Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Россия и мир в XXI веке

Поиск

1. Россия в 90-е гг. XX века. Распад СССР и его последствия для страны и мира.

2. Россия в начале XXI века, курс на модернизацию страны и общества.

3. Россия в системе современных международных отношений (глобализация, расширение рамок ЕС, создание многополярного мира, современные проблемы человечества).

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проблема расширения рамок ЕС на восток и позиция Российской Федерации.

2. Региональные и глобальные интересы России в начале XXI века.

3. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства: за и против.

4. Социально-экономическое положение РФ в период 2001 – 2008 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

5. Внешняя политика РФ в период 2001 – 2008 года.

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Азроянц Э. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? М., 2002.

Борко Ю.А. Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.

Борко Ю.А., Буторина О.В. Перспективы Евросоюза в новом веке // Современная Европа. 2001. № 3.

Бочкарев И. Глобальное и национальное в условиях современного миропорядка // Власть. 2010. № 3.

Академик Богомолов. Уроки глобального кризиса // Новая и новейшая история. 2010. № 5.

Восточная Европа: 20 лет спустя // Новая и новейшая история. 2009. № 6.

Глинкина С.П., Куликова Н.В. Глобальный кризис и его особенности в новых странах – членах ЕС // Новая и новейшая история. 2010. № 2.

Глухарев Л.И. Политические компоненты развития Евросоюза // Современная Европа. 2003. № 2.

Денчев К. Мировая система энергетической безопасности: история и перспективы // Новая и новейшая история. 2010. № 2.

Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века. М., 2004.

Ивашов Л.Т. Трансформация НАТО: действительная видимость // Новая и новейшая история. 2010. № 1.

Иноземцев В., Кузнецова Е. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 6.

Королева Ю. Российский федерализм как фактор формирования системы национальной безопасности страны // Власть. 2010. № 3.

Кустарев А. Европа non stop // Новое время. 2004. № 9 – 24.

Лексин В.Н. Цивилизационный кризис и его российские последствия. Современность // Общество науки и современности. 2009. № 6.

Магун В.С., Руднев М.Т. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общество науки и современности. 2010. № 3.

Музыка О. Человек и общество в период кризиса // Власть. 2009. № 10.

Ормск И.И. Центрально-Восточная Европа: от СЭВ до Евросоюза // Новая и новейшая история. 2009. № 2.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. М., 2006, 2009.

Рубцов Ю.В. Советский союз в «необъявленной» войне в Афганистане (1979 – 1989) осмысление прошлого // Новая и новейшая история. 2009. № 1.

Системная история международных отношений. В 2 тт. М.,2006.

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.

Чубарьян А.О. Прощание с XX веком // Новая и новейшая история. 2002. №1.

Шаринов М. Глобализация и кризисы мировой цивилизации // Власть. 2010. № 6.

Шейнис В.Л. Конституция 1993 год и российская политическая система // Отечественная история. 2008. № 6.

Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

Шишков Ю.В. Европа и процессы глобализации экономики // Современная Европа. 2001. № 4.

Методические рекомендации.

Студенту надлежит путём самостоятельной работы с источниками, учебной литературой, научными статьями и монографиями усвоить, насколько осознавались в 1985 г. глубина кризиса и необходимость радикальных перемен в обществе. Раскрыть содержание политики перестройки и причины её неудачи; проанализировать цели и последствия путча в августе 1991 г.; начало нового реформирования экономики, значение утверждения в стране многопартийности. Проанализировать причины распада СССР.

Студент должен раскрыть развитие России в 90-е годы. Проанализировать изменения экономического и политического строя в России; либеральную концепцию российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Уделить особое внимание вопросу ухудшения экономического положения значительной части населения. Раскрыть конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Охарактеризовать развитие науки, культуры и образования в рыночных условиях. Подводя итоги, чётко представлять, каковы были социальная цена и первые результаты реформ. Студенту также необходимо проанализировать внешнюю политику Российской Федерации в 1991 – 1999 гг. и рассмотреть политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Студенту надлежит особое внимание уделить вопросу места Россия в системе мировой экономики и международных связей. Проследить, какая связь существовала между переменами в СССР и изменениями мирового порядка (разрядка напряженности, окончание «холодной войны», устранение «железного занавеса» и др.). Выявить причины обострения межнациональных отношений и усиления центробежных тенденций в обществе.

Подготовка к семинару по заключительным вопросам сопряжена с немалыми затруднениями: материал по данной теме ещё не устоялся; в газетных публикациях чаще преобладает субъективный взгляд, отражается эмоциональное восприятие событий, фактов. Студенту же необходимо выработать своё понимание, свой взгляд на процессы общественного развития в современном обществе, такое их видение, которое должно опираться на выводы и оценки науки. Лучше всего в достижении этой цели могут помочь рекомендуемые источники, прежде всего основные положения Конституции РФ, Концепции национальной безопасности, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному собранию, а также документы Федерального собрания РФ по вопросам социально-экономического развития и политической жизни страны.

Студент должен проанализировать вопросы глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства; повышения роли КНР в мировой экономике и политике; расширения ЕС на восток. «Зона евро». Охарактеризовать роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен внимательно изучить литературу, рекомендуемую по данной теме, с целью раскрытия вопроса места Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Охарактеризовать социально-экономическое положение РФ в период 2001 – 2010 годов и внешнюю политику РФ. Необходимо также уделить внимание влиянию мирового финансового и экономического кризиса на положение внутри России.

 

Задания для самостоятельной работы студентов в системе Moodle по дисциплине «История».

Задание 1.

1. Союз племен и государство: в чем черты сходства и различия?

2. Составьте развернутый план по теме: «Древнейшие культуры Северной Евразии и древние империи Центральной Азии».

Задание 2.

1. В чем проявилось начало развития капитализма в Западной Европе в конце XV – начале XVI вв.?

2. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в. Почему различия с Россией с этого времени приобрели принципиальный характер?

3. Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличия от европейского абсолютизма?

4. В чем проявилось начало развития капитализма в Западной Европе в конце XV – начале XVI вв.?

5. Выделите основные тенденции экономического и политического развития России и стран Западной Европы в XVII веке.

6. Выделить основные тенденции развития культуры в странах Западной Европы и России: общее и особенное.

Задание 3.

1. Сравните социально-экономическое и политическое развитие стран Европы и России в XVIII веке. Выделите общее и различие.

2. Охарактеризуйте положение крестьян в европейских государствах и в России в XVIII веке.

3. Сравните политику «просвещенного абсолютизма» в России и Западной Европе: концепция и ее реализация.

4. Составьте развернутый план по теме: «Военно-политические и дипломатические отношения России и стран Западной Европы».

5. Выделите особенности «прусского» и «американского» пути капиталистической эволюции сельского хозяйства.

6. Заполните таблицу «Международные кризисы накануне Первой мировой войны».

Дата Страны-участницы Суть кризиса Результаты
       

Задание 4.

1. Сравните экономическое развитие стран Западной Европы и России в конце XIX – начале XX вв. Выделите общее и особенное.

Линии сравнения Англия Франция Германия США Россия
Основные отрасли промышленности          
Развитие сельского хозяйства          
Развитие новых отраслей промышленности          
Внедрение новых технологий          

2. Заполните таблицу «Основные военные действия и события на фронтах Первой мировой войны».

Даты Западный фронт Восточный фронт Азия и Африка
       
       
       
       
       

3. Составьте развернутый план по теме «Международные отношения в 20-е годы XX в.».

4. Выделите сходные и различные черты итальянского фашизма и немецкого нацизма.

5. Заполните таблицу «Политика европейских государств и СССР в 1930-е гг.».

Государство Цели его политики Основные действия Результаты
       

6. Заполните таблицу «Акты агрессии накануне Второй мировой войны».

Год Регион мира Участники Итоги
       

7. Составьте синхронистическую таблицу «На фронтах Второй мировой войны».

Дата Западный фронт Советско-германский фронт Средиземноморье и Африка Тихий океан и Азия
         

8. Составьте развернутый план по теме: «Основные этапы и события международных отношений в конце 40-х – 90-х гг. XX века».

9. В чем заключались отличия основных общественно-политических процессов, происходивших после войны на Западе и в СССР? Были ли между ними сходные черты?

10. Составьте развернутый план по теме: «Основные этапы европейской интеграции во второй половине XX века».

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации

по итогам освоения дисциплины:

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

2. Восточные славяне в древности VIII – XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции.

3. Феодализм Западной Европы.

4. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв.

5. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

6. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе

7. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII – XV вв.

8. Особенности формирования русского централизованного государства в XIV – XV вв.

9. Русь, Орда и Литва: проблемы взаимодействия.

10. Развитие русской культуры.

11. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

12. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.

13. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

14. «Смутное время»: ослабление государственных начал Земский собор 1613 г.

15. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.

16. XVIII в. в европейской и мировой истории.

17. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

18. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм».

19. Европа в XVIII веке Европейское Просвещение и рационализм.

20. Европейские революции XVIII – XIX вв.

21. Крестьянский вопрос: этапы решения. Реформы Александра II.

22. Развитие Европы во второй половине XIX в.

23. Русская культура в XVIII – XIX вв.

24. Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии.

25. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.

26. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги.

27. Революции в России в 1917 году.

28. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

29. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

30. Политический кризис начала 20-х гг. в Советской России. Переход от военного коммунизма к НЭПу.

31. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса.

32. Приход фашизма к власти в Германии.

33. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

34. «Народные фронты» в Европе

35. Советская внешняя политика в 30-е годы XX века. Современные споры о международном кризисе – 1939 – 1941 гг.

36. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны.

37. Нападение фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война советского народа.

38. Капитуляция Германии. Война с Японией. Окончание Второй мировой войны.

39. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

40. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД.

41. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве.

42. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере.

43. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения.

44. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт.

45. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

46. Развитие мировой экономики в 1945 – 1991 гг. Создание и развитие международных финансовых структур.

47. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

48. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.

49. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.

50. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

51. Россия в 90-е годы. Россия и СНГ.

52. Расширение ЕС на восток. «Зона евро».

53. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.

54. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История»

а) Основная литература (учебники и учебные пособия):

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

б) Дополнительная литература:

Методология и источниковедение:

Блок М. Ремесло историка. М., 1986.

Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996.

Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. М., 2006.

Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. М., 2009.

История России:

Гумилёв Л. История Евразии. М., 2009.

Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Проспект, 2009.

История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). 3-е изд., перераб., допол. М., 2009.

Курс отечественной истории IX – XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. 2-е изд., испр. и доп. М., ИТРК, 2005.

Отечественная история новейшего времени: 1985 – 2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. М.: РГГУ, 2009.

Россия. Хроника основных событий. IX – XX вв. М., 2002.

Всемирная история:

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М., 1994.

История Европы. В 5-ти тт. М., 1996.

История Нового времени: 1600 – 1799 годы: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. П.Ю. Уварова. М.: Академия, 2007.

История средних веков: Учебник для вузов. В 2 тт. / Ред. С.П. Карпов. М., 1998.

Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Наука, 2001.

Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А. Ржешевский. М.: Наука, 2002.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник. М: Проспект, 2006, 2009.

Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007.

Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. М.: Проспект, 2009.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.)