Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Русские земли в XIII – XV веках и европейское Средневековье

Поиск

1. Основные черты эпохи средневековья в Западной Европе и России: экономика, политика, социальный строй (XI – XV вв.).

2. Борьба русского народа против иноземных захватчиков (XIII – XIV вв.).

3. Особенности формирования русского централизованного государства в XIV – XV вв.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие формы зависимости землевладельцев от феодалов характерны для домонгольской Руси?

2. Создание централизованных государств в Московской Руси и Западной Европе: общее и особенное.

3. В чем сходства и различия перехода к феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси.

4. Каковы причины феодальной раздробленности на русских землях XI – первой половины XIII вв.

5. Феодальная раздробленность: благо или зло? Историки о феодальной раздробленности.

6. Какие события, происходившие в XV веке во Флоренции и Византийской империи, повлияли на развитие русских земель?

7. Охарактеризуйте особенности развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжества и Новгородской земли.

8. Как происходило подчинение русских земель в период монголо-татарского нашествия? В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?

9. Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги?

10. Охарактеризуйте причины и значение распада единой древнерусской народности, и образование русского, украинского и белорусского народов.

11. Каково было положение православной церкви в период подчинения русских земель Золотой Орде?

12. Как повлияло ордынское иго на развитие южных и западных русских земель?

13. Каковы особенности становление и развития Великого княжества Литовского?

14. Почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства?

15. В чем особенности образования Русского централизованного государства?

16. Какие факторы обусловили возвышение Москвы в XIV – XV вв.?

17. Как проявлялась гипертрофированная роль Русского государства в общественных отношениях?

18. Что изменилось в жизни русской церкви в XV в.? Как эти изменения повлияли на взаимоотношения церкви и великокняжеской власти?

19. Почему вопрос о церковном землевладении приобрел особую актуальность в XV и XVI вв.?

20. Какие отрасли культуры получили наибольшее развитие в XIII – XV вв.? Назовите наиболее известные памятники этой эпохи.

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Бачинин В.А. Жан Коловин и его социальная антропология // Вопросы истории. 2010. № 6.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIIIвв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Дряхлов В.Н. Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов // Вопросы истории. 2010. № 1.

Донецкий П. Король и знать в сочинениях монахов интеллектуалов XII в. // Власть. 2009. № 1.

Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988.

Коваль Т.Б. Православие и католицизм (отношение к земной жизни и ее благам) // Общественные науки и современности. 2009. № 4.

Кродин Н.Н. История Чингисхана в западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. № 5.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо охарактеризовать эпоху средневековья как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеологию и социальную психологию. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Студент должен быть готовым к активному участию в дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории, проблемах централизации и формировании национальной культуры.

Во втором вопросе следует рассмотреть образование монгольской державы, социальную структуру монголов, а также причины и направления монгольской экспансии. Студенту следует проанализировать множество точек зрения на проблему влияния монголо-татарского ига на древнерусское общество. Важно усвоить причины успеха монгольских завоевателей. Битва на Калке и её уроки. Обратить внимание на кампанию 1237 – 1238 гг. Покорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира и других городов. Обозначить причины поражений. Проследить развитие русских земель в новых условиях. Определить значение Куликовской битвы в борьбе с Золотой ордой. И выяснить факторы, которые способствовали свержению монголо-татарского ига. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание, уделив деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. При подведении итогов важно осмыслить влияние монгольского ига на выбор пути развития северо-восточной Руси.

В центре внимания студента при раскрытии последнего вопроса должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, роли Москвы и московских князей в развитии этого процесса, Литвы как второго центра объединения русских земель, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении.

Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III (1505 – 1533 гг.), необходимо проследить проявление самодержавных тенденций. Присоединение Новгорода и Твери. Целесообразно рассмотреть процесс централизации в законодательном оформлении; судебник 1497 г.; формирование дворянства как опоры центральной власти. Студент должен выявить факторы, повлиявшие на специфику российской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории «Москва – третий Рим» как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Российского централизованного государства.

Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

Занятие 1.

1. Начало Нового времени в Западной Европе: изменения в экономике, политике, социальной структуре общества.

2. Основные черты эпохи Возрождения в странах Западной Европы.

3. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные причины.

Занятие 2.

1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного.

2. «Смутное время»: ослабление государственных начал в России.

3. Первые Романовы в истории России: экономические, политические и социальные изменения в жизни страны.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы причины Великих географических открытий?

2. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в.

3. Дайте определение понятию «Реформация». В чем она проявлялась в развитии Европы?

4. В чем сущность 95 тезисов М. Лютера против продажи индульгенций?

5. Какое влияние оказывали рыцарские ордена на развитие Европы в XVI веке (ордена госпитальеров и иезуитов)?

6. Каковы особенности внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного?

7. Как изменяется положение русской православной церкви в России в XVI веке?

8. Выделите причины перехода от политики реформ в России конца 40-х – 50-х гг. XVI века к опричному террору.

9. Раскройте последствия опричнины Ивана Грозно для дальнейшего развития России. Какие существуют точки зрения на социальную сущность опричнины?

10. Выделите этапы закрепощения крестьян в России. В чем отличие процесса закрепощения крестьян в России от аналогичных процессов в странах Центральной Европы?

11. В чем особенности установления дипломатических отношений России с европейскими странами в период правления Ивана IV Грозного?

12. Чем объясняется быстрый территориальный рост России в XVII веке?

13. Причины, повод, этапы смуты в России.

14. Почему XVII век в истории России называют «бунташным»?

15. Каково влияние реформ патриарха Никона на дальнейшее развитие России?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII вв. // Вопросы истории. 2009. № 1.

Бачинин В.А. Иосиф Волоцкий и Ния Сорский // Вопросы истории. 2009. № 10.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.): Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири // Вопросы истории. 2009. № 2.

История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983.

Кириллова Е.Н. Ремесленные и торговые корпорации в ранее новое время // Новая и новейшая история. 2009. № 3.

Лисейцев Д.В. Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выборы // Отечественная история. 2008. № 5.

Миронов Б.Н. Развитие государственности в России конец XVII – начало XX в. // Общественные науки и современности.

Методические рекомендации.

Студенту надлежит путём самостоятельной работы с учебной литературой, научными статьями и монографиями усвоить оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI – XVII вв. в Европе и России, выявить общее и особенное. Рассмотреть великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе; эпоху Возрождения; Реформацию и её экономические, политические, социокультурные причины. При подготовке к семинару по первому занятию необходимо уяснить, что «Новое время» в Европе – это особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Студент должен уметь поддержать дискуссию об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

Приступая к рассмотрению второго занятия, необходимо проследить этапы формирования сословно-представительной монархии в России. Важно изучить время образования, состав, функции и место в общественно-политической жизни страны Боярской думы, Земских соборов, Избранной Рады и обратить внимание на значение принятия царского титула в 1547 г. Затем изучить становление приказной системы. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана Грозного. Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., её итогов и последствий.

В процессе изучения рекомендуемой литературы следует вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социокультурный кризис на национальное самосознание. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

На втором занятии студенту следует особое внимание уделить анализу событий первой половины XVII в. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Проанализировать особенности сословно-представительной монархии в России с целью принятия участия в дискуссии о генезисе самодержавия. Рассмотреть развитие русской культуры в указанный период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.009 с.)