Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Вопросы для самостоятельной работы: 1. Что изучает историческая наука? Какие закономерности изучает историческая наука? 2. Какова роль исторических вспомогательных дисциплин в познании? 3. Какие вспомогательные исторические дисциплины существуют? Какие стороны жизни человечества изучают? 4. Какие подходы в изучении истории можно выделить? 5. Что такое цивилизация? 6. Какие типы цивилизаций существуют? 7. Назовите основные методы исторического исследования и дайте им характеристику. 8. Какое отражение в устном народном творчестве нашли исторические события? 9. Почему на современном этапе развития усилился интерес к истории? 10. Изучаете ли вы историю своей семьи? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984 Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001. Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М., 1959. Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. № 5. Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире 1. Этапы образования государства в свете современных научных знаний. Особенности становления государственности в России и странах Западной Европы. 2. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. 3. Проблемы взаимоотношений Древней Руси с соседними государствами в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? 2. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Где располагалась «прародина славян»? 3. Какое воздействие на общественное устройство славян оказало Великое переселение народов? 4. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом, Варягами (скандинавами)? 5. Какие изменения в духовной, и хозяйственной жизни людей способствовали возникновению государства? 6. Союз племени и государство: в чем черты сходства и различия? 7. Какие доводы сторонников и противников норманнской теории кажутся вам убедительными? 8. Почему основные политические центры восточнославянского государства располагались на пути «из варяг в греки»? 9. Какие слои восточнославянского общества были знакомы с христианством до крещения Руси при Владимире I? 10. Почему на Руси было принято христианство, а не иная религия? Объективные и субъективные причины принятия христианства на Руси? 11. Каковы особенности складывания феодалов восточного землевладельца в Европе? 12. Влияние природно-климатического фактора на становление российской цивилизации? 13. Какие точки зрения существуют относительно понятия «Русь»? 14. Каковы основные концепции возникновения Древнерусского государства? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Академик Виноградов В.А., Бородкин Л.И. Экономическая история и современность // Новая и новейшая история. 2008. № 6. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008. История средних веков / Под ред. Ю.И. Писарева. В 2-х частях. М., 2000. История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988. Климов Е.В. Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича // Вопросы истории. 2008. № 11. Кульпин-Губайдулин Э.С. Восточный ритм русской истории // Общественные науки и современности. 2008. № 6. Орлик И.И. Еврозийство: от зарождения до наших дней // Новая и новейшая история. 2010. Перхавко В.Б. Все дороги идут в Рим // Вопросы истории. 2010. № 6. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. № 9. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности // Вопросы истории. 2009. № 9. Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. 2010. № 3. Шемякин Я.Г. Россия в западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций) // Общественные науки и современности. 2008. № 1. Хвостова К.В. Проблемы соотношения истории и естественно-научного знания // Новая и новейшая история. 2009. № 1. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса студенту надлежит обратить внимание на пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Целесообразно рассмотреть разные типы общностей в догосударственный период, проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Необходимо уяснить специфику цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Студенту следует рассмотреть такие вопросы, как территория России в системе Древнего мира;древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век); страна Ариев; киммерийцы, скифы; а также древние империи Центральной Азии. Без внимания не следует оставлять вопросы о скифских племенах; греческих колониях в Северном Причерноморье и Великом Переселении народов в III – VI веках. Студент должен подготовиться к дискуссии о проблемах этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Раскрывая данный вопрос, студенту следует обратить внимание на падение Римской империи, охарактеризовать смену форм государственности, варварские королевства и государство франков. Студент должен четко представлять этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Необходимо рассмотреть социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Без внимания не стоит оставлять вопросы о причинах появления княжеской власти и её функциях и влиянии новейших археологических открытий в Новгороде на представления о происхождении Древнерусского государства. Анализируя второй вопрос, студенту следует отметить особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Необходимо рассмотреть жизнь восточных славян в древности (VIII – XIII вв.), проблему особенностей социального строя Древней Руси, чтобы быть готовым к дискуссии о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. При изучении данного вопроса студенту необходимо проанализировать концепции «государственного феодализма» и «общинного строя»; а также феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Уделить внимание вопросу властных традиций и институтов в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роли военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси, роль вече, пути возникновения городов в Древней Руси – данные вопросы также должны быть поняты студентом. Следует рассмотреть эволюцию древнерусской государственности в XI – XII вв.; социально-экономическую и политическую структуру русских земель периода политической раздробленности; раскрыть причины этого процесса, а также проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия политической раздробленности для экономического и политического развития русских земель. При изучении последнего вопроса важно уяснить, что важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей, славянскими странами, Западной Европой, Хазарией, Волжской Булгарией. Отношения проявлялись в военной, торговой, культурной и политической сферах. Необходимо рассмотреть причины и исторические последствия военных походов Олега, Игоря и Святослава, а также культурные влияния Востока и Запада и значение принятия христианства на Руси. Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киевскими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укрепления государства. Духовная и материальная культура Древней Руси должна быть понята студентом. Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Бачинин В.А. Жан Коловин и его социальная антропология // Вопросы истории. 2010. № 6. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIIIвв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008. Дряхлов В.Н. Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов // Вопросы истории. 2010. № 1. Донецкий П. Король и знать в сочинениях монахов интеллектуалов XII в. // Власть. 2009. № 1. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988. Коваль Т.Б. Православие и католицизм (отношение к земной жизни и ее благам) // Общественные науки и современности. 2009. № 4. Кродин Н.Н. История Чингисхана в западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. № 5. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса необходимо охарактеризовать эпоху средневековья как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеологию и социальную психологию. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Студент должен быть готовым к активному участию в дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории, проблемах централизации и формировании национальной культуры. Во втором вопросе следует рассмотреть образование монгольской державы, социальную структуру монголов, а также причины и направления монгольской экспансии. Студенту следует проанализировать множество точек зрения на проблему влияния монголо-татарского ига на древнерусское общество. Важно усвоить причины успеха монгольских завоевателей. Битва на Калке и её уроки. Обратить внимание на кампанию 1237 – 1238 гг. Покорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира и других городов. Обозначить причины поражений. Проследить развитие русских земель в новых условиях. Определить значение Куликовской битвы в борьбе с Золотой ордой. И выяснить факторы, которые способствовали свержению монголо-татарского ига. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание, уделив деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. При подведении итогов важно осмыслить влияние монгольского ига на выбор пути развития северо-восточной Руси. В центре внимания студента при раскрытии последнего вопроса должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, роли Москвы и московских князей в развитии этого процесса, Литвы как второго центра объединения русских земель, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении. Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III (1505 – 1533 гг.), необходимо проследить проявление самодержавных тенденций. Присоединение Новгорода и Твери. Целесообразно рассмотреть процесс централизации в законодательном оформлении; судебник 1497 г.; формирование дворянства как опоры центральной власти. Студент должен выявить факторы, повлиявшие на специфику российской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории «Москва – третий Рим» как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Российского централизованного государства. Занятие 1. 1. Начало Нового времени в Западной Европе: изменения в экономике, политике, социальной структуре общества. 2. Основные черты эпохи Возрождения в странах Западной Европы. 3. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные причины. Занятие 2. 1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного. 2. «Смутное время»: ослабление государственных начал в России. 3. Первые Романовы в истории России: экономические, политические и социальные изменения в жизни страны. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каковы причины Великих географических открытий? 2. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в. 3. Дайте определение понятию «Реформация». В чем она проявлялась в развитии Европы? 4. В чем сущность 95 тезисов М. Лютера против продажи индульгенций? 5. Какое влияние оказывали рыцарские ордена на развитие Европы в XVI веке (ордена госпитальеров и иезуитов)? 6. Каковы особенности внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного? 7. Как изменяется положение русской православной церкви в России в XVI веке? 8. Выделите причины перехода от политики реформ в России конца 40-х – 50-х гг. XVI века к опричному террору. 9. Раскройте последствия опричнины Ивана Грозно для дальнейшего развития России. Какие существуют точки зрения на социальную сущность опричнины? 10. Выделите этапы закрепощения крестьян в России. В чем отличие процесса закрепощения крестьян в России от аналогичных процессов в странах Центральной Европы? 11. В чем особенности установления дипломатических отношений России с европейскими странами в период правления Ивана IV Грозного? 12. Чем объясняется быстрый территориальный рост России в XVII веке? 13. Причины, повод, этапы смуты в России. 14. Почему XVII век в истории России называют «бунташным»? 15. Каково влияние реформ патриарха Никона на дальнейшее развитие России? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII вв. // Вопросы истории. 2009. № 1. Бачинин В.А. Иосиф Волоцкий и Ния Сорский // Вопросы истории. 2009. № 10. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.): Учебное пособие для вузов. М., 2008. Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири // Вопросы истории. 2009. № 2. История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983. Кириллова Е.Н. Ремесленные и торговые корпорации в ранее новое время // Новая и новейшая история. 2009. № 3. Лисейцев Д.В. Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выборы // Отечественная история. 2008. № 5. Миронов Б.Н. Развитие государственности в России конец XVII – начало XX в. // Общественные науки и современности. Методические рекомендации. Студенту надлежит путём самостоятельной работы с учебной литературой, научными статьями и монографиями усвоить оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI – XVII вв. в Европе и России, выявить общее и особенное. Рассмотреть великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе; эпоху Возрождения; Реформацию и её экономические, политические, социокультурные причины. При подготовке к семинару по первому занятию необходимо уяснить, что «Новое время» в Европе – это особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Студент должен уметь поддержать дискуссию об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие. Приступая к рассмотрению второго занятия, необходимо проследить этапы формирования сословно-представительной монархии в России. Важно изучить время образования, состав, функции и место в общественно-политической жизни страны Боярской думы, Земских соборов, Избранной Рады и обратить внимание на значение принятия царского титула в 1547 г. Затем изучить становление приказной системы. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана Грозного. Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., её итогов и последствий. В процессе изучения рекомендуемой литературы следует вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социокультурный кризис на национальное самосознание. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. На втором занятии студенту следует особое внимание уделить анализу событий первой половины XVII в. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Проанализировать особенности сословно-представительной монархии в России с целью принятия участия в дискуссии о генезисе самодержавия. Рассмотреть развитие русской культуры в указанный период. И промышленный переворот 1. Мир в XVIII – XIX столетиях. 2. Россия во времена преобразований Петра I и Екатерины II: общее и особенное. 3. Эпоха Великих реформ в истории России: Александр I, Александр II. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Промышленный переворот в Европе: основные этапы и события. 2. Как развивались социальные отношения в европейских государствах в XVIII веке? 3. В чем проявлялась политика просвещенного абсолютизма в Европе? 4. Почему многие историки считают петровские преобразования «центральным пунктом нашей истории» (В.О. Ключевский). 5. Охарактеризуйте цели и методы петровских преобразований. 6. Раскройте сущность реформ Петра I в области государственной власти. 7. Определите социальную сущность политики Петра I. 8. Какие цели и задачи стояли перед Петром I в области вешней политики? 9. Выявите особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. 10. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. 11. Почему ни одна крестьянская война XVII – XVIII вв. в России не окончилась победой революции? 12. Наполеоновские войны: взгляд из России и Западной Европы. 13. В чем особенность внутренней политики Александра I? 14. Почему крепостное право являлось тормозом прогресса в России? 15. В чем заключалась прогрессивная роль реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. в России? 16. Выделите особенности развития капитализма в России после отмены крепостного права. 17. Как изменился социальный состав российского общества после реформы 1861 г.? 18. Культурные традиции Нового времени: был ли у России свой путь в европейском духовном развитии? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX вв. // Российская история. 2010. № 2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIII вв.: В 3-х т. М., 1986 – 1992. Дэвис Н. История Европы. М., 2004. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М.,1990. Европейский либерализм в Новое время: теория и практика. М., 1995. Европейские революции 1848 г. «Принцип национальности в политике и идеологии». М., 2001. Закаурцева Т.А., Чудинов А.В., Золотухин М.Ю. Новая история стран Европы и Америки ХVI – ХIХ вв. В 3 ч.: Учебник для вузов. М., 2007 – 2008. Из истории буржуазных революций нового времени. М., 1985. История дипломатии. М, 2006. Кондаурова Т.Н. Военное наследие в Европе и России XVIII – XIX в. // Новая и новейшая история. 2010. № 5. Кудрина Ю.В. Александр III и развитие исторических знаний в России // Новая и новейшая история. 2008. № 6. Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. № 5. Миньяр-Белоручев К. Власть пространства и власть над пространством: территориальный рост США и России в XIX веке // Власть. 2010. № 5. Новая история стран Европы и Америки. ХVI – ХIХ века. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарёва. Ч. 1 – 3. М.: Владос, 2005 –2008. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2008. Орлик И.И. Венгерская революция 1848-1849 гг. и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 2. Пискунова Е. Политика Наполеона в отношении французских эмигрантов // Власть. 2009. № 11. Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории. 2009. № 6. Черкасов П.М. политические реформы Александра II в донесения и очерках посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. 2010. № 3. Шамхолов М. Значение земской реформы в формировании идеи местного самоуправления // Власть. 2010. № 6. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е гг. XIX в. // Вопросы истории. 2008. № 5. Эриксон П. (Швеция) Шведские историки о Карле XII и Великой Северной войне // Новая и новейшая история. № 4. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса надлежит рассмотреть роль XVIII века в европейской и мировой истории. Студент должен разбираться в проблеме перехода в «царство разума» и выявлять новые взаимосвязи и различия между Россией и Европой. Изменения в международном положении империи. Уделить внимание новейшим исследованиям истории Российского государства в XVIII – XIX вв. Студент должен разбираться в вопросах, касающихся развития системы международных отношений; формирования колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства; роли международной торговли. Проанализировать источники первоначального накопления капитала; роль городов и цеховых структур; а также развитие мануфактурного производства. Особое внимание уделить вопросу о промышленном перевороте в Европе и России: выявить общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.; европейское Просвещение и рационализм – данные вопросы должны быть проанализированы студентом. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII – XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Для усвоения второго вопроса необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма и усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, основные направления «европеизации» страны, роль государства в их осуществлении. Оценить эволюцию социальной структуры общества и историческое значение реформ Петра I. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Также необходимо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II, истоки и сущность дуализма внутренней политики; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., новый юридический статус дворянства, основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта, разделы Польши, присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». При подготовке к семинару по третьему вопросу необходимо рассмотреть причины дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы, нарастания отставания России от стран Европы. Показать вызревание новых капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. Охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции; оценить деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, вскрыть причины свёртывания реформ. Изучить предпосылки декабристского движения, результаты деятельности декабристских обществ, дать характеристику их политических программ. Необходимо, далее, выяснить и усвоить главное в содержании внешней политики России в первой половине XIX в., проследить рост влияния России на Кавказе и в Закавказье. Рассматривая западное направление внешней политики, акцентировать внимание на причинах и характере Отечественной войны 1812 г., осветить ход военных действий, итоги и значение Отечественной войны. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Проанализировать влияние Венского конгресса и его решений на судьбы Европы XIX в. Затем студенту следует показать место Николая I в отечественной истории, его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране, раскрыть деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления, выявить цели экономической политики государства и причины технологической отсталости России. Студенту следует уделить должное внимание развитию общественной мысли во второй четверти XIX в., выявить предпосылки формирования охранительного, либерального и революционно-социалистического направлений в общественной жизни, оценить деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др. В данной теме необходимо изучить ведущие тенденции в развитии западноевропейской цивилизации во второй половине XIX в. Проведя сравнительный анализ социально-экономического и политического развития европейских государств и Российской империи, выделить факторы, которые обуславливали отставание России, выявить предпосылки ликвидации крепостного права и проведения либеральных реформ. Особое внимание следует обратить на подготовку и проведение крестьянской реформы. Раскрыть содержание и буржуазный характер преобразований 60 – 70-х гг.: финансовой, реформы образования, земской, городской, судебной, военной реформ; раскрыть причины незавершенности буржуазных реформ. Показать причинную обусловленность контрреформ 80 – 90-х гг., их сущность и результаты. Оценить итоги и последствия преобразований второй половины XIX в. Следует также выяснить, в чём заключалась специфика развития капитализма в России в пореформенные годы. Для этого надо рассмотреть динамику развития финансовой системы страны и отраслей промышленности, проследить появление новых черт в сельскохозяйственном производстве. В заключении сделать сравнение основных показателей экономического развития страны в начале и в конце пореформенного периода. При изучении данной темы следует выяснить и проанализировать предпосылки возникновения общественных движений в России, какие изменения в общественном сознании произошли в стране в связи с её капиталистической модернизацией. Необходимо уяснить, какие классы стали основой для возникновения консервативного, либерального и революционного общественно-политических лагерей. Рассмотреть основные теоретические предпосылки консерватизма, либерализма и революционной идеологии, сделать вывод о реальных возможностях воплощения их на практике. Следует обратить внимание, что преобразования 1860 – 1880 гг. в исторической литературе уже в прошлом веке получили название «эпохи великих реформ». Важно уяснить, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, представлявшие собой одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Необходимо оценить их в целом, отметив, что в результате данных реформ в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия. Занятие 1. 1. Страны Западной Европы и России в конце XIX – начале XX века: особенности экономического, политического и социального развития. 2. Революционные события в России и Западной Европе в начале XX века. 3. Мировой экономический кризис в странах Западной Европы в конце 20-х – начале 30-х гг. и пути выхода из него. 4. Курс на строительство социализма в СССР и его последствия. Становление административно-командной системы в стране. Занятие 2. 1. Расстановка политических сил накануне Второй мировой войны. Начало войны. Расстановка политических сил накануне второй мировой войны. Начало войны. 2. Великая Отечественная война Советского народа (1941 – 1945 гг.). Победа СССР в войне – ее итоги и уроки. 3. Основные этапы и события международных отношений в конце 40-х – 80-е гг. XX века. 4. Проблемы развития советского общества в 50-80-е гг. и пути их решения. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева и концепция «развитого социализма». Л.И. Брежнев. Попытки модернизации советского общества. М.С. Горбачев. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие изменения в государственном устройстве западноевропейских стран в конце XIX – начале XX в. по сравнению с XVIII – XIX вв. вы считаете наиболее существенными? 2. Что изменилось в положении английских и французских рабочих в начале XX века? 3. Что изменилось в положении английской и французской буржуазии в начале XX века? 4. Выделите особенности развития капитализма в России в конце XIX – начале XX в. 5. Раскройте экономические, социально-политические предпосылки революционного кризиса в России в начале XX века. 6. Согласны ли вы с утверждением, что развитие промышленных и банковских монополий в конце XIX в. было неизбежным? Свою точку зрения обоснуйте. 7. Чем можно объяснить популярность революционных идей в русском обществе в конце XIX –начале XX в.? 8. Выделите основные итоги революции 1905 – 1907 гг. Как повлияла эта революция на дальнейшее развитие страны? 9. Как повлияла Первая мировая война на общественно-политическое развитие России? 10. Как вы думаете, могла ли Россия пойти по пути конституционной монархии в феврале 1917 г.? 11. Почему в 1917 г. большевикам удалось захватить власть? 12. Как происходило становление тоталитарного государства в России? 13. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем сходство и отличие по сравнению с Первой мировой войной? 14. Выделите основные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. 15. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? 16. Какие достижения политики «оттепели» можно выделить? 17. Выделите тенденции экономического и социального развития СССР в 70 – 80-е гг. В чем причина растущего отставания СССР от Западных держав? 18. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг. Могла ли политика «разрядки» быть продолжительной? 19. Выделите цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в конце 1985 – 1991 гг. 20. Раскройте основные направления во взаимоотношениях европейских стран и Российской Федерации в конце XX века. Литература. |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.125 (0.013 с.)