ТОП 10:

Шаповалова Н.Е., Хлопкова В.М.



Кафедра истории России

Шаповалова Н.Е., Хлопкова В.М.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Учебно-методический комплекс

Направление подготовки 230100 –

«Информатика и вычислительная техника»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Нормативный срок освоения программы: 4 года

Форма обучения - очная

Армавир, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие

 

I. Организационно-методический раздел

 

II. Содержание курса

 

III. Распределение часов курса по видам занятий

 

IV. Текущая и итоговая аттестация. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

V. Организация самостоятельной работы. Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

VI. Примерная тематика рефератов и проектов

 

VII. Формы текущего и итогового контроля

 

VIII. Учебно-методическое обеспечение.

Рекомендуемый библиографический список

 

IX. Методические рекомендации для преподавателя

 

Х. Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы по программе курса «История России»

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника».

По своему содержанию УМК соответствует требованиям государственного образовательного стандарта нового поколения и включает в себя такие методические элементы, которые позволяют студенту самостоятельно освоить дисциплину, овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями.

Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, рекомендации по выполнению основных видов самостоятельной работы, перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерную тематику рефератов и проектов, материалы для тестового самоконтроля, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, а также методические рекомендации для преподавателя.

УМК предполагает актуализацию знаний студентов по «Истории России», полученных в школе, а также формирование новых знаний и умений, основанное систематизации исторических знаний, рассмотрении проблемных блоков по Отечественной истории, изучении дополнительной литературы, освоении различных видов самостоятельной работы.

Содержание курса базируется на проблемно-хронологическом принципе изложения материала и отражает ряд важных аспектов:

- народы и древнейшие государства на территории России;

- этапы становления российской государственности;

- особенности политического и социального строя Российского государства в IХ - XVIII вв.;

- общая характеристика экономического развития России в IХ-XVIII вв.;

- Российская империя на пути к индустриальному обществу (ХIХ век);

- Россия в начале ХХ века в условиях мировой войны и общенационального кризиса;

- формирование и сущность советского строя в 1921- 1941 гг. и в годы Великой отечественной войны;

- эволюция советской системы в послевоенный период (1945-1991 гг.);

- формирование современной российской государственности, особенности социально-экономического и политического развития России на современном этапе.

Учитывая специфику направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» значительное внимание в рамках рассматриваемых блоков уделяется проблемам социально-экономического развития.

Таким образом, изучение курса «История России» позволяет студентам освоить фактический материал, отражающий основные вехи российской истории, а также выстроить причинно-следственные связи, выявить основные закономерности исторического развития в логическом единстве прошлого и настоящего, сформулировать собственную гражданскую позицию.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

 

Программа курса «История России», составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предполагает расширить, обобщить и систематизировать на проблемном уровне знания, полученные в школе, раскрыть новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности студентов, на их социальный опыт.

Концептуальная особенность программы дисциплины «История России» заключается в том, что история России рассматривается в контексте становления социально-исторического целого - мировой цивилизации. В содержательном аспекте данная особенность реализуется через единство синхронистического и диахронистического подходов, исторического и логического в широком историческом процессе. Каждая из изучаемых проблем истории России дается на основе многофакторного, системного анализа исторической реальности.

Инновационный характер обеспечивается ориентацией на компетентностное мышление и деятельностный подход. В основе методических разработок лежат принципы междисциплинарности, научности, историзма. Структура и содержание курса отвечают принципу системности подачи и освоения материала, ориентированы на комплексное усвоение основных исторических фактов и теоретических положений.

Значительное место в курсе отводится фактам, связанным с развитием российской государственности, социально-экономической системы, со становлением социальных институтов, политических партий общественных движений, достижениями духовной и материальной культуры. Анализируются такие существенные факторы российской истории, как уникальность геополитической ситуации, особый характер взаимодействия государства и общества, поиск пути развития России, его отражение в попытках системных реформ и революционных событиях.

Существенными факторами исторического развития признаются особенности менталитета народов России, формирующиеся в процессе складывания многонационального государства. Основным аспектом при изучении истории является ее социокультурная составляющая.

Важное место в программе занимает период ХХ - начала ХХI в., особенно советский этап российской истории, насыщенный событиями дискуссионными, сущность которых можно понять, рассматривая отечественную историю в ее преемственности и в рамках общемирового исторического процесса.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и состоит из пяти разделов, отражающих основные проблемы истории России. Первый раздел посвящен становлению Российской государственности, эволюции сословно-представительной монархии в абсолютную и связанными с этим социально-экономическими процессами. Второй раздел отражает попытки реформирования сложившейся социально-экономической системы в XIX в. и связанное с этим формирование основных направлений общественно-политической мысли. В третьем разделе представлены основные тенденции развития России в конце XIX- начале ХХ в., связанные с проблемой модернизации страны, альтернативами реформаторского и революционного ее осуществления. Четвертый раздел раскрывает формирование и сущность советского строя 1917-1945 гг. Пятый раздел посвящен эволюции советской системы в послевоенный период (1945-1991 гг.) и становлению новой российской государственности.

Цель курса - дать представления об основных этапах, содержании, дискуссионных проблемах истории России с древнейших времен до наших дней.

Место дисциплины в структуре ООП: «История России» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).

Для освоения дисциплины «История России» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «История России» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История России» является необходимой основой для дальнейшей разработки курсов по выбору студентов.

Внутрипредметные и межпредметные связи: Внутрипредметные связи в изучении курса «История России» выстраиваются на основе проблемно-хронологического подхода в изучении, и включает в себя:

- эволюцию географического и геополитического развития России;

- основные тенденции и исторические закономерности демографического, социального развития;

- основные этапы и особенности экономического развития, проблемы модернизации и реформаторства;

-основные тенденции и закономерности политической жизни, трансформации государственности, правовой и партийно-политической систем;

- особенности социокультурной трансформации, российской культуры, ментального типа, ценностных и идеологических систем.

В основу преподавания и изучения дисциплины положены межпредметные связив виде спектра различных отраслей социально-гуманитарного знания при освоении предметной области источниковедения, историографии, философии, социологии, политологии, экономики, правоведения, культурологи, исторической демографии.

Познавательные задачи курса:

- Предоставить студентам возможность овладеть знаниями об историческом пути России, о ее роли в мировом сообществе, о факторах, определявших судьбу страны, об опыте и тенденциях развития российского государства и общества.

- Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

- Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; показать место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

- Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, показать место и роль истории в системе социально-гуманитарного образования, ее значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

- Сформировать у студентов умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников; развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей в истории.

Воспитательные задачи курса: приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в философских и религиозных учениях, в фольклоре, народных обычаях и традициях; способствовать формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории; помочь понять проблемы и реалии современного мира, раскрыть воспитательные возможности исторической науки.

Основные формы организации обучения:лекции (изложение и объяснение основных понятий, ознакомление студентов с рекомендованной литературой), семинары (обсуждение теоретических и практических проблем), активные формы обучения (оппонирование докладчикам, дискуссии), анализ документов, тесты, различные виды самостоятельной работы.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-основные этапы истории России и их содержание с древнейших времен до наших дней, факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

- общее и особенное российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, дискуссионные проблемы исторического развития России;

- этапы становления российской государственности, закономерности и специфику развития отечественной экономической системы;

- основные направления развития общественной мысли России, ее выдающихся мыслителей, преемственность и резкие повороты в духовном развитии страны;

- особенности и результаты модернизации России, место и роль реформ и революций в истории страны, истоки и сущность революционного кризиса начала ХХ века в России, его эволюцию, содержание и особенности каждого из этапов;

- причины возникновения и существования тоталитаризма как социально-политического явления в советский период;

- основные события Великой Отечественной войны, основные уроки, итоги и значение Победы советского народа в войне;

- особенности эволюции административно-командной системы в послевоенный период, преемственность советского и постсоветского исторических этапов, основные проблемы современного развития России.

Уметь:

-определять место России в мировой истории;

- анализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в конце ХХ века;

- анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

Владеть:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;

- историческими понятиями и терминами;

- навыками пространственно-временной локализации исторических событий.

Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 3 зачетных единицы (54 часа аудиторная работа, 54 часа самостоятельная работа).


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

Раздел 1.

Тема 1.2. Период феодальной раздробленности на Руси в XII-XIII вв.: основные причины, сущность, особенности и последствия. Основные предпосылки, направления и особенности формирования Великорусского централизованного государства в XIV-XV вв.

Предпосылки и причины феодальной и политической раздробленности: экономические, социальные и политические факторы. Складывание территорий и границ княжеств и земель на Руси в XII-XIII вв. Особенности политического и социально-экономического развития Владимиро-Суздальского княжества, Гадицко-Волынского княжества, своеобразие социально-политического устройства Новгородской земли. Положение Киевского княжества в «удельной» борьбе.

Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Влияние политической раздробленности на социально-экономическое культурное развитие отдельных земель. Сохранение культурного, религиозного, правового единства русских земель в период раздробленности.

Проблема сохранения государственности и культуры Руси в условиях монголо-татарского ига и агрессии со стороны католического Запада. Нашествие Батыя на Русь. Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на социально-экономическое и политическое развитие Руси. Дискуссионные оценки монголо-татарского ига в историографии. Великое княжество Литовское и Русское государство. Борьба русских земель с немецкими крестоносцами, датскими и шведскими феодалами. Политическое и военное значение побед Александра Невского на Неве и Чудском озере.

Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

Определение понятия централизация. Особенности централизации русских земель. Основные этапы объединительного процесса. Причины возвышения Москвы. Соперничество Москвы с Тверью. «Собирание» русских земель московскими князьями. Роль Русской православной церкви в объединении русских земель. Начало активного сопротивления ордынскому игу. Куликовская битва и ее историческое значение.

Завершение объединения земель вокруг Москвы. Деятельность Ивана III. Государственное управление Московской Руси. Судебник 1497 г. Формирование и распространение новой формы феодального землевладения – поместной. Изменения в социальной структуре, формирование служилого сословия, положение крестьян. Свержение монголо-татарского ига. Историческое значение образования единого Российского государства.

Основные понятия:феодальная раздробленность, междоусобные войны, боярское княжение, вече, монголо-татарское иго, ярлык, выход, Ливонский орден, централизация, митрополит, дворяне, поместье, крестьяне, Большая казна, Дворец, Судебник, крепостное право, Юрьев день.

Тема 5.2. Политика «перестройки» как попытка обновления практики социализма. Распад СССР и его последствия. Основные проблемы развития нового российского государства и общества в 1991г. – современный этап.

Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. М.С. Горбачев: приход к власти, первые инициативы. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. XXVII съезд КПСС: курс на "перестройку" и построение "социализма с человеческим лицом". Процесс радикализации политических сил.

Съезды народных депутатов в СССР. Экономические проблемы, рост внутриполитической напряженности. Возникновение партий и общественных движений. Третий съезд народных депутатов; учре­ждение поста Президента СССР. Декларации о государственном суверенитете союзных республик. Первый Съезд народных депута­тов РСФСР. Национальные конфликты.

Основные направления реализации "нового мышления" во внешней политике. Прекращение афганской войны, вывод войск. Ко­нец "холодной войны".

Попытки преодоления экономического кризиса. Поляризация политических сил. События в Прибалтике. Референдум по сохране­нию СССР. "Ново-Огаревский процесс". Подготовка нового союзного договора. Августовский путч. Деятельность ГКЧП. Возник­новение Содружества Независимых Государств.

Политика новой власти. Б.Н. Ельцин. Разгосударствление эко­номики. Либерализация цен и гиперинфляция. Ход и результаты приватизации. Иностранные инвестиции.

Разработка нового Федеративного договора. «Парад суверенитетов». Октябрьские события 1993 г. - результат кризиса власти. Новая Конституция. Выборы Президента РФ в 1996 г. Вторая чеченская кампания. Российская внешняя политика в 1990-е гг. Проблема расширения НАТО на восток.

Выборы президента России 2000 и 2004 гг. Внутренняя и внешняя политика страны в годы президенства В. В. Путина. Пер­спективы развития российского общества в начале XXI века.

Основные понятия:перестройка, «Ново-Огаревский процесс», «парад суверенитетов», союз независимых государств (СНГ), августовский путч 1991 г. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), конституционный кризис 1993 г., хозрасчет, самоокупаемость, инфляция, либерализация цен, «шоковая терапия», программа «500 дней», приватизация, дефолт, «новое мышление», политика разоружения, «большая восьмерка», реформа системы местного управления, национальные программы, инновационная политика.

Текущий контроль

1. Отсутствие на лекции, семинаре отказ от ответа — минус 5 баллов;

2. Работа на лекции – 5 баллов;

3. Работа на семинаре:

а) основной ответ — до 30 баллов;

б) дополнение — до 15 баллов;

в) письменный опрос — до 15 баллов.

СРС

а) составление таблиц, схем – 10 баллов;

б) конспектирование статей (монографии)- 10 баллов;

в) другие виды СРС – 10 баллов.

Рубежный контроль

а) контрольный срез — 10 баллов;

б) тестирование — 10 баллов;

в) коллоквиум — 10 баллов.

На основе балльно-рейтинговой системы преподаватель может выставлять экзаменационные отметки с учетом следующей шкалы:

От 45 до 59 баллов – «3» (удовлетворительно);

От 60 до 74 баллов – «4» (хорошо);

От 75 до 90 баллов – «5» (отлично).

При желании студент может сдавать экзамен и набрать от 0 до 10 баллов. Полученный на экзамене балл прибавляется к уже заработанным баллам в ходе семестра.

В случае болезни или другой уважительной причины отсутствия студента на занятиях, ему предоставляется право восполнить пробелы по индивидуальному графику без снижения максимального балла.

Ежемесячный балльно-рейтинговый лист студента

Ф.И.О. студента, факультет, группа

Дисциплина, Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. Текущий контроль СРС Рубежный к/р Итого
Л П/з Сем Лаб
               
               

Семестровый балльно-рейтинговый лист студента

Ф.И.О. студента, факультет, группа

Дисциплина, Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. Текущий контроль ср. балл СРС ср. балл Рубежный к/р ср. балл Итого Экзамен
           

Промежуточный контрольосуществляется в форме экзамена.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов.

2. Происхождение восточных славян. Теории происхождения славян.

3. Формирование государственности Киевской Руси и проблема славяно-варяжского синтеза.

4. Особенности социально-политического строя и феодальных отношений Киевской Руси.

5. Особенности государственной системы в IX-XII вв.

6. Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской исторической науке.

7. Отношения Руси и Золотой Орды: мифы и реальность.

8. Особенности образования Российского государства (конец XV - начало XVI в.).

9. Становление Российского абсолютизма: общее и особенное (XV-XVI вв.).

10. Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостнической системы в России.

11. Эпоха Смутного времени: причины, сущность, последствия.

12. Этапы закрепощения русского крестьянства.

13. Экономическая и социальная политика в первой четверти XVIII в.

14. Сущность и значение реформ Петра I.

15. Эпоха дворцовых переворотов (XVIII в.): причины и цели. Система государственного управления.

16. Правление Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм" в России.

17. Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.

18. Нарастание протеста против существующей государственной системы (XVIII-первая половина XIX в.).

19. Реформы 1860-1870-х гг. XIX в.: причины принятия, содержание, процесс осуществления, результаты.

20. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.

21. Особенности развития в России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

22. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и ее значение.

23. Модернизация политической системы в начале ХХ в. Становление российского парламентаризма.

24. Особенности формирования политических партий в России.

25. Общественное движение в России в начале ХХ в. Революция 1905-1907 гг.

26. Особенности внешней политики России в начале ХХ в. Особенности войн в ХХ в.

27. Революционный процесс в России в начале ХХ в., его эволюция.

28. Россия в Первой мировой войне. Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое развитие страны. Предпосылки революции 1917 г.

29. Революция 1917 г.: от свержения самодержавия к диктатуре пролетариата.

30. Становление Советского государства. Республика Советов в 1918-1929 гг. "Военный коммунизм" и НЭП.

31. Гражданская война как историческое явление и историческая трагедия.

32. Политика "военного коммунизма".

33. Кризис большевистской системы власти в конце 1920-начале 1921 г.

34. НЭП: содержание, противоречия, итоги.

35. Создание СССР: предпосылки, варианты объединения.

36. Политическая борьба в 1920-е гг.

37. Проблемы индустриализации страны: предпосылки, особенности индустриализации, ее итоги.

38. Коллективизация сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

39. Становление административно-командной системы. Культ личности Сталина.

40. Периодизация Великой Отечественной войны. Особенности I периода. Причины неудач Красной Армии.

41. Коренной перелом в ходе войны. Сущность, основные события, итоги.

42. Третий период Великой Отечественной войны. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена Победы.

43. Эволюция государства и общества в послевоенный период.

44. Особенности послевоенного десятилетия.

45. СССР в условиях "холодной" войны.

46. Попытки реформирования системы в послесталинское десятилетие.

47. Стабилизация и консервация советского режима в 1964-1984 гг. Кризис идеологии.

48. Причины и попытки реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР.

49. Распад СССР. Создание новой российской государственности.

50. Основные тенденции развития России на современном этапе.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Самостоятельная работа студентов основана на системе опережающих заданий и рейтинговой системе контроля.

Система опережающих заданий представляет собой оригинальный метод организации самостоятельной работы, при которой знания добываются студентами предварительно, что значительно улучшает качество обучаемости.

Рейтинговая система контроля знаний обеспечивает непрерывность и высокое качество процесса обучения, при которой каждый студент в соответствии с набранным рейтингом (общим количеством баллов за семестр) выходит к сессии с определенным результатом, который можно оспорить во время сдачи экзаменов и зачетов. За выполнение каждого вида самостоятельной работы студент получает соответствующие баллы. Общее количество баллов формируется за счет суммы отчетности аудиторных занятий (устного и письменного опроса) и контроля других форм и видов самостоятельных работ.

Используются различные виды самостоятельной работы:

 

1. Доклады, рефераты, проекты, творческие работы.

2. Исторические эссе, сочинения.

3. Конспектирование научных статей, монографий.

4. Работа с терминами.

5. Анкетирование, интервьюирование, участников исторических событий (например, «Великая Отечественная война», «Коллективизация» и др.).

6. Работа с историческими источниками, литературой: работа с хрестоматией;

6.Составление планов, таблиц, схем, диаграмм.

Работа с контурной картой.

Расписание форм самостоятельной работы студентов для направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»

 

Формы СРС (кол-во часов)
Работа на семинаре, лабораторно-практическом занятии Контрольная работа тестирование (промежуточное, итоговое) Конспектирование научных статей Выполнение таблиц, схем, диаграмм, презентаций Другие виды работ

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

V.I. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств?

2. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

3. Причины принятия христианства на Руси. Как крещение Руси повлияло на ее историю?

4. Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эволюция?

5. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?

6. Каковы причины и особенности образования древнерусского государства?

7. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

8. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в ХIII-ХV вв.

9. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Каковы его последствия?

10. Охарактеризуйте причины и значение распада единой древнерусской народности.

11. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства? Почему Москва возглавляла процесс объединения русских земель?

12. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства?

13. В чем заключались особенности формирования Российского государства? Какую эволюцию претерпел госаппарат к середине XVI в.?

14. Как изменилось положение церкви в России в XV-ХVI вв.?

15. Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи Российского государства?

16. Назовите причины перехода от политики реформ 1540-1550-х гг. к опричному террору.

17. В чем заключались последствия опричнины Ивана Грозного, и какие точки зрения существуют по поводу ее социальной сущности?

18. Как складывалось крепостное право в России?

19. Каковы были основные тенденции развития Европы и России в XVII в.?

20. Масштабы и причины расширения территории Российского государства в XVII в.

21. Назовите причины, повод, этапы Смутного времени. За счет чего удалось выйти из смуты?

22. Тенденции социально-экономического и политического развития России после Смуты.

23. Почему ХVII в. называют "бунташным" и какую объективную роль сыграли народные выступления?

24. В чем причины и сущность церковного раскола?

25. Что нового появилось в XVIII в. в социально-экономической и политической жизни Европы?

26. Определите основные направления внешней политики России в ХVIII в. Какие территории вошли в состав государства?

27. Чем были вызваны петровские реформы? Их основное содержание.

28. Каковы основные результаты реформ Петра I, их последствия?

29. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II.

30. Почему XVIII в. называют "веком Просвещения?"

31. Что нового появилось в русской культуре XVIII в.?

32. Каковы были основные тенденции мирового развития в ХIХ в.?

33. Какие изменения претерпели территория и население Российской империи в XIV в.?

34. Какие реформы были проведены в правление Александра I?

35. Каковы были причины и последствия выступления декабристов?

36. Что нового появилось в общественном движении России после 1825 г.?

37. Охарактеризуйте новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половине ХIХ в.

38. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г., на российское общество?

39. В чем причины Кавказской войны, и какова ее роль в истории народов России?

40. Как развивалась русская православная церковь в ХIХ в.?

41. Что послужило причинами Великих реформ?

42. В чем заключалась суть реформ, осуществленных во время царствования Александра II?

43. Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право?

44. Почему во второй половине ХIХ в. в России вслед за реформами последовали контрреформы?

45. В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России, его специфика, этапы и воздействие на общество?

46. Каковы последствия и значение Великих реформ для России?

47. Каковы важнейшие особенности российской культуры ХIХ в.?

48. В чем состояли особенности развития капитализма в России?

49. Каковы были основные направления внешней политики в ХIХ в.?

50. В чем состояли особенности России как страны "второго эшелона" капитализма?

51. Охарактеризуйте основные направления политической борьбы в 1894-1904 гг.

52. Причины, основные этапы, результаты первой русской революции.

53. Каковы основные тенденции внешнеполитического развития России в период с конца ХIХ в. до Февраля 1917 г.?

54. В чем заключались особенности образования российских политических партий?

55. В чем причины, содержание и итоги столыпинских реформ? Сравните замысел и итоги. Почему реформы не были завершены?

56. Что изменилось в государственном управлении страны после революции 1905-1907 гг.

57. Как повлияла Первая мировая на экономическое и общественно-политическое развитие России?

58. В чем причины, сущность двоевластия, сформировавшегося в ходе февральской революции 1917 г.

59. Каков был расклад политических сил после Февраля, и что предлагали народу основные российские партии?

60. Являлся ли Октябрь 1917 г. закономерным или случайным явлением?

61. Почему именно большевики пришли к власти?

62. Какие основные проблемы стояли перед большевистским правительством, и как они собирались их решать?

63. Причины, содержание, характер Брестского мира. Какое влияние оказало заключение этого мира на развитие событий в России?

64. В чем причины и суть поворота политики большевиков весной 1918 г.

65. В чем причины Гражданской войны?

66. Охарактеризуйте основные этапы Гражданской войны.

67. Дайте характеристику Белому движению. В чем заключалась его сила и слабость?

68. Почему большевизм победил в Гражданской войне?

69. В чем сущность и значение политики "военного коммунизма?"

70. Какое влияние оказали Гражданская война и "военный коммунизм" на российское общество?

71. Какие изменения произошли в советской внешней политике? Как влияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

72. Почему советское правительство перешло к нэпу?

73. Охарактеризуйте содержание новой экономической политики, ее противоречия и влияние на общественно-политическую ситуацию в стране.

74. Охарактеризуйте причины, этапы, варианты образования союзного государства. Можно ли считать объединение в союз насильственным? Докажите.

75. Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 1920-е гг.? Почему Сталин победил своих политических оппонентов?

76. Охарактеризуйте причины, методы, ход, варианты индустриализации страны.

77. Каковы особенности и результаты форсированной индустриализации в СССР в 1930-е гг.?

78. В чем состояли причины коллективизации сельского хозяйства в СССР, и каковы ее результаты?

79. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 1930-х гг.?

80. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем их сходство и различие с причинами Первой мировой войны?

81. В чем заключалось сходство и различие причин поражения Красной Армии в 1941 г. и весной-осенью 1942 г.?

82. Каковы были особенности контрнаступления советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском?

83. Как формировалась антигитлеровская коалиция? Как развивались отношения СССР с союзниками в годы войны?

84. Назовите и дайте общую характеристику наступательных операций 1944-1945 гг.

85. В чем причины колоссальных побед советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

86. Почему в послевоенный период в международных отношениях началась "холодная война"? В чем ее сущность?

87. Каковы были основные цели внешней политики СССР и этапы ее развития после Великой Отечественной войны?

88. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? Как они были решены?

89. Какие изменения произошли в административно-командной системе управления страной после войны?

90. В чем причины нового витка репрессий?

91. Почему послесталинское руководство сразу начало реформирование страны? Сравните предполагаемые программы реформ Т.М. Маленкова, Л.П. Берия, Н.С. Хрущева.

92. Какой была направленность реформ советского общества в 1953-1964 гг.? Основные успехи и просчеты Н.С. Хрущева.

93. Почему потерпели неудачу реформы Н.С. Хрущева?

94. Какие изменения в социальной политике и культуре произошли в 1953-1964 гг.? Определите место этого периода в последующей истории страны.

95. Покажите тенденции экономического и социального развития страны в 1970-х - начале 1980-х гг. В чем были причины растущего отставания СССР от западных держав?

96. В чем заключались особенности внешней политики СССР в конце 1960-х - начале 1980-х гг.?







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.053 с.)