Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Русские земли в XIII – XV веках и европейское СредневековьеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Основные черты эпохи средневековья в Западной Европе и России: экономика, политика, социальный строй (XI – XV вв.). 2. Борьба русского народа против иноземных захватчиков (XIII – XIV вв.). 3. Особенности формирования русского централизованного государства в XIV – XV вв. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие формы зависимости землевладельцев от феодалов характерны для домонгольской Руси? 2. Создание централизованных государств в Московской Руси и Западной Европе: общее и особенное. 3. В чем сходства и различия перехода к феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси. 4. Каковы причины феодальной раздробленности на русских землях XI – первой половины XIII вв. 5. Феодальная раздробленность: благо или зло? Историки о феодальной раздробленности. 6. Какие события, происходившие в XV веке во Флоренции и Византийской империи, повлияли на развитие русских земель? 7. Охарактеризуйте особенности развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжества и Новгородской земли. 8. Как происходило подчинение русских земель в период монголо-татарского нашествия? В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? 9. Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги? 10. Охарактеризуйте причины и значение распада единой древнерусской народности, и образование русского, украинского и белорусского народов. 11. Каково было положение православной церкви в период подчинения русских земель Золотой Орде? 12. Как повлияло ордынское иго на развитие южных и западных русских земель? 13. Каковы особенности становление и развития Великого княжества Литовского? 14. Почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства? 15. В чем особенности образования Русского централизованного государства? 16. Какие факторы обусловили возвышение Москвы в XIV – XV вв.? 17. Как проявлялась гипертрофированная роль Русского государства в общественных отношениях? 18. Что изменилось в жизни русской церкви в XV в.? Как эти изменения повлияли на взаимоотношения церкви и великокняжеской власти? 19. Почему вопрос о церковном землевладении приобрел особую актуальность в XV и XVI вв.? 20. Какие отрасли культуры получили наибольшее развитие в XIII – XV вв.? Назовите наиболее известные памятники этой эпохи. Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Бачинин В.А. Жан Коловин и его социальная антропология // Вопросы истории. 2010. № 6. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIIIвв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008. Дряхлов В.Н. Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов // Вопросы истории. 2010. № 1. Донецкий П. Король и знать в сочинениях монахов интеллектуалов XII в. // Власть. 2009. № 1. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988. Коваль Т.Б. Православие и католицизм (отношение к земной жизни и ее благам) // Общественные науки и современности. 2009. № 4. Кродин Н.Н. История Чингисхана в западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. № 5. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса необходимо охарактеризовать эпоху средневековья как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеологию и социальную психологию. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Студент должен быть готовым к активному участию в дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории, проблемах централизации и формировании национальной культуры. Во втором вопросе следует рассмотреть образование монгольской державы, социальную структуру монголов, а также причины и направления монгольской экспансии. Студенту следует проанализировать множество точек зрения на проблему влияния монголо-татарского ига на древнерусское общество. Важно усвоить причины успеха монгольских завоевателей. Битва на Калке и её уроки. Обратить внимание на кампанию 1237 – 1238 гг. Покорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира и других городов. Обозначить причины поражений. Проследить развитие русских земель в новых условиях. Определить значение Куликовской битвы в борьбе с Золотой ордой. И выяснить факторы, которые способствовали свержению монголо-татарского ига. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание, уделив деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. При подведении итогов важно осмыслить влияние монгольского ига на выбор пути развития северо-восточной Руси. В центре внимания студента при раскрытии последнего вопроса должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, роли Москвы и московских князей в развитии этого процесса, Литвы как второго центра объединения русских земель, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении. Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III (1505 – 1533 гг.), необходимо проследить проявление самодержавных тенденций. Присоединение Новгорода и Твери. Целесообразно рассмотреть процесс централизации в законодательном оформлении; судебник 1497 г.; формирование дворянства как опоры центральной власти. Студент должен выявить факторы, повлиявшие на специфику российской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории «Москва – третий Рим» как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Российского централизованного государства. Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации Занятие 1. 1. Начало Нового времени в Западной Европе: изменения в экономике, политике, социальной структуре общества. 2. Основные черты эпохи Возрождения в странах Западной Европы. 3. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные причины. Занятие 2. 1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного. 2. «Смутное время»: ослабление государственных начал в России. 3. Первые Романовы в истории России: экономические, политические и социальные изменения в жизни страны. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каковы причины Великих географических открытий? 2. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в. 3. Дайте определение понятию «Реформация». В чем она проявлялась в развитии Европы? 4. В чем сущность 95 тезисов М. Лютера против продажи индульгенций? 5. Какое влияние оказывали рыцарские ордена на развитие Европы в XVI веке (ордена госпитальеров и иезуитов)? 6. Каковы особенности внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного? 7. Как изменяется положение русской православной церкви в России в XVI веке? 8. Выделите причины перехода от политики реформ в России конца 40-х – 50-х гг. XVI века к опричному террору. 9. Раскройте последствия опричнины Ивана Грозно для дальнейшего развития России. Какие существуют точки зрения на социальную сущность опричнины? 10. Выделите этапы закрепощения крестьян в России. В чем отличие процесса закрепощения крестьян в России от аналогичных процессов в странах Центральной Европы? 11. В чем особенности установления дипломатических отношений России с европейскими странами в период правления Ивана IV Грозного? 12. Чем объясняется быстрый территориальный рост России в XVII веке? 13. Причины, повод, этапы смуты в России. 14. Почему XVII век в истории России называют «бунташным»? 15. Каково влияние реформ патриарха Никона на дальнейшее развитие России? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII вв. // Вопросы истории. 2009. № 1. Бачинин В.А. Иосиф Волоцкий и Ния Сорский // Вопросы истории. 2009. № 10. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.): Учебное пособие для вузов. М., 2008. Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири // Вопросы истории. 2009. № 2. История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983. Кириллова Е.Н. Ремесленные и торговые корпорации в ранее новое время // Новая и новейшая история. 2009. № 3. Лисейцев Д.В. Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выборы // Отечественная история. 2008. № 5. Миронов Б.Н. Развитие государственности в России конец XVII – начало XX в. // Общественные науки и современности. Методические рекомендации. Студенту надлежит путём самостоятельной работы с учебной литературой, научными статьями и монографиями усвоить оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI – XVII вв. в Европе и России, выявить общее и особенное. Рассмотреть великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе; эпоху Возрождения; Реформацию и её экономические, политические, социокультурные причины. При подготовке к семинару по первому занятию необходимо уяснить, что «Новое время» в Европе – это особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Студент должен уметь поддержать дискуссию об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие. Приступая к рассмотрению второго занятия, необходимо проследить этапы формирования сословно-представительной монархии в России. Важно изучить время образования, состав, функции и место в общественно-политической жизни страны Боярской думы, Земских соборов, Избранной Рады и обратить внимание на значение принятия царского титула в 1547 г. Затем изучить становление приказной системы. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана Грозного. Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., её итогов и последствий. В процессе изучения рекомендуемой литературы следует вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социокультурный кризис на национальное самосознание. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. На втором занятии студенту следует особое внимание уделить анализу событий первой половины XVII в. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Проанализировать особенности сословно-представительной монархии в России с целью принятия участия в дискуссии о генезисе самодержавия. Рассмотреть развитие русской культуры в указанный период.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.009 с.) |