Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы методологии исторической наукиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Что изучает историческая наука? Какие закономерности изучает историческая наука? 2. Какова роль исторических вспомогательных дисциплин в познании? 3. Какие вспомогательные исторические дисциплины существуют? Какие стороны жизни человечества изучают? 4. Какие подходы в изучении истории можно выделить? 5. Что такое цивилизация? 6. Какие типы цивилизаций существуют? 7. Назовите основные методы исторического исследования и дайте им характеристику. 8. Какое отражение в устном народном творчестве нашли исторические события? 9. Почему на современном этапе развития усилился интерес к истории? 10. Изучаете ли вы историю своей семьи? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984 Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001. Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М., 1959. Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. № 5. Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире 1. Этапы образования государства в свете современных научных знаний. Особенности становления государственности в России и странах Западной Европы. 2. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. 3. Проблемы взаимоотношений Древней Руси с соседними государствами в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? 2. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Где располагалась «прародина славян»? 3. Какое воздействие на общественное устройство славян оказало Великое переселение народов? 4. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом, Варягами (скандинавами)? 5. Какие изменения в духовной, и хозяйственной жизни людей способствовали возникновению государства? 6. Союз племени и государство: в чем черты сходства и различия? 7. Какие доводы сторонников и противников норманнской теории кажутся вам убедительными? 8. Почему основные политические центры восточнославянского государства располагались на пути «из варяг в греки»? 9. Какие слои восточнославянского общества были знакомы с христианством до крещения Руси при Владимире I? 10. Почему на Руси было принято христианство, а не иная религия? Объективные и субъективные причины принятия христианства на Руси? 11. Каковы особенности складывания феодалов восточного землевладельца в Европе? 12. Влияние природно-климатического фактора на становление российской цивилизации? 13. Какие точки зрения существуют относительно понятия «Русь»? 14. Каковы основные концепции возникновения Древнерусского государства? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Академик Виноградов В.А., Бородкин Л.И. Экономическая история и современность // Новая и новейшая история. 2008. № 6. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008. История средних веков / Под ред. Ю.И. Писарева. В 2-х частях. М., 2000. История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988. Климов Е.В. Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича // Вопросы истории. 2008. № 11. Кульпин-Губайдулин Э.С. Восточный ритм русской истории // Общественные науки и современности. 2008. № 6. Орлик И.И. Еврозийство: от зарождения до наших дней // Новая и новейшая история. 2010. Перхавко В.Б. Все дороги идут в Рим // Вопросы истории. 2010. № 6. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. № 9. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности // Вопросы истории. 2009. № 9. Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. 2010. № 3. Шемякин Я.Г. Россия в западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций) // Общественные науки и современности. 2008. № 1. Хвостова К.В. Проблемы соотношения истории и естественно-научного знания // Новая и новейшая история. 2009. № 1. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса студенту надлежит обратить внимание на пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Целесообразно рассмотреть разные типы общностей в догосударственный период, проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Необходимо уяснить специфику цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Студенту следует рассмотреть такие вопросы, как территория России в системе Древнего мира;древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век); страна Ариев; киммерийцы, скифы; а также древние империи Центральной Азии. Без внимания не следует оставлять вопросы о скифских племенах; греческих колониях в Северном Причерноморье и Великом Переселении народов в III – VI веках. Студент должен подготовиться к дискуссии о проблемах этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Раскрывая данный вопрос, студенту следует обратить внимание на падение Римской империи, охарактеризовать смену форм государственности, варварские королевства и государство франков. Студент должен четко представлять этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Необходимо рассмотреть социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Без внимания не стоит оставлять вопросы о причинах появления княжеской власти и её функциях и влиянии новейших археологических открытий в Новгороде на представления о происхождении Древнерусского государства. Анализируя второй вопрос, студенту следует отметить особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Необходимо рассмотреть жизнь восточных славян в древности (VIII – XIII вв.), проблему особенностей социального строя Древней Руси, чтобы быть готовым к дискуссии о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. При изучении данного вопроса студенту необходимо проанализировать концепции «государственного феодализма» и «общинного строя»; а также феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Уделить внимание вопросу властных традиций и институтов в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роли военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси, роль вече, пути возникновения городов в Древней Руси – данные вопросы также должны быть поняты студентом. Следует рассмотреть эволюцию древнерусской государственности в XI – XII вв.; социально-экономическую и политическую структуру русских земель периода политической раздробленности; раскрыть причины этого процесса, а также проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия политической раздробленности для экономического и политического развития русских земель. При изучении последнего вопроса важно уяснить, что важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей, славянскими странами, Западной Европой, Хазарией, Волжской Булгарией. Отношения проявлялись в военной, торговой, культурной и политической сферах. Необходимо рассмотреть причины и исторические последствия военных походов Олега, Игоря и Святослава, а также культурные влияния Востока и Запада и значение принятия христианства на Руси. Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киевскими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укрепления государства. Духовная и материальная культура Древней Руси должна быть понята студентом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.009 с.) |