IV. Текущая и итоговая аттестация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Текущая и итоговая аттестация.



 

Оценка успеваемости студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемый мониторинг усвоения уровня знаний и формирования умений и навыков в течение семестра или учебного года.

Текущий контроль осуществляется в виде учета посещаемости аудиторных занятий и регулярным выполнением самостоятельной работы. Система оценивания деятельности студента на лекции предполагает ответы на проблемные вопросы, другие активные формы участия студента в лекции.

Рубежный контроль осуществляется по изучению самостоятельных разделов дисциплины, учебных модулей курса (коллоквиумы, контрольные работы, тестирование). Контроль осуществляется в устной, письменной форме, а также с помощью тестовых зад аний с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра должно быть проведено как минимум два рубежных контроля (сроки указаны в графике учебного процесса).

Промежуточный контроль – зачет или экзамен в сессионный период.

Система балльно-рейтингового оценивания.

Максимальная сумма баллов – 100 баллов.

В том числе:

60 баллов – текущий контроль (30 баллов аудиторная работа, 30 баллов СРС);

30 баллов рубежный контроль;

10 баллов итоговый контроль.

На основе полученных баллов по видам деятельности выводится средний арифметический балл (общее число баллов по форме занятия делится на число занятий; число баллов по СРС на количество выполненных заданий; суммарное число средних баллов по всем формам занятий на число форм занятий по дисциплине).

Зачет по дисциплине выставляется только на основе балльно-рейтинговой системы. Нижняя граница баллов для выставления зачетов (порог успешности) равна 45 баллам.

Критерии оценивания:

Текущий контроль

1. Отсутствие на лекции, семинаре отказ от ответа — минус 5 баллов;

2. Работа на лекции – 5 баллов;

3. Работа на семинаре:

а) основной ответ — до 30 баллов;

б) дополнение — до 15 баллов;

в) письменный опрос — до 15 баллов.

СРС

а) составление таблиц, схем – 10 баллов;

б) конспектирование статей (монографии)- 10 баллов;

в) другие виды СРС – 10 баллов.

Рубежный контроль

а) контрольный срез — 10 баллов;

б) тестирование — 10 баллов;

в) коллоквиум — 10 баллов.

На основе балльно-рейтинговой системы преподаватель может выставлять экзаменационные отметки с учетом следующей шкалы:

От 45 до 59 баллов – «3» (удовлетворительно);

От 60 до 74 баллов – «4» (хорошо);

От 75 до 90 баллов – «5» (отлично).

При желании студент может сдавать экзамен и набрать от 0 до 10 баллов. Полученный на экзамене балл прибавляется к уже заработанным баллам в ходе семестра.

В случае болезни или другой уважительной причины отсутствия студента на занятиях, ему предоставляется право восполнить пробелы по индивидуальному графику без снижения максимального балла.

Ежемесячный балльно-рейтинговый лист студента

Ф.И.О. студента, факультет, группа

Дисциплина, Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. Текущий контроль СРС Рубежный к/р Итого
Л П/з Сем Лаб
               
               

Семестровый балльно-рейтинговый лист студента

Ф.И.О. студента, факультет, группа

Дисциплина, Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. Текущий контроль ср. балл СРС ср. балл Рубежный к/р ср. балл Итого Экзамен
           

Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов.

2. Происхождение восточных славян. Теории происхождения славян.

3. Формирование государственности Киевской Руси и проблема славяно-варяжского синтеза.

4. Особенности социально-политического строя и феодальных отношений Киевской Руси.

5. Особенности государственной системы в IX-XII вв.

6. Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской исторической науке.

7. Отношения Руси и Золотой Орды: мифы и реальность.

8. Особенности образования Российского государства (конец XV - начало XVI в.).

9. Становление Российского абсолютизма: общее и особенное (XV-XVI вв.).

10. Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостнической системы в России.

11. Эпоха Смутного времени: причины, сущность, последствия.

12. Этапы закрепощения русского крестьянства.

13. Экономическая и социальная политика в первой четверти XVIII в.

14. Сущность и значение реформ Петра I.

15. Эпоха дворцовых переворотов (XVIII в.): причины и цели. Система государственного управления.

16. Правление Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм" в России.

17. Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.

18. Нарастание протеста против существующей государственной системы (XVIII-первая половина XIX в.).

19. Реформы 1860-1870-х гг. XIX в.: причины принятия, содержание, процесс осуществления, результаты.

20. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.

21. Особенности развития в России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

22. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и ее значение.

23. Модернизация политической системы в начале ХХ в. Становление российского парламентаризма.

24. Особенности формирования политических партий в России.

25. Общественное движение в России в начале ХХ в. Революция 1905-1907 гг.

26. Особенности внешней политики России в начале ХХ в. Особенности войн в ХХ в.

27. Революционный процесс в России в начале ХХ в., его эволюция.

28. Россия в Первой мировой войне. Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое развитие страны. Предпосылки революции 1917 г.

29. Революция 1917 г.: от свержения самодержавия к диктатуре пролетариата.

30. Становление Советского государства. Республика Советов в 1918-1929 гг. "Военный коммунизм" и НЭП.

31. Гражданская война как историческое явление и историческая трагедия.

32. Политика "военного коммунизма".

33. Кризис большевистской системы власти в конце 1920-начале 1921 г.

34. НЭП: содержание, противоречия, итоги.

35. Создание СССР: предпосылки, варианты объединения.

36. Политическая борьба в 1920-е гг.

37. Проблемы индустриализации страны: предпосылки, особенности индустриализации, ее итоги.

38. Коллективизация сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

39. Становление административно-командной системы. Культ личности Сталина.

40. Периодизация Великой Отечественной войны. Особенности I периода. Причины неудач Красной Армии.

41. Коренной перелом в ходе войны. Сущность, основные события, итоги.

42. Третий период Великой Отечественной войны. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена Победы.

43. Эволюция государства и общества в послевоенный период.

44. Особенности послевоенного десятилетия.

45. СССР в условиях "холодной" войны.

46. Попытки реформирования системы в послесталинское десятилетие.

47. Стабилизация и консервация советского режима в 1964-1984 гг. Кризис идеологии.

48. Причины и попытки реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР.

49. Распад СССР. Создание новой российской государственности.

50. Основные тенденции развития России на современном этапе.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Самостоятельная работа студентов основана на системе опережающих заданий и рейтинговой системе контроля.

Система опережающих заданий представляет собой оригинальный метод организации самостоятельной работы, при которой знания добываются студентами предварительно, что значительно улучшает качество обучаемости.

Рейтинговая система контроля знаний обеспечивает непрерывность и высокое качество процесса обучения, при которой каждый студент в соответствии с набранным рейтингом (общим количеством баллов за семестр) выходит к сессии с определенным результатом, который можно оспорить во время сдачи экзаменов и зачетов. За выполнение каждого вида самостоятельной работы студент получает соответствующие баллы. Общее количество баллов формируется за счет суммы отчетности аудиторных занятий (устного и письменного опроса) и контроля других форм и видов самостоятельных работ.

Используются различные виды самостоятельной работы:

 

1. Доклады, рефераты, проекты, творческие работы.

2. Исторические эссе, сочинения.

3. Конспектирование научных статей, монографий.

4. Работа с терминами.

5. Анкетирование, интервьюирование, участников исторических событий (например, «Великая Отечественная война», «Коллективизация» и др.).

6. Работа с историческими источниками, литературой: работа с хрестоматией;

6.Составление планов, таблиц, схем, диаграмм.

Работа с контурной картой.

Расписание форм самостоятельной работы студентов для направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»

 

Формы СРС (кол-во часов)
Работа на семинаре, лабораторно-практическом занятии Контрольная работа тестирование (промежуточное, итоговое) Конспектирование научных статей Выполнение таблиц, схем, диаграмм, презентаций Другие виды работ
           

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

V.I. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян? Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств?

2. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

3. Причины принятия христианства на Руси. Как крещение Руси повлияло на ее историю?

4. Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эволюция?

5. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?

6. Каковы причины и особенности образования древнерусского государства?

7. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

8. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в ХIII-ХV вв.

9. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Каковы его последствия?

10. Охарактеризуйте причины и значение распада единой древнерусской народности.

11. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства? Почему Москва возглавляла процесс объединения русских земель?

12. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства?

13. В чем заключались особенности формирования Российского государства? Какую эволюцию претерпел госаппарат к середине XVI в.?

14. Как изменилось положение церкви в России в XV-ХVI вв.?

15. Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи Российского государства?

16. Назовите причины перехода от политики реформ 1540-1550-х гг. к опричному террору.

17. В чем заключались последствия опричнины Ивана Грозного, и какие точки зрения существуют по поводу ее социальной сущности?

18. Как складывалось крепостное право в России?

19. Каковы были основные тенденции развития Европы и России в XVII в.?

20. Масштабы и причины расширения территории Российского государства в XVII в.

21. Назовите причины, повод, этапы Смутного времени. За счет чего удалось выйти из смуты?

22. Тенденции социально-экономического и политического развития России после Смуты.

23. Почему ХVII в. называют "бунташным" и какую объективную роль сыграли народные выступления?

24. В чем причины и сущность церковного раскола?

25. Что нового появилось в XVIII в. в социально-экономической и политической жизни Европы?

26. Определите основные направления внешней политики России в ХVIII в. Какие территории вошли в состав государства?

27. Чем были вызваны петровские реформы? Их основное содержание.

28. Каковы основные результаты реформ Петра I, их последствия?

29. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II.

30. Почему XVIII в. называют "веком Просвещения?"

31. Что нового появилось в русской культуре XVIII в.?

32. Каковы были основные тенденции мирового развития в ХIХ в.?

33. Какие изменения претерпели территория и население Российской империи в XIV в.?

34. Какие реформы были проведены в правление Александра I?

35. Каковы были причины и последствия выступления декабристов?

36. Что нового появилось в общественном движении России после 1825 г.?

37. Охарактеризуйте новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половине ХIХ в.

38. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г., на российское общество?

39. В чем причины Кавказской войны, и какова ее роль в истории народов России?

40. Как развивалась русская православная церковь в ХIХ в.?

41. Что послужило причинами Великих реформ?

42. В чем заключалась суть реформ, осуществленных во время царствования Александра II?

43. Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право?

44. Почему во второй половине ХIХ в. в России вслед за реформами последовали контрреформы?

45. В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России, его специфика, этапы и воздействие на общество?

46. Каковы последствия и значение Великих реформ для России?

47. Каковы важнейшие особенности российской культуры ХIХ в.?

48. В чем состояли особенности развития капитализма в России?

49. Каковы были основные направления внешней политики в ХIХ в.?

50. В чем состояли особенности России как страны "второго эшелона" капитализма?

51. Охарактеризуйте основные направления политической борьбы в 1894-1904 гг.

52. Причины, основные этапы, результаты первой русской революции.

53. Каковы основные тенденции внешнеполитического развития России в период с конца ХIХ в. до Февраля 1917 г.?

54. В чем заключались особенности образования российских политических партий?

55. В чем причины, содержание и итоги столыпинских реформ? Сравните замысел и итоги. Почему реформы не были завершены?

56. Что изменилось в государственном управлении страны после революции 1905-1907 гг.

57. Как повлияла Первая мировая на экономическое и общественно-политическое развитие России?

58. В чем причины, сущность двоевластия, сформировавшегося в ходе февральской революции 1917 г.

59. Каков был расклад политических сил после Февраля, и что предлагали народу основные российские партии?

60. Являлся ли Октябрь 1917 г. закономерным или случайным явлением?

61. Почему именно большевики пришли к власти?

62. Какие основные проблемы стояли перед большевистским правительством, и как они собирались их решать?

63. Причины, содержание, характер Брестского мира. Какое влияние оказало заключение этого мира на развитие событий в России?

64. В чем причины и суть поворота политики большевиков весной 1918 г.

65. В чем причины Гражданской войны?

66. Охарактеризуйте основные этапы Гражданской войны.

67. Дайте характеристику Белому движению. В чем заключалась его сила и слабость?

68. Почему большевизм победил в Гражданской войне?

69. В чем сущность и значение политики "военного коммунизма?"

70. Какое влияние оказали Гражданская война и "военный коммунизм" на российское общество?

71. Какие изменения произошли в советской внешней политике? Как влияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

72. Почему советское правительство перешло к нэпу?

73. Охарактеризуйте содержание новой экономической политики, ее противоречия и влияние на общественно-политическую ситуацию в стране.

74. Охарактеризуйте причины, этапы, варианты образования союзного государства. Можно ли считать объединение в союз насильственным? Докажите.

75. Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 1920-е гг.? Почему Сталин победил своих политических оппонентов?

76. Охарактеризуйте причины, методы, ход, варианты индустриализации страны.

77. Каковы особенности и результаты форсированной индустриализации в СССР в 1930-е гг.?

78. В чем состояли причины коллективизации сельского хозяйства в СССР, и каковы ее результаты?

79. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 1930-х гг.?

80. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем их сходство и различие с причинами Первой мировой войны?

81. В чем заключалось сходство и различие причин поражения Красной Армии в 1941 г. и весной-осенью 1942 г.?

82. Каковы были особенности контрнаступления советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском?

83. Как формировалась антигитлеровская коалиция? Как развивались отношения СССР с союзниками в годы войны?

84. Назовите и дайте общую характеристику наступательных операций 1944-1945 гг.

85. В чем причины колоссальных побед советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

86. Почему в послевоенный период в международных отношениях началась "холодная война"? В чем ее сущность?

87. Каковы были основные цели внешней политики СССР и этапы ее развития после Великой Отечественной войны?

88. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? Как они были решены?

89. Какие изменения произошли в административно-командной системе управления страной после войны?

90. В чем причины нового витка репрессий?

91. Почему послесталинское руководство сразу начало реформирование страны? Сравните предполагаемые программы реформ Т.М. Маленкова, Л.П. Берия, Н.С. Хрущева.

92. Какой была направленность реформ советского общества в 1953-1964 гг.? Основные успехи и просчеты Н.С. Хрущева.

93. Почему потерпели неудачу реформы Н.С. Хрущева?

94. Какие изменения в социальной политике и культуре произошли в 1953-1964 гг.? Определите место этого периода в последующей истории страны.

95. Покажите тенденции экономического и социального развития страны в 1970-х - начале 1980-х гг. В чем были причины растущего отставания СССР от западных держав?

96. В чем заключались особенности внешней политики СССР в конце 1960-х - начале 1980-х гг.?

97. Почему в 1960-1980 гг. СССР оказался на пороге кризиса?

98. Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 1960-1980-е гг.?

99. Охарактеризуйте основные этапы перестройки. В чем причины радикализации реформ в 1985-1990 гг.?

100. Какова была программы реформ в политике и экономике?

101. Покажите основные причины и проявления кризиса перестройки. Каковы ее итоги?

102. Почему раскололся СССР? Можно ли было сохранить Советский Союз?

103. Каковы были основные положения и результаты экономических реформ Е. Гайдара?

104. Каковы цели и содержание осуществляемых в современной России реформ?

105. Какие изменения произошли в общественно-политической жизни постсоветской России?

106. Как осуществлялось социально-экономическое развитие России в постсоветский период?

107. Каковы основные направления внешней политики Российской Федерации?

108. Что изменилось в социальном развитии страны в постсоветскую эпоху?

V.II. Проблемно-теоретические вопросы

По истории России XX в.

1. Была ли Россия в начале XX в. великой державой, имеющей мировой статус?

2. В чем заключались глубинные противоречия российского общества, дестабилизирующие социально-экономическую и политическую жизнь страны в начале XX в.?

3. Были ли шансы на установление в России конституционной монархии? Царизм и модернизация России: консервативно-охранительные тенденции и попытки реформ.

4. Борьба консервативно-охранительного, либерально- буржуазного и революционного течений в политической жизни страны в начале века. Складывание российской многопартийности.

5. Исторический опыт реформаторской деятельности в России во второй половине XIX - начале XX в.: итоги и уроки.

6. Причины вступления России в первую мировую войну. Была ли в России "партия войны"?

7. Были ли неизбежными Февральская революция и ликвидация самодержавия в России?

8. Альтернативы политического процесса в стране в марте-октябре 1917 г. Черты политического портрета лидеров - типичное и особенное.

9. События октября 1917 г.: насильственный переворот или закономерный итог развития событий?

10. Судьбы революционной идеи на Западе и в России в начале XX в. Можно ли ставить вопрос о виновниках развязывания гражданской войны в России, а если можно, то кто главный виновник? Чем были предопределены ее итоги, на чьей стороне был народ?

11. Оправдано ли было ожидание большевиками мировой социалистической революции?

12. Нэп: временное отступление или "всерьез и надолго"? 1920-е гг.: продолжение гражданской войны или стремление к политическому миру? Что хотел сказать Ленин в политическом завещании?

13. Было ли насильственным образование СССР?

14. Почему вместо провозглашенной диктатуры класса фактически была установлена диктатура партии? И партии ли?

15. Оправдан ли был курс на ускоренную индустриализацию страны и массовую насильственную коллективизацию сельского хозяйства острой необходимостью модернизации страны?

16. Поддерживал ли народ преобразования 1930-х гг.? Были ли альтернативы установлению в стране тоталитарного режима?

17. СССР накануне второй мировой войны: один из ее поджигателей или миротворец?

18. Причины поражения Красной Армии в начальном периоде войны.

19. За что сражался народ в Великой Отечественной войне? Цена победы.

20. Сталин в годы Великой Отечественной войны в народном сознании, в оценках современников и историков.

21. Почему в послевоенные годы возникло противостояние бывших союзников? Кто виновен в развязывании "холодной войны"?

22. Альтернативы послевоенного развития страны. Можно ли назвать конец 1940-х - начало 1950-х гг. апогеем сталинизма?

23. Эпоха Хрущева: волюнтаризм или первая попытка модернизации социализма?

24. Реформы второй половины 1960-х гг., их результаты. Противоречия политической, социально-экономической и духовной жизни страны в 1970-е гг.

25. Основные направления и результаты внешней политики СССР 1960-1970-х гг.

26. Причины застоя 1970-х гг. Был ли застой, и была ли неизбежной перестройка?

27. Зигзаги генеральной линии и альтернативы перестроечного процесса. Этапы перестройки.

28. Перестройка: благо или несчастье народа? Результаты перестройки.

29. Коммунистическая партия - инициатор или тормоз перестройки?

30. Политический портрет М.С. Горбачева. Можно ли было избежать распада СССР?

31. Курс на суверенизацию России: объективная необходимость или ускоритель распада СССР?

32. Альтернативные пути и варианты развития суверенной России в начале 1990-х гг.

33. Национальные интересы и национальная безопасность современной России.

34. Что Вы понимаете под лозунгом "Возрождение России": продолжение прерванного Октябрем пути? Возврат к положению сверхдержавы? Взлет национального самосознания? Иное?

35. Был ли СССР сверхдержавой? Почему с провозглашением нового политического мышления СССР быстро потерял своих союзников?

36. Российские реформы XX в.: необходимость, этапы, условия и результаты. Общая характеристика и судьбы российских реформ. Специфика российского варианта многопартийности. Особенности вариативного характера российской истории XX в. Вклад русской культуры XX в. в общемировую сокровищницу. Восприимчива ли Россия к мировой культуре?

37. Особенности и факторы становления российской цивилизации. Россия и мир сегодня.

38. Россия сегодня. Факторы, влияющие на выбор пути развития, альтернативы, варианты и противоречия развития.

V.III. Тестовый контроль.

1. В каком городе, согласно летописи, начал княжить Рюрик?

а) Новгороде

б) Киеве

в) Белозерске

г) Изборске

2. Древнерусское государство с центром в г. Киеве было создано в

а) 789г.

б) 802г.

в) 862г.

г) 882г.

3. Княгиня Ольга

а) уменьшила размер полюдья

б) отменила выплату дани Киеву племенами кривичей

в) освободила от уплаты дани древлян

г) упорядочила размеры полюдья

4. Одна из важных особенностей политической организации Древнерусского государства заключалась в том, что

а) верховная власть принадлежала князю

б) верховная власть принадлежала церкви

в) верховная власть принадлежала князю (с дружиной) и вече

г) верховная власть принадлежала вече

5. Любечский съезд князей состоялся в

а) 1075г.

б) 1087г.

в) 1097г.

г) 1125г.

6. Вотчина — это

а) земля, полученная в пользование на условиях военной службы и выплаты части дохо­да землевладельцу

б) пожалованные земли за несение военной службы и выполнение определенных обя­занностей

в) крупное землевладение, которое давалось на правах аренды

г) крупное землевладение, передаваемое по наследству

7. Какое название в историографии получила теория, согласно которой образование Древ­нерусского государства связано с варягами?

а) варяжская

б) скандинавская

в) норманская

г) антинорманская

8. Монгольский чиновник, собиравший дань с покоренных народов, назывался

а) баскаком

б) ханом

в) численником

г) беком

9. Кто возглавлял монгольский поход на Русь в 1237-1240 гг.?

а) Чингисхан

б) Угедей

в) Батый

г) Джучи-хан

10. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло

 

а) на реке Сити в 1212 г.

б) на реке Оке в 1221 г.

в) на реке Калке в 1223 г.

г) нареке Днепре 1237г.

11. В каком ряду обе даты связаны с борьбой Руси против монголо-татарского ига

а) 1380г., 1478г.

б) 1380г., 1480г.

в) 1382 г., 1485 г.

г) 1480 г., 1533 г.

12. Укажите общегосударственные органы управления — прототипы приказов.

а) Казна и Боярская дума

б) Боярская дума и Земский собор
в) Казна и Дворец

г) Большой приказ и Дворцовая палата

13. Судебник был создан в

а) 1478г.

б) 1480г.

в) 1497г.

г) 1533г.

14. Порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю называется

а) кормлением

б) волостением

в) местничеством

г) стяжательством

15. Как согласно Судебнику 1497 г. называлась выплата, которую крестьянин платил при пе­реходе от одного феодала к другому?

а) оброк

б) выход

в) долг

г) пожилое

16. Судебник Ивана III

а) установил в масштабах всей страны единый срок выхода крестьян (две недели в году) и его условия

б) ограничивал переход крестьян одной зимней неделей

в) разрешал крестьянам переход от одного феодала к другому в любое время, но с усло­вием выплаты за пользование землей

г) запрещал крестьянам переселяться из одной волости в другую

17. Кто из названных (московских) князей первым принял титул «Государь всея Руси»?

а) Василий III

б) Дмитрий Донской

в) Иван Калита

г) Иван III

18. Какое событие относится к правлению Ивана IV?

а) строительство колокольни Ивана Великого

б) постройка Ивангорода

в) Ливонская война

г) смерть царевича Дмитрия

19. Храм, построенный Иваном Грозным в честь победы над Казанью, — это

а) храм Василия Блаженного

б) Успенский собор

в) Ивановская церковь

г) церковь Вознесения

20. Социальная группа, получавшая землю в пользование за службу князю, —

а) крестьяне

б) дворяне

в) бояре

г) духовенство

21. На каком основании Борис Годунов занял трон после смерти Федора Ивановича?

а) как ближайший родственник династии Рюриковичей

б) как самый именитый боярин
в) без всяких оснований

г) был избран Земским собором

22. Как назывался земельный участок, получаемый служилым человеком от князя в вечное пользование и передаваемый по наследству в XVI-XVII вв.?

1) вотчина

2) поместье

3) слобода

4) отруб

23. Одна из главных причин Смуты —

а) династический кризис

б) частые набеги крымских татар

в) появление самозванцев

г) польско-шведская интервенция

24. Реформа Никона включала в себя

а) введение патриаршества

б) провозглашение Москвы духовным наследником Византии

в) объявление автокефалии русской церкви

г) изменение церковных обрядов

25. В 1654 г.

а) был отменен Юрьев день

б) была введена в обращение медная монета

в) Украина была включена в состав России

г) было создано новое Соборное уложение

26. Приказ — это

а) совещательный орган при царе

б) орган центрального управления

в) судебное учреждение при земстве

г) организация земского управления

27. В результате какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю?:

а) Ливонской (1558-1583);

б) Смоленской (1632-1634);

в) Северной (1770-1721);

г) Семилетней (1756-1763).

28. В результате государственных и административных реформ Петра Великого в России:

а) утвердилась абсолютная власть монарха;

б) усилилась роль Земских соборов;

в)усилилась роль Боярской думы;

г) утвердилась роль Верховного тайного совета.

29. Назовите два новых высших органа власти, созданные в царствование Петра I:

а) Правительствующий Сенат;

б) Синод;

в) Коллегии;

г) Дистрикты;

д) Министерства.

30. Указ о престолонаследии (1722 г.):

а) заменил титул «Царь» на новый титул «Император»;

б)установил порядок, при котором престол всегда передавался старшему сыну или старшему в роду по мужской линии;

в) давал право царствующему императору назначать наследника по своему желанию;

г) разрешал передавать престол не только сыну, но и дочери.

31. К внутренней политике Екатерины II нельзя отнести:

а) учреждение Вольного экономического общества;

б) созыва Уложенной комиссии;

в) учреждение Сената;

г) губернскую реформу.

32. Документ, представленный Екатериной II Уложенной комиссии, назывался:

а) «Наказ»;

б) «Устав»;

в) «Уложение»;

г) «Жалованная грамота».

33. Какой период вошел в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов»:

а) 1725-1801 гг.;

б) 1725-1762 гг.;

в)1727-1761гг.;

г) 1730-1801 гг.

34. Крупнейшим восстанием в царствование Екатерины II руководил:

а) С. Разин;

б) И. Болотников;

в) Е. Пугачев;

г) К. Булавин.

35. Бурный рост мануфактур при Петре 1 был связан в первую очередь с:

а) необходимостью снабжения армии и флота в условиях Северной войны;

б) финансовым и экономическим сотрудничеством с западными странами;

в) растущим спросом населения на промышленные товары;

г) быстрым ростом благосостояния населения.

 

36. Манифест о вольности дворянства был подписан:

а) Анной Иоанновной;

б) Елизаветой Петровной;

в) Петром III;

г) Екатериной II.

37. Как назывался документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе:

а) Табель о рангах;

б) Указ о единонаследии;

в) Строевое положение;

г) Регламент адмиралтейства

38. «Указ о трехдневной барщине» Павла I:

а) ограничивал работа крестьянина на помещика тремя днями в неделю;

б) запрещал продавать крестьян без земли;

г) ограничивал работу крестьян тремя днями в месяц

39. Кому принадлежит идея крестьянского социализма

а) Белинскому

б) Чернышевскому

в) Герцену

40. Какое государственное устройство должно было установиться в Росси по проекту П.Пестеля

а) конституционная монархия

б) демократическая республика

в) самодержавная монархия

41. Планы Наполеона после выхода из Москвы

а) идти по Владимирской дороге

б) отступить через Ярославль

в) совершить поход на Калугу и Тулу

42.Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н.Муравьева

а) демократическая республика

б) самодержавная монархия

в) конституционная монархия

43.Почему декабристы были вынуждены выступить в декабре 1825 г. ранее намеченного срока

а) внезапно умер Александр I

б) произошло объединение Северного и Южного обществ

в) план восстания был готов, и члены общества не хотели терять времени

44. В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах

а) в 1801 г.

б) в 1803 г.

в) в 1812 г.

45. Годы правления Николая I

а) 1812-1848

б) 1825-1855

в) 1825-1861

46. Почему Александр I отказался от введения конституции в России

а) помешали крестьянские бунты

б) помешала война 1812 года

в) дворянство оказало мощное сопротивление реформаторскому курсу

47. Какие вопросы во внутренней политике Александра I имели приоритетное значение

а) военный, финансовый, правовой

б) экономический, социальный, национальный

в) крестьянский, административный, просветительский

48. Укажите дату Бородинского сражения

а) 13 октября 1812 г.

б) 26 августа 1812 г.

в) 3 декабря 1812 г.

49. Какие изменения произошли в административном управлении России в годы царствования Николая I

а) усилилась роль Государственного Совета

б) возросла роль императора и его канцелярии

в) усилилась роль Сената

50. Кто до 1861 г. был закрепощен в России?

а) крестьяне;

б) дворяне;

в) мещанское сословие.

51. Как называется процесс превращения промышленности в основную отрасль экономики?

а) урбанизация;

б) индустриализация;

в) модернизация.

52. Какие представительные органы местного самоуправления были введены в 34 губерниях Центральной России в 1864 г.?

а) земства;

б) городские думы;

в) сельские думы.

53. Когда вышел закон о Государственной Думе, по которому она действовала?

а) 5 августа 1905 г.;

б) 11 декабря 1905 г.;

в) 20 февраля 1906 г.

54. Какой марксистский кружок был создан В.И.Лениным и Ю.О. Мартовым в 1895 г. в Петербурге?

а) «Земля и воля»

б) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

в) «Союз 17 октября»

55.К последствиям отмены крепостного права в России можно отнести:

а) ускорение экономического развития страны;

б) быстрое разрушение крестьянской общины;

в) ликвидация помещичьего землевладения;

г) упадок русской промышленности.

56. И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения:

а) индивидуальный террор необходим для дезорганизации правительства;

б) русская буржуазия – враг революции и служанка самодержавия;

в) нужен прочный союз крестьянства с рабочими;

г) интеллигенция должна «уплатить долг» народу.

57. Результат судебной реформы в России при Александре II:

а) замена суда присяжных судом народных заседателей;

б) создание Верховного Суда;

в) появление прокуратуры;

г) создание адвокатуры.

58. С.Ю. Витте стимулировал:

а) железнодорожное строительство

б) приток иностранного капитала;

в) рост государственных доходов;

г) верно все вышесказанное.

59. Последствие финансовой реформы С.Ю. Витте:

а) усиление финансовой зависимости России от западных держав;

б) превращение рубля в свободно конвертируемую валюту;

в) рост расходов на поддержку помещичьего землевладения;

г) прекращение притока иностранного капитала.

60. Лидером партии октябристов был:

а) С.Ю. Витте;

б) П.Н. Милюков;

в) А.И. Гучков;

г) П.А. Столыпин.

61. Отруб – это земля:

а) предоставлявшаяся Крестьянским банком для организации хуторского хозяйства;

б) дававшаяся переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке;

в) арендовавшаяся крестьянами у помещиков и государства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.395 с.)