Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук.

Поиск

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук.

Основы методологии исторической науки

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что изучает историческая наука? Какие закономерности изучает историческая наука?

2. Какова роль исторических вспомогательных дисциплин в познании?

3. Какие вспомогательные исторические дисциплины существуют? Какие стороны жизни человечества изучают?

4. Какие подходы в изучении истории можно выделить?

5. Что такое цивилизация?

6. Какие типы цивилизаций существуют?

7. Назовите основные методы исторического исследования и дайте им характеристику.

8. Какое отражение в устном народном творчестве нашли исторические события?

9. Почему на современном этапе развития усилился интерес к истории?

10. Изучаете ли вы историю своей семьи?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М., 1959.

Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. № 5.

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире

1. Этапы образования государства в свете современных научных знаний. Особенности становления государственности в России и странах Западной Европы.

2. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

3. Проблемы взаимоотношений Древней Руси с соседними государствами в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств?

2. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Где располагалась «прародина славян»?

3. Какое воздействие на общественное устройство славян оказало Великое переселение народов?

4. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом, Варягами (скандинавами)?

5. Какие изменения в духовной, и хозяйственной жизни людей способствовали возникновению государства?

6. Союз племени и государство: в чем черты сходства и различия?

7. Какие доводы сторонников и противников норманнской теории кажутся вам убедительными?

8. Почему основные политические центры восточнославянского государства располагались на пути «из варяг в греки»?

9. Какие слои восточнославянского общества были знакомы с христианством до крещения Руси при Владимире I?

10. Почему на Руси было принято христианство, а не иная религия? Объективные и субъективные причины принятия христианства на Руси?

11. Каковы особенности складывания феодалов восточного землевладельца в Европе?

12. Влияние природно-климатического фактора на становление российской цивилизации?

13. Какие точки зрения существуют относительно понятия «Русь»?

14. Каковы основные концепции возникновения Древнерусского государства?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Академик Виноградов В.А., Бородкин Л.И. Экономическая история и современность // Новая и новейшая история. 2008. № 6.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008.

История средних веков / Под ред. Ю.И. Писарева. В 2-х частях. М., 2000.

История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983.

Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988.

Климов Е.В. Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича // Вопросы истории. 2008. № 11.

Кульпин-Губайдулин Э.С. Восточный ритм русской истории // Общественные науки и современности. 2008. № 6.

Орлик И.И. Еврозийство: от зарождения до наших дней // Новая и новейшая история. 2010.

Перхавко В.Б. Все дороги идут в Рим // Вопросы истории. 2010. № 6.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. № 9.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности // Вопросы истории. 2009. № 9.

Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. 2010. № 3.

Шемякин Я.Г. Россия в западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций) // Общественные науки и современности. 2008. № 1.

Хвостова К.В. Проблемы соотношения истории и естественно-научного знания // Новая и новейшая история. 2009. № 1.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса студенту надлежит обратить внимание на пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Целесообразно рассмотреть разные типы общностей в догосударственный период, проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Необходимо уяснить специфику цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Студенту следует рассмотреть такие вопросы, как территория России в системе Древнего мира;древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век); страна Ариев; киммерийцы, скифы; а также древние империи Центральной Азии. Без внимания не следует оставлять вопросы о скифских племенах; греческих колониях в Северном Причерноморье и Великом Переселении народов в III – VI веках. Студент должен подготовиться к дискуссии о проблемах этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Раскрывая данный вопрос, студенту следует обратить внимание на падение Римской империи, охарактеризовать смену форм государственности, варварские королевства и государство франков.

Студент должен четко представлять этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Необходимо рассмотреть социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Без внимания не стоит оставлять вопросы о причинах появления княжеской власти и её функциях и влиянии новейших археологических открытий в Новгороде на представления о происхождении Древнерусского государства.

Анализируя второй вопрос, студенту следует отметить особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Необходимо рассмотреть жизнь восточных славян в древности (VIII – XIII вв.), проблему особенностей социального строя Древней Руси, чтобы быть готовым к дискуссии о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. При изучении данного вопроса студенту необходимо проанализировать концепции «государственного феодализма» и «общинного строя»; а также феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Уделить внимание вопросу властных традиций и институтов в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роли военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси, роль вече, пути возникновения городов в Древней Руси – данные вопросы также должны быть поняты студентом.

Следует рассмотреть эволюцию древнерусской государственности в XI – XII вв.; социально-экономическую и политическую структуру русских земель периода политической раздробленности; раскрыть причины этого процесса, а также проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия политической раздробленности для экономического и политического развития русских земель.

При изучении последнего вопроса важно уяснить, что важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей, славянскими странами, Западной Европой, Хазарией, Волжской Булгарией. Отношения проявлялись в военной, торговой, культурной и политической сферах. Необходимо рассмотреть причины и исторические последствия военных походов Олега, Игоря и Святослава, а также культурные влияния Востока и Запада и значение принятия христианства на Руси. Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киевскими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укрепления государства. Духовная и материальная культура Древней Руси должна быть понята студентом.

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Бачинин В.А. Жан Коловин и его социальная антропология // Вопросы истории. 2010. № 6.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 2. Восток и Запад в средние века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIIIвв.) Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Дряхлов В.Н. Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов // Вопросы истории. 2010. № 1.

Донецкий П. Король и знать в сочинениях монахов интеллектуалов XII в. // Власть. 2009. № 1.

Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988.

Коваль Т.Б. Православие и католицизм (отношение к земной жизни и ее благам) // Общественные науки и современности. 2009. № 4.

Кродин Н.Н. История Чингисхана в западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. № 5.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо охарактеризовать эпоху средневековья как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеологию и социальную психологию. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Студент должен быть готовым к активному участию в дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории, проблемах централизации и формировании национальной культуры.

Во втором вопросе следует рассмотреть образование монгольской державы, социальную структуру монголов, а также причины и направления монгольской экспансии. Студенту следует проанализировать множество точек зрения на проблему влияния монголо-татарского ига на древнерусское общество. Важно усвоить причины успеха монгольских завоевателей. Битва на Калке и её уроки. Обратить внимание на кампанию 1237 – 1238 гг. Покорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира и других городов. Обозначить причины поражений. Проследить развитие русских земель в новых условиях. Определить значение Куликовской битвы в борьбе с Золотой ордой. И выяснить факторы, которые способствовали свержению монголо-татарского ига. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание, уделив деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. При подведении итогов важно осмыслить влияние монгольского ига на выбор пути развития северо-восточной Руси.

В центре внимания студента при раскрытии последнего вопроса должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, роли Москвы и московских князей в развитии этого процесса, Литвы как второго центра объединения русских земель, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении.

Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III (1505 – 1533 гг.), необходимо проследить проявление самодержавных тенденций. Присоединение Новгорода и Твери. Целесообразно рассмотреть процесс централизации в законодательном оформлении; судебник 1497 г.; формирование дворянства как опоры центральной власти. Студент должен выявить факторы, повлиявшие на специфику российской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории «Москва – третий Рим» как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Российского централизованного государства.

Занятие 1.

1. Начало Нового времени в Западной Европе: изменения в экономике, политике, социальной структуре общества.

2. Основные черты эпохи Возрождения в странах Западной Европы.

3. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные причины.

Занятие 2.

1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного.

2. «Смутное время»: ослабление государственных начал в России.

3. Первые Романовы в истории России: экономические, политические и социальные изменения в жизни страны.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы причины Великих географических открытий?

2. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в.

3. Дайте определение понятию «Реформация». В чем она проявлялась в развитии Европы?

4. В чем сущность 95 тезисов М. Лютера против продажи индульгенций?

5. Какое влияние оказывали рыцарские ордена на развитие Европы в XVI веке (ордена госпитальеров и иезуитов)?

6. Каковы особенности внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного?

7. Как изменяется положение русской православной церкви в России в XVI веке?

8. Выделите причины перехода от политики реформ в России конца 40-х – 50-х гг. XVI века к опричному террору.

9. Раскройте последствия опричнины Ивана Грозно для дальнейшего развития России. Какие существуют точки зрения на социальную сущность опричнины?

10. Выделите этапы закрепощения крестьян в России. В чем отличие процесса закрепощения крестьян в России от аналогичных процессов в странах Центральной Европы?

11. В чем особенности установления дипломатических отношений России с европейскими странами в период правления Ивана IV Грозного?

12. Чем объясняется быстрый территориальный рост России в XVII веке?

13. Причины, повод, этапы смуты в России.

14. Почему XVII век в истории России называют «бунташным»?

15. Каково влияние реформ патриарха Никона на дальнейшее развитие России?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII вв. // Вопросы истории. 2009. № 1.

Бачинин В.А. Иосиф Волоцкий и Ния Сорский // Вопросы истории. 2009. № 10.

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От средних веков к новому времени (ХVI – XVIII вв.): Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири // Вопросы истории. 2009. № 2.

История СССР с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Епифанова и Мавродина. М., 1983.

Кириллова Е.Н. Ремесленные и торговые корпорации в ранее новое время // Новая и новейшая история. 2009. № 3.

Лисейцев Д.В. Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выборы // Отечественная история. 2008. № 5.

Миронов Б.Н. Развитие государственности в России конец XVII – начало XX в. // Общественные науки и современности.

Методические рекомендации.

Студенту надлежит путём самостоятельной работы с учебной литературой, научными статьями и монографиями усвоить оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI – XVII вв. в Европе и России, выявить общее и особенное. Рассмотреть великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе; эпоху Возрождения; Реформацию и её экономические, политические, социокультурные причины. При подготовке к семинару по первому занятию необходимо уяснить, что «Новое время» в Европе – это особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Студент должен уметь поддержать дискуссию об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

Приступая к рассмотрению второго занятия, необходимо проследить этапы формирования сословно-представительной монархии в России. Важно изучить время образования, состав, функции и место в общественно-политической жизни страны Боярской думы, Земских соборов, Избранной Рады и обратить внимание на значение принятия царского титула в 1547 г. Затем изучить становление приказной системы. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана Грозного. Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., её итогов и последствий.

В процессе изучения рекомендуемой литературы следует вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социокультурный кризис на национальное самосознание. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

На втором занятии студенту следует особое внимание уделить анализу событий первой половины XVII в. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Проанализировать особенности сословно-представительной монархии в России с целью принятия участия в дискуссии о генезисе самодержавия. Рассмотреть развитие русской культуры в указанный период.

И промышленный переворот

1. Мир в XVIII – XIX столетиях.

2. Россия во времена преобразований Петра I и Екатерины II: общее и особенное.

3. Эпоха Великих реформ в истории России: Александр I, Александр II.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Промышленный переворот в Европе: основные этапы и события.

2. Как развивались социальные отношения в европейских государствах в XVIII веке?

3. В чем проявлялась политика просвещенного абсолютизма в Европе?

4. Почему многие историки считают петровские преобразования «центральным пунктом нашей истории» (В.О. Ключевский).

5. Охарактеризуйте цели и методы петровских преобразований.

6. Раскройте сущность реформ Петра I в области государственной власти.

7. Определите социальную сущность политики Петра I.

8. Какие цели и задачи стояли перед Петром I в области вешней политики?

9. Выявите особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

10. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II.

11. Почему ни одна крестьянская война XVII – XVIII вв. в России не окончилась победой революции?

12. Наполеоновские войны: взгляд из России и Западной Европы.

13. В чем особенность внутренней политики Александра I?

14. Почему крепостное право являлось тормозом прогресса в России?

15. В чем заключалась прогрессивная роль реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. в России?

16. Выделите особенности развития капитализма в России после отмены крепостного права.

17. Как изменился социальный состав российского общества после реформы 1861 г.?

18. Культурные традиции Нового времени: был ли у России свой путь в европейском духовном развитии?

Литература.

Основная литература:

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003.

Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Дополнительная литература:

Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX вв. // Российская история. 2010. № 2.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIII вв.: В 3-х т. М., 1986 – 1992.

Дэвис Н. История Европы. М., 2004.

Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М.,1990.

Европейский либерализм в Новое время: теория и практика. М., 1995.

Европейские революции 1848 г. «Принцип национальности в политике и идеологии». М., 2001.

Закаурцева Т.А., Чудинов А.В., Золотухин М.Ю. Новая история стран Европы и Америки ХVI – ХIХ вв. В 3 ч.: Учебник для вузов. М., 2007 – 2008.

Из истории буржуазных революций нового времени. М., 1985.

История дипломатии. М, 2006.

Кондаурова Т.Н. Военное наследие в Европе и России XVIII – XIX в. // Новая и новейшая история. 2010. № 5.

Кудрина Ю.В. Александр III и развитие исторических знаний в России // Новая и новейшая история. 2008. № 6.

Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. № 5.

Миньяр-Белоручев К. Власть пространства и власть над пространством: территориальный рост США и России в XIX веке // Власть. 2010. № 5.

Новая история стран Европы и Америки. ХVI – ХIХ века. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарёва. Ч. 1 – 3. М.: Владос, 2005 –2008.

Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2008.

Орлик И.И. Венгерская революция 1848-1849 гг. и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 2.

Пискунова Е. Политика Наполеона в отношении французских эмигрантов // Власть. 2009. № 11.

Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории. 2009. № 6.

Черкасов П.М. политические реформы Александра II в донесения и очерках посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. 2010. № 3.

Шамхолов М. Значение земской реформы в формировании идеи местного самоуправления // Власть. 2010. № 6.

Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е гг. XIX в. // Вопросы истории. 2008. № 5.

Эриксон П. (Швеция) Шведские историки о Карле XII и Великой Северной войне // Новая и новейшая история. № 4.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса надлежит рассмотреть роль XVIII века в европейской и мировой истории. Студент должен разбираться в проблеме перехода в «царство разума» и выявлять новые взаимосвязи и различия между Россией и Европой. Изменения в международном положении империи. Уделить внимание новейшим исследованиям истории Российского государства в XVIII – XIX вв.

Студент должен разбираться в вопросах, касающихся развития системы международных отношений; формирования колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства; роли международной торговли. Проанализировать источники первоначального накопления капитала; роль городов и цеховых структур; а также развитие мануфактурного производства. Особое внимание уделить вопросу о промышленном перевороте в Европе и России: выявить общее и особенное.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.; европейское Просвещение и рационализм – данные вопросы должны быть проанализированы студентом. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII – XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Для усвоения второго вопроса необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма и усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, основные направления «европеизации» страны, роль государства в их осуществлении. Оценить эволюцию социальной структуры общества и историческое значение реформ Петра I. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Также необходимо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II, истоки и сущность дуализма внутренней политики; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., новый юридический статус дворянства, основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта, разделы Польши, присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

При подготовке к семинару по третьему вопросу необходимо рассмотреть причины дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы, нарастания отставания России от стран Европы. Показать вызревание новых капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. Охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции; оценить деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, вскрыть причины свёртывания реформ. Изучить предпосылки декабристского движения, результаты деятельности декабристских обществ, дать характеристику их политических программ. Необходимо, далее, выяснить и усвоить главное в содержании внешней политики России в первой половине XIX в., проследить рост влияния России на Кавказе и в Закавказье. Рассматривая западное направление внешней политики, акцентировать внимание на причинах и характере Отечественной войны 1812 г., осветить ход военных действий, итоги и значение Отечественной войны. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Проанализировать влияние Венского конгресса и его решений на судьбы Европы XIX в.

Затем студенту следует показать место Николая I в отечественной истории, его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране, раскрыть деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления, выявить цели экономической политики государства и причины технологической отсталости России.

Студенту следует уделить должное внимание развитию общественной мысли во второй четверти XIX в., выявить предпосылки формирования охранительного, либерального и революционно-социалистического направлений в общественной жизни, оценить деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др.

В данной теме необходимо изучить ведущие тенденции в развитии западноевропейской цивилизации во второй половине XIX в. Проведя сравнительный анализ социально-экономического и политического развития европейских государств и Российской империи, выделить факторы, которые обуславливали отставание России, выявить предпосылки ликвидации крепостного права и проведения либеральных реформ. Особое внимание следует обратить на подготовку и проведение крестьянской реформы. Раскрыть содержание и буржуазный характер преобразований 60 – 70-х гг.: финансовой, реформы образования, земской, городской, судебной, военной реформ; раскрыть причины незавершенности буржуазных реформ. Показать причинную обусловленность контрреформ 80 – 90-х гг., их сущность и результаты. Оценить итоги и последствия преобразований второй половины XIX в.

Следует также выяснить, в чём заключалась специфика развития капитализма в России в пореформенные годы. Для этого надо рассмотреть динамику развития финансовой системы страны и отраслей промышленности, проследить появление новых черт в сельскохозяйственном производстве. В заключении сделать сравнение основных показателей экономического развития страны в начале и в конце пореформенного периода.

При изучении данной темы следует выяснить и проанализировать предпосылки возникновения общественных движений в России, какие изменения в общественном сознании произошли в стране в связи с её капиталистической модернизацией. Необходимо уяснить, какие классы стали основой для возникновения консервативного, либерального и революционного общественно-политических лагерей. Рассмотреть основные теоретические предпосылки консерватизма, либерализма и революционной идеологии, сделать вывод о реальных возможностях воплощения их на практике.

Следует обратить внимание, что преобразования 1860 – 1880 гг. в исторической литературе уже в прошлом веке получили название «эпохи великих реформ». Важно уяснить, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, представлявшие собой одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Необходимо оценить их в целом, отметив, что в результате данных реформ в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Занятие 1.

1. Страны Западной Европы и России в конце XIX – начале XX века: особенности экономического, политического и социального развития.

2. Революционные события в России и Западной Европе в начале XX века.

3. Мировой экономический кризис в странах Западной Европы в конце 20-х – начале 30-х гг. и пути выхода из него.

4. Курс на строительство социализма в СССР и его последствия. Становление административно-командной системы в стране.

Занятие 2.

1. Расстановка политических сил накануне Второй мировой войны. Начало войны. Расстановка политических сил накануне второй мировой войны. Начало войны.

2. Великая Отечественная война Советского народа (1941 – 1945 гг.). Победа СССР в войне – ее итоги и уроки.

3. Основные этапы и события международных отношений в конце 40-х – 80-е гг. XX века.

4. Проблемы развития советского общества в 50-80-е гг. и пути их решения. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева и концепция «развитого социализма». Л.И. Брежнев. Попытки модернизации советского общества. М.С. Горбачев.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие изменения в государственном устройстве западноевропейских стран в конце XIX – начале XX в. по сравнению с XVIII – XIX вв. вы считаете наиболее существенными?

2. Что изменилось в положении английских и французских рабочих в начале XX века?

3. Что изменилось в положении английской и французской буржуазии в начале XX века?

4. Выделите особенности развития капитализма в России в конце XIX – начале XX в.

5. Раскройте экономические, социально-политические предпосылки революционного кризиса в России в начале XX века.

6. Согласны ли вы с утверждением, что развитие промышленных и банковских монополий в конце XIX в. было неизбежным? Свою точку зрения обоснуйте.

7. Чем можно объяснить популярность революционных идей в русском обществе в конце XIX –начале XX в.?

8. Выделите основные итоги революции 1905 – 1907 гг. Как повлияла эта революция на дальнейшее развитие страны?

9. Как повлияла Первая мировая война на общественно-политическое развитие России?

10. Как вы думаете, могла ли Россия пойти по пути конституционной монархии в феврале 1917 г.?

11. Почему в 1917 г. большевикам удалось захватить власть?

12. Как происходило становление тоталитарного государства в России?

13. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем сходство и отличие по сравнению с Первой мировой войной?

14. Выделите основные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне.

15. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»?

16. Какие достижения политики «оттепели» можно выделить?

17. Выделите тенденции экономического и социального развития СССР в 70 – 80-е гг. В чем причина растущего отставания СССР от Западных держав?

18. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг. Могла ли политика «разрядки» быть продолжительной?

19. Выделите цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в конце 1985 – 1991 гг.

20. Раскройте основные направления во взаимоотношениях европейских стран и Российской Федерации в конце XX века.

Литература.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.011 с.)