Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Россия и мир в хх веке

Поиск

Занятие 1.

1. Страны Западной Европы и России в конце XIX – начале XX века: особенности экономического, политического и социального развития.

2. Революционные события в России и Западной Европе в начале XX века.

3. Мировой экономический кризис в странах Западной Европы в конце 20-х – начале 30-х гг. и пути выхода из него.

4. Курс на строительство социализма в СССР и его последствия. Становление административно-командной системы в стране.

Занятие 2.

1. Расстановка политических сил накануне Второй мировой войны. Начало войны. Расстановка политических сил накануне второй мировой войны. Начало войны.

2. Великая Отечественная война Советского народа (1941 – 1945 гг.). Победа СССР в войне – ее итоги и уроки.

3. Основные этапы и события международных отношений в конце 40-х – 80-е гг. XX века.

4. Проблемы развития советского общества в 50-80-е гг. и пути их решения. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева и концепция «развитого социализма». Л.И. Брежнев. Попытки модернизации советского общества. М.С. Горбачев.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие изменения в государственном устройстве западноевропейских стран в конце XIX – начале XX в. по сравнению с XVIII – XIX вв. вы считаете наиболее существенными?

2. Что изменилось в положении английских и французских рабочих в начале XX века?

3. Что изменилось в положении английской и французской буржуазии в начале XX века?

4. Выделите особенности развития капитализма в России в конце XIX – начале XX в.

5. Раскройте экономические, социально-политические предпосылки революционного кризиса в России в начале XX века.

6. Согласны ли вы с утверждением, что развитие промышленных и банковских монополий в конце XIX в. было неизбежным? Свою точку зрения обоснуйте.

7. Чем можно объяснить популярность революционных идей в русском обществе в конце XIX –начале XX в.?

8. Выделите основные итоги революции 1905 – 1907 гг. Как повлияла эта революция на дальнейшее развитие страны?

9. Как повлияла Первая мировая война на общественно-политическое развитие России?

10. Как вы думаете, могла ли Россия пойти по пути конституционной монархии в феврале 1917 г.?

11. Почему в 1917 г. большевикам удалось захватить власть?

12. Как происходило становление тоталитарного государства в России?

13. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем сходство и отличие по сравнению с Первой мировой войной?

14. Выделите основные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне.

15. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»?

16. Какие достижения политики «оттепели» можно выделить?

17. Выделите тенденции экономического и социального развития СССР в 70 – 80-е гг. В чем причина растущего отставания СССР от Западных держав?

18. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг. Могла ли политика «разрядки» быть продолжительной?

19. Выделите цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в конце 1985 – 1991 гг.

20. Раскройте основные направления во взаимоотношениях европейских стран и Российской Федерации в конце XX века.

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Андреев А.А. Свержение монархии в 1917 года: крушение трона и алтаря // Общество науки и современности. 2009. № 3.

Алатри П. Происхождение фашизма. М., 1961.

Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х т. Пер. с итал. М., 1994.

Вострикова В. Власть в представлении российских либералов н. XX в. // Общество науки и современности. 2010. № 1.

Випперман В. Европейский фашизм в сравнении: 1922 – 1982. Новосибирск, 2000.

Вихивайнен Т. (Финляндия) К 70летию начала «Зимней войны» // Российская история. 2009. № 5.

Вторая мировая война: два взгляда. М., 1995.

Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.

Гареев М.А. Об уроках и опыте Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2010. № 5.

Голубев А.В. «Мы ждали второго фронта: союзники глазами советского общества в годы Второй мировой войны // Российская история. 2009. № 6.

Европа между войной и миром. 1918 – 1939 гг. М., 1992.

Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века. М., 2004.

Искондерова А. Ленин, Троцкий, Сталин. Русская революция 1917 г. В фокусе взаимоотношений ее вождей // Вопросы истории. 2009. № 7.

История второй мировой войны. Т. 1 – 12. М., 1973 – 1982.

История дипломатии. М, 2006.

История фашизма в Западной Европе. М., 1978.

Коваленко С.Г. Реформы управлению народным хозяйством СССР середины 1980 – 1970-х гг. // Вопросы истории. 2008. № 6.

Кто есть кто во Второй мировой войне / Под ред. Дж. Кигана. Лондон – Нью-Йорк – М., 2000.

Курляндский И.А. 1937 год: власть не от Бога // Вопросы истории. 2009. № 10.

Лосик А.В., Щерба А.Н. Война. Народная победа. Взгляд ученых на историю Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2010. № 2.

Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М.,2008.

Макаренко П.В. Большевики и Брестский мир // Вопросы истории. 2010. № 3.

Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2001.

Мировые войны XX века: в 4 кн. М., 2002.

Монин С.М. Война и общество в XX веке // Новая и новейшая история. 2009. № 6.

Нефедов С.А. Истоки 1905 года: Революция «извне» // Вопросы Истории. 2007. № 1.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. М., 2006, 2009.

Птицын А.Н. Торгово-экономические отношения России и Австро-Венгрии к XIX – началу XX в. / // Вопросы истории. 2010. № 2.

Сахаров А.Н. 1930 год «коренного перелома» и начале Большого террора // Вопросы истории. 2008. № 9.

Системная история международных отношений. В 2 тт. М., 2006.

Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. М.,2005.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 / В 6 тт. М., 1975 – 1980.

Союзники в войне 1941 – 1945. М., 1995.

Сенявский А.С. Россия в контексте мировой модернизации // Новая и новейшая история. 2009. № 5.

Соколов В.В. Великобритания на пути ко Второй мировой войне // Новая и новейшая история. 2009. № 5.

Старцев В.И. Россия и Лондонский пакт 26(13) апреля 1915 // Вопросы истории. 2010. № 5.

Томилин В.Н. Компания по освоению целинных и залесных земель в 1954 – 1959 гг. // Вопросы истории. 2009. № 9.

Типпельскирх К. История второй мировой войны. М., 1956.

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. Вып. 2.

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.

Фельдман М.А. Отношение к культурным ценностям у рабочих СССР в двадцатые года XX века // Общество науки и современности. 2009. № 5.

Фролова Е.И. Борис Савинков: террор как трагедия // Вопросы истории. 2009. № 3.

Холодная война. 1945 – 1963 гг.: Историческая ретроспектива / Под ред. Н.И. Егоровой и А.О. Чубарьяна. М., 2003.

Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение – пролог Второй мировой войны (по архивным материалам ФСБ России) // Новая и новейшая история. 2009. № 1.

Христофоров В.С. Трудный путь к Женевским соглашениям. 1988 по Афганистану // Новая и новейшая история. 2008. № 5.

Чубарьян А.О. Прощание с XX веком // Новая и новейшая история. 2002. № 1.

Цветников В.Ж. 100летие «Вех». Интеллигенция и власть в России. Российская история // Вопросы истории. 2009. № 6.

Ярузельский В. (Республика Польша). Можно ли было избежать введения военного положения в Польше в 1981 году // Новая и Новейшая история. 2008. № 4.

Методические рекомендации.

Раскрывать первый вопрос студент должен начать с капиталистических войн конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Затем рассмотреть завершение раздела мира и борьбу за колонии; политику США; особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.

Обсуждение темы целесообразнее продолжить с характеристики Российской экономики конца XIX – начала ХХ вв. (подъемы и кризисы, их причины); сравнительного анализа развития промышленности и сельского хозяйства в Европе, США, странах Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.

Необходимо показать форсирование российской индустриализации «сверху»; усиление государственного регулирования экономики; раскрыть реформы С.Ю.Витте. Студент должен охарактеризовать русскую деревню в начале века и показать обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.

Далее следует продолжить, дав определение понятия «политическая партия». Перед характеристикой политических партий необходимо показать особенности общественно-политических движений начала ХХ в.: революционного, либерального, консервативного. Политические партии необходимо характеризовать по следующему плану: генезис, классификация, программа, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Делая вывод на основе изученного материала, выявляется роль партий в политической жизни России в начале ХХ в.

В процессе изучения темы надо выяснить и проанализировать предпосылки первой революции в России; её характер, особенности, основные этапы. Дать характеристику классовых и политических сил накануне и в начале революции.

Рассматривая деятельность политических партий, следует сосредоточиться на анализе программных документов, их основных целей и тактики в период революции. Выяснить: как ставился вопрос о власти, каким образом предлагалось решать аграрный, рабочий и национальный вопросы, как определялись перспективы развития России.

В отдельный вопрос целесообразно выделить систему российского парламентаризма, отношения между правительством, Госсоветом и Думой. Необходимо так же познакомиться с основными моментами в деятельности I, II, III и IV Государственных дум, сущностью парламентских дебатов по аграрному вопросу и выяснить причины роспуска первых двух Дум царём. Особенно важно проанализировать ситуацию, сложившуюся в России после революции 1905 – 1907 гг., раскрыть сущность третьеиюньского переворота, нового избирательного закона. Показать, в чём сложность и противоречивость послереволюционного периода, что изменилось в позиции политических партий.

Затем следует раскрыть сущность и цели аграрной реформы, проанализировать и оценить главное в ней, её результаты, показать отношение различных политических сил России к этой реформе. Определить роль П.А. Столыпина как реформатора.

Продолжать рассматривать первое занятие надлежит вопросом о I мировой войне: предпосылках, ходе, итогах.

Прежде всего, следует выяснить главные причины первой мировой войны, связать их с особенностями развития капитализма на империалистической стадии. Выделить мотивы участия России в войне вообще, в составе Антанты в частности; определить характер войны, её особенности и масштабы, цели и планы враждующих сторон по ведению боевых действий.

Изучая этапы и главные события войны, надо выяснить, как менялась роль фронтов (Западного и Восточного) по мере углубления военного конфликта, проследить развитие взаимоотношений России и её союзников по Антанте. Особенно важно выяснить глубинные причины поражения Российской армии в войне, влияние на него совокупности социально-экономических и политических факторов, в т.ч. позиции правящих кругов Англии и Франции.

Необходимо, далее, раскрыть отношение различных классов и социальных слоев российского общества к войне, позиции политических партий (черносотенных, буржуазных и социалистических), сущность их лозунгов. Опираясь на фактический материал, показать тяжёлые последствия войны, её влияние на обстановку в России: обострение социальных противоречий, упадок хозяйства, усиление политического кризиса самодержавия, назревание системного кризиса; подчеркнуть невозможность дальнейшей реализации реформаторской альтернативы общественного развития.

Также в данной теме необходимо выяснить предпосылки второй революции в России, её сходство с революцией 1905 – 1907 гг. и отличие, а также характер и задачи Февральской революции. Рассмотреть ход революции, значение свержения самодержавия; уяснить, почему революция завершилась установлением двоевластия, какой была его классовая сущность. Показать борьбу политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков) за реализацию своих стратегических установок в условиях двоевластия и после июльских событий 1917 г. Проследить эволюцию самих партий в рассматриваемый период: почему партии кадетов не удалось реализовать свою программу, и она потерпела политическое поражение; чем был вызван раскол в социалистических партиях; когда и почему произошел резкий поворот в массах к большевикам.

Студенту также необходимо вникнуть в суть кризиса, который переживала Россия осенью 1917 г., проанализировать расстановку классовых сил и позиции политических партий, причины усиления позиций радикальных партий. Рассмотреть октябрьские события 1917 г., выявить роль партии большевиков и ее лидера в подготовке и победе Октябрьского вооружённого восстания, установление диктатуры пролетариата в форме Советов, а также значение Декретов II съездов Советов и поддержки из большей частью населения обеих столиц и основных регионов страны. Определить место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории. Показать, как оценивалось это событие в советской исторической и зарубежной литературе – лидерами партии большевиков, меньшевиков, русскими эмигрантами, в т.ч. лидерами кадетов, зарубежными историками, политическими деятелями; что нового в оценках Октябрьской революции 1917 г., социалистического выбора появилось в последние годы.

В истории Гражданской войны необходимо, прежде всего, выяснить её истоки, разобраться в причинах раскола общества, показать цели, средства их достижения различными классами и партиями в войне. Должны быть осмыслены факторы, повлиявшие на особую ожесточенность Гражданской войны, в т.ч. влияние иностранной военной интервенции, её оценки в современной литературе. Важно также разобраться с особенностями и дать обоснование различий в периодизации основных событий Гражданской войны, особое внимание уделить военным событиям на Северном Кавказе, противоборству Добровольческой армии и XI Северо-Кавказской Красной армии, роли в этих событиях казачества, его положению в условиях Гражданской войны. Разобраться в политике противоборствующих лагерей, их социальной базе, целях и средствах. Дать оценку террора как деструктивного фактора в войне. В заключение уяснить итоги, последствия и уроки Гражданской войны, осмыслить современные воззрения и оценки.

Для понимания того, почему Советская власть должна была перейти после окончания Гражданской войны к НЭПу, необходимо изучить международное и внутреннее положение Советской республики к началу 20-х гг., разобраться в причинах экономического, социально-политического и внутрипартийного кризиса, преодолеть который было невозможно без отказа от политики военного коммунизма. Ознакомиться с сущностью, целями, путями реализации НЭПа, понять причины противоречивости экономических мероприятий, приведших НЭП к кризису. Изучить основные результаты НЭПа к середине 20-х годов, принципы, которые предполагалось реализовать в ходе дальнейшего развития страны. Оценить роль НЭПа в истории страны, значение опыта её разработки и осуществления.

Студент должен проанализировать капиталистическую мировую экономику в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Следует показать альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Указать на идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Студент должен быть готовым к дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Опираясь на изученный материал, необходимо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Далее следует раскрыть внешнеполитическую деятельность Советского государства, показать её цели и результаты; оценить советско-германский пакт о ненападении и секретные протоколы к нему. Необходимо составить представление о состоянии Вооруженных сил СССР накануне и в начале войны, мерах по организации обороны и крепкого тыла. Дать характеристику военно-политического положения в первый период войны, её основных этапов. Уяснить предпосылки и значение коренного перелома в ходе войны, роль Вооруженных Сил, советского народа в разгроме фашистской Германии. Раскрыть экономические основы Победы. Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне – избавление народов Европы от фашистского ига. Проанализировать итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. А также обосновать решающую роль СССР в разгроме фашистской Германии, историческое значение победы над фашизмом.

Продолжая рассматривать второе занятие данной темы, студенту необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем. Определить социально-экономическое состояние советского общества после войны.

Затем студенту необходимо проанализировать превращение США в сверхдержаву; новые международные организации; показать осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции; уделить внимание началу холодной войны; созданию НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950 – 1953 гг. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США; ужесточение политического режима и идеологического контроля; создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы.

При изучении данного занятия также следует остановиться на вопросе колониальной системы, показать формирование движения неприсоединения; арабские революции, «свободную Африку», соперничество сверхдержав. Уделить внимание революции на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен внимательно изучить литературу, рекомендуемую по данной теме, соответствующий нор­мативный материал и быть готовым к дискуссии на тему «Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития».

Также следует уделить должное внимание вопросу гонки вооружений (1945-1991); распространению оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роли в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.

Студент должен показать развитие мировой экономики в 1945 – 1991 гг.; создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

Затем целесообразно рассмотреть процессы стагнации в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.01 с.)