Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема X. Ссср во Второй Мировой и великой отечественной войнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Советская внешняя политика в 1939-1941 гг. Военная доктрина и стратегический план военных действий. 2. Начало Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии летом-осенью 1941 г. Основные военные операции. 3. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины, значение и цена Победы. Основные понятия: советско-германский пакт о ненападении, план «Барбаросса», государственный комитет обороны, эвакуация, предприятия-дублеры, операция «Тайфун», блокада Ленинграда, коренной перелом, операция «Цитадель», «Восточный вал», конференции союзников, второй фронт, безоговорочная капитуляция.
Рекомендуемая литература 1. Барсенков А.С. История России. 1917-2004 [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «История» / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 815 с. 2. Басюк И.А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941-1942 гг. [Текст] / И.А. Басюк // Вопросы истории. – 2009. 3. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. - № 1. 4. Васильев А.Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2002. - № 1. 5. Великая Отечественная война в контексте истории ХХ века[Текст]: материалы международной научно-практической конференции (г. Адлер, 27-31 мая 2005 г.) / ред. В.Н. Ратушняк. – Краснодар: Кубанькино, 2005. – 356 с. 6. Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия для школьников [Текст] / авт.-сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 447 с. 7. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991[Текст] / Н. Верт; пер. с фр. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, Весь мир, 1998. – 543 с. 8. Веселов А.П. Борьба с голодом в блокадном Ленинграде [Текст] / А.П. Веселов // Отечественная история. – 2002. - № 3. 9. Волков В.К. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941 г.) [Текст] / Л.В. Волков // Вопросы истории. – 2003. - № 6. 10. Журавлев Е.И. Оккупационная политика Германии на Юге СССР. 1941-1943 гг. [Текст] / Е.Н. Журавлев // Вопросы истории. – 2009. - № 5. 11. Илиевский Н.В. Современные оценки Великой Отечественной войны [Текст] / Н.В. Илиевский // Преподавание истории в школе. – 2010. - № 3. 12. История России с древнейших времен до конца ХХ века[Текст]: учеб. пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с. 13. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2000. – 544 с. 14. История России ХХ- начала ХХI века [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.В. Милова, А.С. Барсенкова и др. – М: Эксмо, 2009. – 960 с. 15. История России. ХХ век [Текст]: учеб. пособие для вузов / отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М: АСТ, 1997. – 607 с. 16. Клемантович С.П. О военно-экономической политике советского руководства накануне Великой Отечественной войны [Текст] / С.П. Клемантович // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 2. 17. Кто был кто в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Люди. События. Факты [Текст]: справочник / под ред. О.А. Ржешевского. – М.: Ремпублика, 2000. – 431 с. 18. Мартынов В.Е. К вопросу о людских потерях СССР и Германии во Второй мировой войне [Текст] / В.Е. Мартынов // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 3. 19. Медведев Ж.А. План «Барбаросса» [Текст] / Ж.А. Медведев, Р.А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. - № 6. 20. Минц М.М. «Стратегия сокрушения»: стратегия и военно-технические концепции будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930-х- начала 1940-х гг. [Текст] / М.М. Минц // Российская история. – 2010. - № 3. 21. Минц М.М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией [Текст] / М.М. Минц // Вопросы истории. – 2007. - № 7. 22. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия [Текст] / Д.Г. Наджафов // Вопросы истории. – 2006. - № 12. 23. Население России в ХХ веке: Исторические очерки [Текст]. В 3-х т. Т. 2. 1939-1959. – М.: РОССПЭН, 2000. – 463 с. 24. Новейшая история Отечества. ХХ век [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 т. Т.2 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002.– 448 с. 25. Отечественная история. ХХ век [Текст]: учеб. пособие для вузов. – М: Агар, Рандеву-АМ, 1999. – 495 с. 26. Падерин А.А. Народ-победитель должен знать правду о войне [Текст] / А.А. Падерин // Отечественная история. – 2000. - № 3. 27. Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне [Текст] / В.Г. Первышин // Вопросы истории. – 2000. - № 7. 28. Попов А.Ю. Организация руководства партизанским движением в тылу врага в 1941-1943 годах [Текст] / А.Ю. Попов // Вопросы истории. – 2004. - № 10. 29. Пушкарев Л.Н. Победный 1945 год во фронтовом фольклоре [Текст] / Л.Н. Пушкарева // Российская история. – 2010. - № 3. – С. 53-57. 30. Сахаров А.Н. Другая война: к выходу нового сборника документов о советско-финляндской войне [Текст] / Н.А. Сахаров // Отечественная история. – 2009. - № 5. 31. Сомов В.А. Письма участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] / В.А. Сомов // Вопросы истории. – 2007. - № 8. 32. Футорянский Л.И. Партизаны и подпольщики Дона и Кубани. 1941-1942 гг. [Текст] / Л.И. Футорянский // Вопросы истории. – 2009. - № 12. Методические рекомендации 1. Внешнюю политику СССР в конце 1930-х гг. целесообразно рассмотреть по таким направлениям: поддержка мирового революционного движения; борьба за укрепление своего международного положения и безопасности. В рамках каждого направления необходимо показать конкретное развитие событий. К концу 1930-х гг. международное положение СССР было очень сложным. Нарастала непосредственная опасность со стороны агрессоров, вступивших между собой в союз; союзнические отношения СССР с другими странами были очень непрочными, потому что правительства большинства стран относились к СССР с недоверием и скрытой враждебностью из-за "подрывной деятельности" Коминтерна. Следует отметить, что в целом внешнеполитическая деятельность СССР в данный период не была успешной. В этом сыграли роль разнообразные факторы: - позиция западных держав, преследующих национально-эгоистические цели и, кроме того, негативно относящиеся к большевизму вообще и сталинскому режиму в частности; - ряд стратегических и тактических ошибок советской дипломатии, которые ослабили сопротивление фашизму и агрессии. Отдельного внимания заслуживает вопрос о советско-германских отношениях в 1939-1941 гг., когда СССР отказался от продолжения дипломатических контактов с Англией и Францией и подписал ряд принципиально важных договоров с фашистской Германией (Договор о ненападении, Договор о дружбе и границах). Следует остановиться на содержании этих договоров и секретных протоколов к ним, дать этим документам оценку. Рассмотрите, как СССР в условиях начавшейся второй мировой войны стремился решить собственные внешнеполитические задачи - расширить свою территорию за счет части Польши, Бесарабии, Прибалтийских государств, Финляндии. 2. Одной из центральных тем в отечественной истории ХХ в. является история Великой Отечественной войны. Общие указания по изучению данного вопроса таковы: - выделите основные вопросы темы и обратите внимание на наиболее существенные аспекты; - стремитесь к максимально конкретному знанию фактов, событий; - используйте карту при изучении военных операций, хода военных действий; - обратите внимание на персоналии - необходимо знать материал о советских полководцах и героях войны; - обратите внимание на соотношение событий Великой Отечественной и второй мировой войн. Рассматривая причины начала Великой Отечественной войны, необходимо показать знакомство с дискуссиями по этому вопросу, которые в последние годы развернулись в исторической литературе. Но при этом не следует быть категоричным в своих суждениях. Каковы были причины неудач Красной Армии в первый период войны? Необходимо четко представлять себе периодизацию Великой Отечественной войны, хронологические рубежи этапов, их содержание и значение. Обратите внимание на планы гитлеровских фашистов в отношении СССР: план "Барбаросса", план "Ост". При рассмотрении военных кампаний 1941-1945 гг. выделяйте планы сторон - немецкого и советского командования - в различных операциях и соответственно делайте выводы о степени реализации этих планов, о степени успешности каждой стороны в решении поставленных задач. Стержневым является вопрос о перестройке системы управления страной в период войны, о чрезвычайных органах управления в тылу и на фронте. При изучении важнейших военных событий (Московская, Сталинградская, Курская битвы) определите значение их результатов: военное, политическое, внешнеполитическое, морально-психологическое. Проследите изменения соотношения сил воюющих сторон в ходе войны. Рассматривая внешнюю политику СССР в период Великой Отечественной войны, основное внимание уделите складыванию антигитлеровской коалиции и в связи с этим - международным конференциям (Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской), четко охарактеризуйте их решения и значение. Останавливаясь на вопросе о советском тыле в период войны, рассмотрите: организацию управления страной, эвакуацию, установленный режим труда, бытовое положение населения, вклад различных слоев общества в победу, примеры трудового героизма, творческие достижения этого периода. Покажите рост военно-оборонного потенциала СССР в период войны, основанный на завершившейся перестройке в экономике и росте производства. Характеристику оккупационного режима на территории СССР следует начать с плана "Ост". Надо также иметь в виду то отношение к военнопленным и жителям оккупированных территорий, которое было высказано советским руководством. Задумайтесь, какое значение могла иметь оценка всех военнопленных как предателей, была ли она оправдана? 3. Изучая освободительную миссию советской армии в Европе, выделите две группы стран: те страны, где советская армия не получала сопротивления и получала поддержку и те, где шли тяжелые бои. Назовите причины участия СССР в войне с Японией, ход военных действий на материке, роль СССР в разгроме Квантунской армии. Всемирно-историческое значение победы в Великой Отечественной войне состояло: - в крушении агрессивного гитлеровского режима, угрожавшего всему миру; - в сохранении национальной независимости и целостности стран Европы, в том числе СССР; - в росте авторитета и влияния СССР на международной арене; - в изменении геополитической ситуации вокруг СССР в результате создания блока дружественных ему государств. В заключение рассмотрите вопрос о цене (людских и материальных потерях) и источниках победы советского народа в Великой Отечественной войне. Следует обратить внимание на вклад в достижение победы во второй мировой войне, внесенный СССР и другими странами антигитлеровской коалиции. Например, в ходе второй мировой войны против советских войск одновременно действовало от 190 до 270 наиболее боеспособных дивизий фашистского блока, в то время как англо-американским войскам в Северной Африке в 1941-1943 гг. противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943-1945 гг. - от 7 до 26 дивизий, в Западной Европе во второй половине 1944 г. - от 56 до 75 дивизий. Из 783 дивизий гитлеровцев и их союзников 607 были разгромлены или пленены Красной Армией (из них 506,5 германских) (см. Население России в ХХ веке: Исторические очерки: В 3-х т. / Т. 2. 1940-1959. - М., 2001. - С. 21). Почти четырехлетнее ожесточенное противоборство с фашистской Германией и ее союзниками при длительном отсутствии второго фронта в Европе дорого обошлись нашей стране. Понесенные ею потери и материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем не сравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, какими отмечен путь гитлеровцев по советской земле. Они полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, лишив крова около 25 млн. человек, разрушили около 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей, разорили 98 тыс. колхозов, 2890 машинно-тракторных станций (Население России…Т.2.- С.129). В войне погибло более 27 млн. советских людей, или 40% всех погибших во второй мировой войне. Наша страна потеряла 30% своего национального богатства (Население России…Т.2.- С.132).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.008 с.) |