Основы методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологии исторической науки



Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что изучает историческая наука? Какие закономерности изучает историческая наука?

2. Какова роль исторических вспомогательных дисциплин в познании?

3. Какие вспомогательные исторические дисциплины существуют? Какие стороны жизни человечества изучают?

4. Какие подходы в изучении истории можно выделить?

5. Что такое цивилизация?

6. Какие типы цивилизаций существуют?

7. Назовите основные методы исторического исследования и дайте им характеристику.

8. Какое отражение в устном народном творчестве нашли исторические события?

9. Почему на современном этапе развития усилился интерес к истории?

10. Изучаете ли вы историю своей семьи?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М., 1959.

Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. № 5.

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире

1. Этапы образования государства в свете современных научных знаний. Особенности становления государственности в России и странах Западной Европы.

2. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

3. Проблемы взаимоотношений Древней Руси с соседними государствами в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств?

2. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Где располагалась «прародина славян»?

3. Какое воздействие на общественное устройство славян оказало Великое переселение народов?

4. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом, Варягами (скандинавами)?

5. Какие изменения в духовной, и хозяйственной жизни людей способствовали возникновению государства?

6. Союз племени и государство: в чем черты сходства и различия?

7. Какие доводы сторонников и противников норманнской теории кажутся вам убедительными?

8. Почему основные политические центры восточнославянского государства располагались на пути «из варяг в греки»?

9. Какие слои восточнославянского общества были знакомы с христианством до крещения Руси при Владимире I?

10. Почему на Руси было принято христианство, а не иная религия? Объективные и субъективные причины принятия христианства на Руси?

11. Каковы особенности складывания феодалов восточного землевладельца в Европе?

12. Влияние природно-климатического фактора на становление российской цивилизации?

13. Какие точки зрения существуют относительно понятия «Русь»?

14. Каковы основные концепции возникновения Древнерусского государства?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Академик Виноградов В.А., Бородкин Л.И. Экономическая история и современность // Новая и новейшая история. 2008. № 6.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008.

История средних веков / Под ред. Ю.И. Писарева. В 2-х частях. М., 2000.

История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983.

Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988.

Климов Е.В. Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича // Вопросы истории. 2008. № 11.

Кульпин-Губайдулин Э.С. Восточный ритм русской истории // Общественные науки и современности. 2008. № 6.

Орлик И.И. Еврозийство: от зарождения до наших дней // Новая и новейшая история. 2010.

Перхавко В.Б. Все дороги идут в Рим // Вопросы истории. 2010. № 6.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. № 9.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности // Вопросы истории. 2009. № 9.

Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. 2010. № 3.

Шемякин Я.Г. Россия в западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций) // Общественные науки и современности. 2008. № 1.

Хвостова К.В. Проблемы соотношения истории и естественно-научного знания // Новая и новейшая история. 2009. № 1.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса студенту надлежит обратить внимание на пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Целесообразно рассмотреть разные типы общностей в догосударственный период, проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Необходимо уяснить специфику цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Студенту следует рассмотреть такие вопросы, как территория России в системе Древнего мира;древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век); страна Ариев; киммерийцы, скифы; а также древние империи Центральной Азии. Без внимания не следует оставлять вопросы о скифских племенах; греческих колониях в Северном Причерноморье и Великом Переселении народов в III – VI веках. Студент должен подготовиться к дискуссии о проблемах этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Раскрывая данный вопрос, студенту следует обратить внимание на падение Римской империи, охарактеризовать смену форм государственности, варварские королевства и государство франков.

Студент должен четко представлять этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Необходимо рассмотреть социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Без внимания не стоит оставлять вопросы о причинах появления княжеской власти и её функциях и влиянии новейших археологических открытий в Новгороде на представления о происхождении Древнерусского государства.

Анализируя второй вопрос, студенту следует отметить особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Необходимо рассмотреть жизнь восточных славян в древности (VIII – XIII вв.), проблему особенностей социального строя Древней Руси, чтобы быть готовым к дискуссии о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. При изучении данного вопроса студенту необходимо проанализировать концепции «государственного феодализма» и «общинного строя»; а также феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Уделить внимание вопросу властных традиций и институтов в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роли военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси, роль вече, пути возникновения городов в Древней Руси – данные вопросы также должны быть поняты студентом.

Следует рассмотреть эволюцию древнерусской государственности в XI – XII вв.; социально-экономическую и политическую структуру русских земель периода политической раздробленности; раскрыть причины этого процесса, а также проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия политической раздробленности для экономического и политического развития русских земель.

При изучении последнего вопроса важно уяснить, что важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей, славянскими странами, Западной Европой, Хазарией, Волжской Булгарией. Отношения проявлялись в военной, торговой, культурной и политической сферах. Необходимо рассмотреть причины и исторические последствия военных походов Олега, Игоря и Святослава, а также культурные влияния Востока и Запада и значение принятия христианства на Руси. Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киевскими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укрепления государства. Духовная и материальная культура Древней Руси должна быть понята студентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.01 с.)