70летию начала «Зимней войны» // Российская история. 2009. № 5. Вторая мировая война: два взгляда. М., 1995. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. Гареев М.А. Об уроках и опыте Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2010. № 5. Голубев А.В. «Мы ждали второго фронта: союзники глазами советского общества в годы Второй мировой войны // Российская история. 2009. № 6. Европа между войной и миром. 1918 – 1939 гг. М., 1992. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века. М., 2004. Искондерова А. Ленин, Троцкий, Сталин. Русская революция 1917 г. В фокусе взаимоотношений ее вождей // Вопросы истории. 2009. № 7. История второй мировой войны. Т. 1 – 12. М., 1973 – 1982. История дипломатии. М, 2006. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Коваленко С.Г. Реформы управлению народным хозяйством СССР середины 1980 – 1970-х гг. // Вопросы истории. 2008. № 6. Кто есть кто во Второй мировой войне / Под ред. Дж. Кигана. Лондон – Нью-Йорк – М., 2000. Курляндский И.А. 1937 год: власть не от Бога // Вопросы истории. 2009. № 10. Лосик А.В., Щерба А.Н. Война. Народная победа. Взгляд ученых на историю Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2010. № 2. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М.,2008. Макаренко П.В. Большевики и Брестский мир // Вопросы истории. 2010. № 3. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2001. Мировые войны XX века: в 4 кн. М., 2002. Монин С.М. Война и общество в XX веке // Новая и новейшая история. 2009. № 6. Нефедов С.А. Истоки 1905 года: Революция «извне» // Вопросы Истории. 2007. № 1. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. М., 2006, 2009. Птицын А.Н. Торгово-экономические отношения России и Австро-Венгрии к XIX – началу XX в. / // Вопросы истории. 2010. № 2. Сахаров А.Н. 1930 год «коренного перелома» и начале Большого террора // Вопросы истории. 2008. № 9. Системная история международных отношений. В 2 тт. М., 2006. Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. М.,2005. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 / В 6 тт. М., 1975 – 1980. Союзники в войне 1941 – 1945. М., 1995. Сенявский А.С. Россия в контексте мировой модернизации // Новая и новейшая история. 2009. № 5. Соколов В.В. Великобритания на пути ко Второй мировой войне // Новая и новейшая история. 2009. № 5. Старцев В.И. Россия и Лондонский пакт 26(13) апреля 1915 // Вопросы истории. 2010. № 5. Томилин В.Н. Компания по освоению целинных и залесных земель в 1954 – 1959 гг. // Вопросы истории. 2009. № 9. Типпельскирх К. История второй мировой войны. М., 1956. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. Вып. 2. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001. Фельдман М.А. Отношение к культурным ценностям у рабочих СССР в двадцатые года XX века // Общество науки и современности. 2009. № 5. Фролова Е.И. Борис Савинков: террор как трагедия // Вопросы истории. 2009. № 3. Холодная война. 1945 – 1963 гг.: Историческая ретроспектива / Под ред. Н.И. Егоровой и А.О. Чубарьяна. М., 2003. Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение – пролог Второй мировой войны (по архивным материалам ФСБ России) // Новая и новейшая история. 2009. № 1. Христофоров В.С. Трудный путь к Женевским соглашениям. 1988 по Афганистану // Новая и новейшая история. 2008. № 5. Чубарьян А.О. Прощание с XX веком // Новая и новейшая история. 2002. № 1. Цветников В.Ж. 100летие «Вех». Интеллигенция и власть в России. Российская история // Вопросы истории. 2009. № 6. Ярузельский В. (Республика Польша). Можно ли было избежать введения военного положения в Польше в 1981 году // Новая и Новейшая история. 2008. № 4. Методические рекомендации. Раскрывать первый вопрос студент должен начать с капиталистических войн конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Затем рассмотреть завершение раздела мира и борьбу за колонии; политику США; особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан. Обсуждение темы целесообразнее продолжить с характеристики Российской экономики конца XIX – начала ХХ вв. (подъемы и кризисы, их причины); сравнительного анализа развития промышленности и сельского хозяйства в Европе, США, странах Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Необходимо показать форсирование российской индустриализации «сверху»; усиление государственного регулирования экономики; раскрыть реформы С.Ю.Витте. Студент должен охарактеризовать русскую деревню в начале века и показать обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Далее следует продолжить, дав определение понятия «политическая партия». Перед характеристикой политических партий необходимо показать особенности общественно-политических движений начала ХХ в.: революционного, либерального, консервативного. Политические партии необходимо характеризовать по следующему плану: генезис, классификация, программа, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Делая вывод на основе изученного материала, выявляется роль партий в политической жизни России в начале ХХ в. В процессе изучения темы надо выяснить и проанализировать предпосылки первой революции в России; её характер, особенности, основные этапы. Дать характеристику классовых и политических сил накануне и в начале революции. Рассматривая деятельность политических партий, следует сосредоточиться на анализе программных документов, их основных целей и тактики в период революции. Выяснить: как ставился вопрос о власти, каким образом предлагалось решать аграрный, рабочий и национальный вопросы, как определялись перспективы развития России. В отдельный вопрос целесообразно выделить систему российского парламентаризма, отношения между правительством, Госсоветом и Думой. Необходимо так же познакомиться с основными моментами в деятельности I, II, III и IV Государственных дум, сущностью парламентских дебатов по аграрному вопросу и выяснить причины роспуска первых двух Дум царём. Особенно важно проанализировать ситуацию, сложившуюся в России после революции 1905 – 1907 гг., раскрыть сущность третьеиюньского переворота, нового избирательного закона. Показать, в чём сложность и противоречивость послереволюционного периода, что изменилось в позиции политических партий. Затем следует раскрыть сущность и цели аграрной реформы, проанализировать и оценить главное в ней, её результаты, показать отношение различных политических сил России к этой реформе. Определить роль П.А. Столыпина как реформатора. Продолжать рассматривать первое занятие надлежит вопросом о I мировой войне: предпосылках, ходе, итогах. Прежде всего, следует выяснить главные причины первой мировой войны, связать их с особенностями развития капитализма на империалистической стадии. Выделить мотивы участия России в войне вообще, в составе Антанты в частности; определить характер войны, её особенности и масштабы, цели и планы враждующих сторон по ведению боевых действий. Изучая этапы и главные события войны, надо выяснить, как менялась роль фронтов (Западного и Восточного) по мере углубления военного конфликта, проследить развитие взаимоотношений России и её союзников по Антанте. Особенно важно выяснить глубинные причины поражения Российской армии в войне, влияние на него совокупности социально-экономических и политических факторов, в т.ч. позиции правящих кругов Англии и Франции. Необходимо, далее, раскрыть отношение различных классов и социальных слоев российского общества к войне, позиции политических партий (черносотенных, буржуазных и социалистических), сущность их лозунгов. Опираясь на фактический материал, показать тяжёлые последствия войны, её влияние на обстановку в России: обострение социальных противоречий, упадок хозяйства, усиление политического кризиса самодержавия, назревание системного кризиса; подчеркнуть невозможность дальнейшей реализации реформаторской альтернативы общественного развития. Также в данной теме необходимо выяснить предпосылки второй революции в России, её сходство с революцией 1905 – 1907 гг. и отличие, а также характер и задачи Февральской революции. Рассмотреть ход революции, значение свержения самодержавия; уяснить, почему революция завершилась установлением двоевластия, какой была его классовая сущность. Показать борьбу политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков) за реализацию своих стратегических установок в условиях двоевластия и после июльских событий 1917 г. Проследить эволюцию самих партий в рассматриваемый период: почему партии кадетов не удалось реализовать свою программу, и она потерпела политическое поражение; чем был вызван раскол в социалистических партиях; когда и почему произошел резкий поворот в массах к большевикам. Студенту также необходимо вникнуть в суть кризиса, который переживала Россия осенью 1917 г., проанализировать расстановку классовых сил и позиции политических партий, причины усиления позиций радикальных партий. Рассмотреть октябрьские события 1917 г., выявить роль партии большевиков и ее лидера в подготовке и победе Октябрьского вооружённого восстания, установление диктатуры пролетариата в форме Советов, а также значение Декретов II съездов Советов и поддержки из большей частью населения обеих столиц и основных регионов страны. Определить место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории. Показать, как оценивалось это событие в советской исторической и зарубежной литературе – лидерами партии большевиков, меньшевиков, русскими эмигрантами, в т.ч. лидерами кадетов, зарубежными историками, политическими деятелями; что нового в оценках Октябрьской революции 1917 г., социалистического выбора появилось в последние годы. В истории Гражданской войны необходимо, прежде всего, выяснить её истоки, разобраться в причинах раскола общества, показать цели, средства их достижения различными классами и партиями в войне. Должны быть осмыслены факторы, повлиявшие на особую ожесточенность Гражданской войны, в т.ч. влияние иностранной военной интервенции, её оценки в современной литературе. Важно также разобраться с особенностями и дать обоснование различий в периодизации основных событий Гражданской войны, особое внимание уделить военным событиям на Северном Кавказе, противоборству Добровольческой армии и XI Северо-Кавказской Красной армии, роли в этих событиях казачества, его положению в условиях Гражданской войны. Разобраться в политике противоборствующих лагерей, их социальной базе, целях и средствах. Дать оценку террора как деструктивного фактора в войне. В заключение уяснить итоги, последствия и уроки Гражданской войны, осмыслить современные воззрения и оценки. Для понимания того, почему Советская власть должна была перейти после окончания Гражданской войны к НЭПу, необходимо изучить международное и внутреннее положение Советской республики к началу 20-х гг., разобраться в причинах экономического, социально-политического и внутрипартийного кризиса, преодолеть который было невозможно без отказа от политики военного коммунизма. Ознакомиться с сущностью, целями, путями реализации НЭПа, понять причины противоречивости экономических мероприятий, приведших НЭП к кризису. Изучить основные результаты НЭПа к середине 20-х годов, принципы, которые предполагалось реализовать в ходе дальнейшего развития страны. Оценить роль НЭПа в истории страны, значение опыта её разработки и осуществления. Студент должен проанализировать капиталистическую мировую экономику в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Следует показать альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Указать на идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Студент должен быть готовым к дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Опираясь на изученный материал, необходимо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Далее следует раскрыть внешнеполитическую деятельность Советского государства, показать её цели и результаты; оценить советско-германский пакт о ненападении и секретные протоколы к нему. Необходимо составить представление о состоянии Вооруженных сил СССР накануне и в начале войны, мерах по организации обороны и крепкого тыла. Дать характеристику военно-политического положения в первый период войны, её основных этапов. Уяснить предпосылки и значение коренного перелома в ходе войны, роль Вооруженных Сил, советского народа в разгроме фашистской Германии. Раскрыть экономические основы Победы. Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне – избавление народов Европы от фашистского ига. Проанализировать итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. А также обосновать решающую роль СССР в разгроме фашистской Германии, историческое значение победы над фашизмом. Продолжая рассматривать второе занятие данной темы, студенту необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем. Определить социально-экономическое состояние советского общества после войны. Затем студенту необходимо проанализировать превращение США в сверхдержаву; новые международные организации; показать осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции; уделить внимание началу холодной войны; созданию НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950 – 1953 гг. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США; ужесточение политического режима и идеологического контроля; создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. При изучении данного занятия также следует остановиться на вопросе колониальной системы, показать формирование движения неприсоединения; арабские революции, «свободную Африку», соперничество сверхдержав. Уделить внимание революции на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г. При подготовке к семинарскому занятию студент должен внимательно изучить литературу, рекомендуемую по данной теме, соответствующий нормативный материал и быть готовым к дискуссии на тему «Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития». Также следует уделить должное внимание вопросу гонки вооружений (1945-1991); распространению оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роли в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением. Студент должен показать развитие мировой экономики в 1945 – 1991 гг.; создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы. Затем целесообразно рассмотреть процессы стагнации в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.01 с.) |